Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №93727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «коммуникативная деятельность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Приемы и методы развития коммуникативной деятельности у
дошкольников 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Характеристика диагностик, изучающих коммуникативные умения
детей дошкольного возраста 26
2.2. Данные диагностики по коммуникативному развитию детей
старшего дошкольного возраста 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию коммуникативной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51


Актуальность темы исследования.
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Коммуникативные навыки - это средства, обеспечивающие успешную деятельность человека в сфере в коммуникации. Более того, конструктивное общение - показатель культуры современной личности в целом.
Важность коммуникативных навыков становится очевидной, когда их отсутствие затрудняет общение со сверстниками и взрослыми и приводит к повышению тревожности и нарушает процесс общения в целом.
Мнение ученых сводится к тому, что нарушение общения в детском возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов, к нарушению функций речи, к низкому уровню взаимоотношений с окружающими и возникновению трудностей в обучении.
Практика показывает, что коммуникативное развитие дошкольников - это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы со стороны педагогов, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. ФГОС дошкольного образования предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, коммуникативное развитие дошкольника выделено в образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Это направление развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования: каковы приемы и методы в развитии коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определила тему выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель: теоретически и практически обосновать продуктивность
приемов и методов, развивающих коммуникативную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является приемы и методы, развивающие коммуникативную деятельность детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
2. Провести анализ развития коммуникативной деятельности у групп дошкольников.
3. Разработать и апробировать приемы и методы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
Теоретико-методологической основой развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста являлись труды таких ученых, как М.С. Каган, Л.С. Выготский Л.С., А.П. Назаретян и др. В целом, необходимо отметить, что эта проблема еще не изучена и исследуется по сей день многими учеными.
Практическая значимость исследования состоит в апробации приемов и методов, которые продуктивно развивают коммуникативную деятельность у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- практические методы: наблюдение, интервьюирование, тестирование, интерпретация результатов исследования.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. При этом первая глава носит теоретико-методологический характер, а вторая глава посвящена исследованию эффективности разработанной системы психолого- педагогических приемов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из важнейших проблем в педагогике является проблема социально-коммуникативного развития детей посредством вовлечения их в коммуникативную деятельность. Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения детей, где часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Поэтому выбранная тема работы «Развитие коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста» не случайна и актуальна на сегодняшний день.
Целью настоящей работы являлось теоретическое и практическое обоснование продуктивности приемов и методов, развивающих коммуникативную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены вопросы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
В связи с поставленной задачей были проанализированы понятия «коммуникация», «коммуникативная деятельность». Выявлено, что коммуникативная деятельность предполагает выделение четырех базовых компонентов: поведенческий; эмотивный (эмоциональный); познавательный (когнитивный); личностный. Эти структурные компоненты коммуникативной деятельности у ребенка формируются постепенно и, к сожалению, не всегда правильно. Поэтому очень важно их вовремя начать развивать.
Также в связи с поставленной первой задачей были выявлены основные методы и приемы развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Был проведен анализ развития коммуникативной деятельности у групп дошкольников. За основу были взяты две группы детей старшего дошкольного возраста: группа «А» и группа «Б». Было проведено исследование уровня развития коммуникативной деятельности детей в двух группах на начальном и контрольном этапах с использованием диагностик по трем методикам:
1) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).
2) Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко).
3) Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).
Диагностика показала следующее:
По карте наблюдений (методика А.М. Щетининов и М.А. Никифоровой) соотношение детей, имеющих низкий уровень одинаково - по 40 %. Детей, имеющих средний уровень в группе «А» на 1 человека меньше - 50 %, а высокого - на 1 человека больше (10 %). Очень высокого уровня нет ни в той, ни в другой группе исследуемых детей.
По методике «Игровая комната» также наблюдалось то, что высокого уровня не было ни в одной из групп, а средний и низкий уровни - одинаково распределены в той, и в другой группах.
Методика «Выбор в действии» дала примерно такие же результаты по уровню развития коммуникативных навыков, что и первые две методики.
На формирующем этапе был представлен комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников в группе «А». Были предложены несколько дидактических игр, даны рекомендации по подготовке и реализации сюжетно-ролевых игр, представлены инструкции выполнения подвижных коммуникативных игр и рекомендации в части работы с родителями по развитию коммуникативных навыков.
На контрольном этапе была проведена диагностика обеих групп. Результаты по трем диагностикам стали значительно выше у группы «Б»: появились дети с высоким и очень высоким уровнем, исчезли дети с низким уровнем, а детей со средним уровнем развития коммуникативных навыков стало намного меньше.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2017. - 363 с.
2. Барыленко, В.В. Развитие коммуникации и общения ребенка [Текст] / В.В. Барыленко // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №1¬
3. - С.109-114.
3. Батенова, Ю. В., Рощина, О. А. Личность дошкольника: коммуникативная компетентность и социальный статус ребенка [Текст] / Ю.В. Батенова, О.А. Рощина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - №1 (30). - С.28-31.
4. Белобрыкина, О.А. Речь и Общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия К., 2018. - 239 с.
5. Бизюкова, Н.В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста [Текст] /Н.В.Бизюкова// Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: сб. научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции.: в 2 ч./ гл.ред. С.А. Герасимов. - Архангельск, 2017. - С. 173-177.
6. Браудо, Т.Е., Бобылова, М.Ю., Казакова, М.В. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С.41-46.
7. Вальтер, И. В. Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО [Текст] /И.В. Вальтер// Символ науки. - 2016. - №2-1. - С. 83-86.
8. Вахрамеева, О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО [Текст] /О.А. Вахрамеева// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - №1 (29). - С.25-27.
9. Винокурова, С.З., Саввина, А.С. О понятии «учебно¬
коммуникативная деятельность»: постановка проблемы [Текст] / С.З. Винокурова, А.С. Саввина
// Педагогический журнал. - 2019 - Т. 9. - № 5А. Ч. II. - С. 666-672.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 160 с.
11. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для вузов [Текст] / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 231 с.
12. Григорьева, Ю.С., Половодова, Л.С. Диагностический инструментарий для изучения родительской компетентности в вопросах формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.С. Григорьева, Л.С. Половодова. - ЦИТИСЭ. - 2020. - № 1 (23). - С. 58-68.
13. Гусева, Д. И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. - 2019. - №20-2 (74). - С.78-83.
14. Дуда, И. В., Измайлова, Е.В. Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности [Текст] / И. В. Дуда, Е. В. Измайлова // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 458-462
15. Жучкова, Г.Н. Нравственные беседы: с детьми 4-6 лет. Занятия с
элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов,
воспитателей, педагогов [Текст] /Г.Н. Жучкова. - М.: Издательство Гном, 2018. - 64 с.
16. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата [Текст] / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019 — 395 с.
17. Зимняя, И.А., Мазаева, И.А., Лаптева, М.Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение [Текст] / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева; под редакцией профессора И. А. Зимней; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО). - Москва: Аспект пресс, 2020. - 395 с.
18. Зотова, И. В. Сущность и характеристика понятия «социально-коммуникативная компетенция» [Текст] / И.В. Зотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67-1. - С.111-114.
19. Зотова, И. В., Штумпф Н. В. Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности [Текст] / И.В. Зотова, Н.В. Штумпф // Наука, техника и образование. - 2018. - №4 (45). - С.79-82.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ