Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка

Работа №97075

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности речевого развития младших школьников 6
1.2. Понятие о тексте. Текстовые умения как основа развития связной
речи учащихся 10
1.3. Содержание и методы работы по формированию текстовых
умений у младших школьников 14
1.4. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку
в аспекте совершенствования текстовых умений младших школьников 19
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ
ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 30
2.1. Выявление уровня сформированности текстовых умений
третьеклассников 30
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
текстовых умений третьеклассников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65


В современной школе большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, предполагающее овладение языком как средством общения, поскольку именно в процессе общения происходит развитие интеллекта школьника, формирование его личностных качеств. Умение свободно и связно выражать мысли и наилучшим образом пользоваться языковыми средствами является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе [14].
Приоритетным направлением действующих образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования. Изучение курса русского языка на ступени начального общего образования направлено на понимание учащимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС НОО должны отражать «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [51].
В современных педагогических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.). Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев).
Теоретические вопросы развития связной речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов и методистов Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.И. Жинкина, М.С. Соловейчик и др. Методика развития связной речи рассматривает возможности изучения текста в школе, начиная с первого года обучения. В основе методики развития связной речи учащихся лежит обучение созданию текстов. На основе знаний о тексте, его существенных признаках, структуре построения и происходит формирование текстовых умений, а они в свою очередь являются базой, на которой совершенствуются коммуникативно-речевые умения учащихся.
Сегодня УМК по русскому языку ориентированы на речевое развитие младших школьников, что продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни и ростом коммуникативной активности членов нашего общества. Однако, несмотря на большое количество публикаций и методических разработок по проблеме развития речи, обучающиеся начальной школы испытывают определённые трудности в работе над текстом и допускают недочёты в процессе самостоятельного составления текста. Потребность современного общества в повышении речевой культуры выпускников школы, а также необходимость поиска эффективных методов обучения восприятию и созданию текста определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования - совершенствование текстовых умений младших школьников в условиях обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений третьеклассников.
На пути к достижению цели поставлены следующие задачи:
1. Установить на основе изучения лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы возрастные особенности речевого развития детей младшего школьного возраста;
2. Определить состав текстовых умений, формирующихся у младших школьников в процессе обучения русскому языку;
3. Определить эффективные методы и приемы работы по формированию текстовых умений на уроках русского языка;
4. Проанализировать учебно-методические комплексы по русскому языку для начальной школы в аспекте совершенствования у учащихся текстовых умений;
5. Исследовать уровень сформированности текстовых умений у учащихся 3 класса;
6. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений учащихся 3 класса на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательские методы: теоретический анализ литературы по проблеме; педагогическая диагностика, анализ продуктов деятельности учащихся, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: учащиеся 3«а» класса средней общеобразовательной школы № 177 города Екатеринбурга в количестве
18 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, четырех приложений. Список использованной литературы включает 59 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Речевое развитие младших школьников - одно из основных направлений в обучении русскому языку. Научить детей свободно и связно выражать свои мысли является конечной целью всей системы обучения русскому языку. Особое значение в начальных классах приобретает работа по обучению связной речи. Именно в начальной школе у детей должны закладываться умения разбираться в структуре связного текста, в средствах межфразовой связи, формироваться текстовые понятия.
В младшем школьном возрасте текстовые умения находятся на стадии формирования, поэтому учащиеся испытывают трудности при работе с текстом. В содержание работы по формированию текстовых умений учащихся входят разные по виду и содержанию упражнения, предполагающие работу с текстом, готовым или создаваемым.
Методическая работа по развитию текстовых умений реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое значение принадлежит учебнику. Нами были проанализированы учебно-методические комплекты по русскому языку УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной и УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко в аспекте совершенствования текстовых умений учащихся. Анализ УМК показал, что учебники М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко предоставляют большие возможности для полноценной, системной работы, направленной на формирование и совершенствование у младших школьников текстовых умений. В учебнике УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной использованы не все потенциальные возможности для совершенствования текстовых умений, открывается возможность для разработки и внедрения дополнительных упражнений к учебникам для совершенствования текстовых умений учащихся.
Диагностика уровня сформированности текстовых умений на уровне восприятия и создания высказывания у учащихся третьего класса показала, что большинство учащихся обладают средним уровнем развития текстовых умений.
Для совершенствования текстовых умений третьеклассников мы предлагаем провести работу посредством комплекса упражнений, который структурирован по целевому признаку и представлен в виде тематического планирования. Мы считаем, что использование на уроках русского языка разнообразных видов упражнений, представленных в тематическом планировании, правильное соотношение данных упражнений, регулярность и непрерывность использования дадут положительный результат в работе над совершенствованием текстовых умений младших школьников.



1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997. 144 с.
2. Бабушкина Т.В. Этимологический анализ в начальной школе. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. 115 с.
3. Блонский П.И. Психология младшего школьника: избр. психол. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. 631 с.
4. Богуславская Н.Е, Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
5. Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2004. 240 с.
6. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 173 с.
7. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология: избр. психол. труды / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
10. Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М.: Наука, 1981. С. 18-29.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
12. Гогун Е.А. Графическая наглядность и методика ее применения на уроках русского языка в начальных классах // Развивающее языковое образование в современной начальной школе: учеб. пособие; под ред. Т.Г. Рамзаевой, СПб.: Специальная литература, 2009. С. 45-72.
13. Гребенченко Л.В. Виды заданий по формированию связной речи // Начальная школа. 2001. №9. С. 65-70.
14. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
15. Жесткова Е.А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. 2014. №21.1. С. 173-176.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ