ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 6
1.1 Понятие социально-коммуникативного развития дошкольника 6
1.2 Подвижная игра и методика ее организации в детском саду 12
1.3 Возможности подвижных игр для социально-коммуникативного
развития дошкольников 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОНЫТНО-НОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 28
2.1. Диагностические методики определения уровня развития показателей социально-коммуникативного развития детей 28
2.2 Результаты диагностики уровня социально-коммуникативного
развития дошкольников 33
2.3 Организация подвижных игр, направленных на повышение уровня
социально-коммуникативного развития детей 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
Актуальность исследования. В дошкольных учреждениях, необходимо проводить развивающую работу по формированию у дошкольников социально-коммуникативных способностей, как одного из значимых для полноценного развития человека компонента социальных компетенций.
Подвижные игры, как средство физического воспитания, являются в дошкольном возрасте наиболее эффективным условием разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни [52, с. 41].
Вопрос физического (телесного) и личностного взаимодействия чрезвычайно важен в период дошкольного детства, когда у ребенка появляется оценочное отношение к себе и другим, что в значительной степени влияет на успешность их деятельности, способность приобретать друзей и выступать активным действующим лицом в познании внешнего мира [52]. Решение данной проблемы возможно лишь за счет комплексного воздействия средств физического воспитания, затрагивающего одновременно физическую и личностную составляющую данного процесса. Поэтому воздействие подвижных игр на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Объект исследования - процесс социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - подвижная игра как средство социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявление и апробирование на практике условий проведения подвижных игр, способствующих повышению уровня социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В основу исследования положена следующая гипотеза: социальнокоммуникативное развитие дошкольников старшего возраста может быть эффективным, если:
• будут подобраны подвижные игры различной степени сложности, которые поэтапно будут включаться в воспитательный процесс ДОО: коллективные ^ командные ^ индивидуальные ^ игры-соревнования;
• на каждом этапе подвижной игры педагог будет создавать условия для активизации компонентов социально-коммуникативного развития детей: задавать вопросы, создавать проблемные ситуации, ситуации выбора, анализа, взаимодействия, поддержки и т.д.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования.
2. Дать характеристику социально-коммуникативному развитию дошкольников.
3. Рассмотреть методику и организацию подвижных игр и их возможности для социально-коммуникативного развития дошкольников.
5. Составить комплекс подвижных игр и сформулировать условия их проведения, способствующие повышению уровня социальнокоммуникативного развития детей.
4. Провести опытно-поисковую работу по реализации подвижных игр в ДОО с целью повышения уровня социально-коммуникативного развития дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют: идеи оптимизации систем физического воспитания на разных этапах онтогенеза (Н.А. Фомин, В.П. Филин; Л.П. Матвеев; В.К. Бальсевич; Б.А. Никитюк); теории детского личностного развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); теоретические положения о единстве умственного, нравственного и физического в формировании личности, важнейшей роли физической культуры в этом процессе (В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и др.), теоретические основы методики организации и проведения подвижных игр (П.Ф. Лесгафт, Н.Н. Кильпио, Л.В. Былеева, Л.Н. Волошина и др.), совокупность теоретических положений о физическом воспитании дошкольников как целостном многокомпонентном процессе управления развитием ребенка (Е.А. Аркин, В.В. Гориневская, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина и др.).
База исследования: «Сажинский детский сад», с. Сажино Артинского района.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка информационных источников, содержащего 59 наименований.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» раскрывает качество дошкольного образования, что выражается в степени соответствия федеральному государственному образовательному стандарту. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, овладение дошкольниками посредством общения и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важное интегративное качество. Чтобы стать образованными, легко адаптироваться к обществу, быть общительными, дошкольники должны овладеть социальными и коммуникативными качествами. Таким образом, формирование социальнокоммуникативных качеств является важным условием нормального психологического развития ребенка.
Целью данной работы стало выявление и апробирование на практике условий проведения подвижных игр, способствующих повышению уровня социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: определены характеристики социально-коммуникативного развития дошкольников, подобраны методики диагностики особенностей социально - коммуникативного развития, определена методика организации подвижных игр и описаны их возможности для социально-коммуникативного развития дошкольников, составлен комплекс подвижных игр и определены условия их проведения.
Изучение теоретических источников позволило сделать определенные выводы.
Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и 53
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и всем окружении.
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности. Осуществляя эту работу, можно добиться высоких результатов в развитии личности детей, их самосознания, самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развития собственного «Я».
Далее было проведено исследование, позволяющее изучить социально - коммуникативное развитие дошкольников 6 лет.
В качестве показателей социально - коммуникативного развития дошкольника:
• степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;
• степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• развитость самостоятельности и саморегуляции;
• уровень развития социального и эмоционального интеллекта;
• уровень развития эмпатии и симпатии.
В диагностическом исследовании приняли участие 14 воспитанников старшей группы детского сада.
В группе испытуемых у дошкольников сформированы на высоком уровне показатели социально-коммуникативного развития. Наибольшие затруднения испытывают дошкольники при выстраивании партнерского диалога - у 20%.
При обобщении результатов всех пяти методик был определен уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень - 14% (2 человека). Средний уровень -43% (6 человек). У таких дошкольников наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам. Высокий уровень - 43% (6 человек). У таких дошкольников нет проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками в целом.
Учитывая, что 14% детей имеют низкий уровень развития социальнокоммуникативного развития, а 43% — средний уровень, можно считать, что проблема исследования является актуальной и следующей задачей становится разработка содержания деятельности по применению подвижных игр в развитии социально-коммуникативного развития дошкольников в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Цель деятельности: повышение уровня социально-коммуникативного развития дошкольников при реализации подвижных игр в ДОО.
В ходе деятельности использования подвижных игр различной степени сложности, которые включаются поэтапно: коллективные ^ командные ^ индивидуальные ^ игры-соревнования - позволяет создать условия для социально-коммуникативного развития, а именно формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, формирование поведенческой активности в совместной деятельности.
С помощью подвижных игр удается наиболее полно реализовать и развить все основные навыки социально - коммуникативного развития при условии, что на каждом этапе подвижной игры воспитатель будет создавать условия для активизации компонентов социально-коммуникативного развития детей: задавать вопросы, создавать проблемные ситуации, ситуации выбора, анализа, взаимодействия, поддержки.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Абашева, Е. Л. Воспитание дружеских взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр [Электронный ресурс]. URL: http://ggpi.org/fi les/abashevael.pdf (дата обращения:
25.12.2018).
2. Абрамян, Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания [Текст] / Л. А. Абрамян. - Таллин, 1984. - 80 с.
3. Агафонова, И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника [Текст] : Учебно-методическое пособие. / И.Н. Агафонова. - СПб: А1111О, 2006. - 82 с.
4. Алябьева, Г. Л. Психогимнастика в начальной школе [Текст] / Г. Л. Алябьева. - М. : [б.и.], 2005. - 88 с.
5. Андреева, Г. М Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.- М. : Наука, 2002. - 564 с.
6. Асмолов, А. Г. 1сихология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.- 364 с
7. Балакирева, Т. С. Эмоции и дети [Текст] / Т. С. Балакирева // Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования. - 2005. - № 1. - С.65-70.
8. Белоцерковец, Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. И. Белоцерковец. - Карачаевск : [б.и.], 2002 .- 229 с.
9. Бессмертная, Ю. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра в процессе коррекционный работы [Текст] / Ю. В. Бессмертная // Известия Российского гос. ун-та им. А. И. Герцена. - 2008. - № 80. - С.392-398.
10. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
11. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : [б.и.], 2004. - 544 с.
12. Быкова, А.И. Психология [Текст] / А. И. Быкова, В. С. Мухина. - М. : [б.и.], 1988. - 488 с.
13. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-синтез, 2010. - 112 с.
14. Запорожец, А. В. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. - М. : Педагогика, 1978. - 572 с.
15. Зворыгина, Е. В. Игра дошкольника [Текст] / Сост. Е. В. Зворыгина. - М. : Просвещение, 1999. - 286 с...