Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Работа №97071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Исследование проблемы развития эмоциональной сферы у детей
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Взаимодействие музыкально-игровой деятельности в развитии
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.... 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106

Развитие эмоциональной сферы дошкольников принадлежит к числу наиболее важных проблем в детской психологии и педагогике. Первый период психического развития ребёнка в дошкольном детстве самый ответственный. Закладываются основы всех психических качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Главная задача гармоничного развития дошкольников предполагает достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Это связано с развитием всех социальных и психических процессов в становлении личности ребёнка.
Ребёнок ещё не умеет управлять своими эмоциями, чувства быстро возникают, и быстро исчезают. Понимание своих эмоций и чувств являются важным моментом в становлении личности растущего человека. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния через мимику и пантомиму.
В развитии эмоциональной сферы дошкольника важную роль играет музыкальное искусство, оно обращено к чувствам человека, эмоционально по своей природе. Музыкально-игровая деятельность эмоционально привлекательна для ребёнка, она включает в себя многие виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Музыкально-игровая деятельность позволяет ребёнку выражать свои чувства и эмоции через активные действия. Открывает перед ребёнком возможности сопереживания, со чувствования героям игровых сюжетов, способствует развитию умения проявлять и выражать различные эмоциональные состояния.
Существенной проблемой является то, что занятия в дошкольном образовательном учреждении до сих пор планируются как передача некоторых знаний. На музыкальных занятиях большое количество времени посвящено обучению навыкам и умениям, а не игровой деятельности, которая является залогом развития чувств ребенка и его эмоциональной отзывчивости. Музыкально-игровая деятельность, связанная с эмоциональным выражением детей, является недостаточно освоенной сферой деятельности музыкальных руководителей и воспитателей.
Возникает противоречие - сложившаяся методика проведения музыкальных занятий является недостаточно эффективной для развития эмоциональной сферы у детей.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске путей в поиске путей реализации возможностей музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности».
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально­игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная сфера».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику исходного уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Теоретическая основа: работы по теории эмоциональных явлений В. К. Вимонова; исследования психологов и педагогов о значении развития эмоциональной сферы для становления личности ребёнка в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, И. Л. Кряжевой, А. Д. Кошелевой, Я. З. Неверович, Л. Ф. Обуховой; исследования педагогов - музыкантов о развивающем и воспитательном потенциале музыкального искусства Б. В. Асафьева, П. П. Блонского, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Назайкинского, Б. М. Теплова; методические разработки по организации музыкально­игровой деятельности у детей дошкольного возраста О. А. Бурениной, И. А. Ветлугиной, Н. Г. Куприной, О. Н. Радыновой, М. И. Чистяковой.
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• педагогическое наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы у старших дошкольников;
• проектирование процесса развития эмоциональной сферы детей;
• анализ творческих работ детей;
• анализ полученных данных и их обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности может быть использован в образовательном процессе детских дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 25 «Лапушки» города Краснотурьинска, дети старшей группы.
Структура выпускной квалифицированной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовано содержание и структура понятие «эмоциональная сфера». Эмоциональная сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя (в порядке биологической и социальной значимости) эмоции, эмоциональные состояния и чувства.
Эмоции - это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, а чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Выявлены психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у старших дошкольников, что позволило определить педагогические условия эффективности этого процесса:
• включение детей в художественную деятельность, способствующую обогащению их эмоционального опыта, гармонизации эмоциональных состояний, эмоциональному самовыражению;
• накопление и совершенствование навыков детей в эмоциональной передаче настроения, чувств;
• использование на занятиях игровых приемов, направленных на развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости, сопереживания окружающим людям.
Нами были раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Они связаны с эмоциональной окрашенностью, способствуют активному проявлению у детей эмоций через движения. Музыкально-игровая деятельность не только помогает детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, но и дает представления о способах выражения собственных эмоций, развивает способность управлять своими эмоциями, чувствами и поведением. Музыкально-игровая деятельность обладает большим потенциалом в развитии эмоциональной сферы дошкольников:
• соответствует ведущему виду деятельности этого возраста - игре;
включает детей в двигательное и интонационное самовыражение, развивая умения выражать эмоции;
• вовлекает детей в процесс эмоциональной передачи музыкальных образов через движения, интонирование, рисование;
• обогащает и гармонизирует эмоциональный опыт детей.
Выяснили, что музыкально-игровая деятельность помогает развитию эмоциональной сферы дошкольников с учетом следующих условий ее организации:
• привлечение детей в двигательное и интонационное самовыражение в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
• систематизация и подбор музыкального материала, музыкальных произведений для занятий, которые помогают гармонизировать эмоциональную сферу детей.
Была проведена диагностика исходного уровня развития эмоциональной сферы детей. Были выбраны следующие показатели: эмоциональная уравновешенность, эмоциональная выразительность, эмоциональная отзывчивость.
Диагностические задания по определению уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста мы подбирали и разрабатывали на основе диагностической методики Н. Г. Куприной.
Диагностика уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников проводилась на базе старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 25 «Лапушки» г. Краснотурьинска Свердловской области. В диагностировании учувствовали 13 детей старшего дошкольного возраста. По итогам диагностического исследования было выявлено, развитие эмоциональной сферы у воспитанников старшей группы находиться преимущественно на среднем и высоком уровнях.
Разработали комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы у старших школьников. Комплекс занятий включает в себя: игры, развивающие эмоциональную уравновешенность,
эмоциональную отзывчивость, эмоциональную выразительность. Был разработан комплексно-тематический план, игры распределены по определенным темам и задачам занятий.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы учили их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. В процессе занятий дети учились управлять своими эмоциями, определять эмоциональное состояние своего собеседника.
В работе использовались следующие методы: беседа, творческие задания на передачу художественного образа через движение и интонирование, передача различных эмоциональных состояний в музыкально-ритмических упражнениях и этюдах, угадывание и сопоставление в играх различных эмоций.
Проведенные занятия оказались эффективными в развитии у детей эмоциональной сферы.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Академия, 2003. - 672 с.
2. Абрамян, Л. А. Диагностика и регуляция эмоциональных
состояний [Текст] / Л. А. Абрамян. - Одесса : Академия, 1991. - 96 с.
3. Абрамян, Л. А. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности [Текст] / Л. А. Абрамян. - Одесса : Академия, 2000. - 256 с.
4. Агафонова, И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника [Текст] : учебно-методическое пособие / И. Н. Агафонова - СПб : ООО «Детство Пресс», 2014. - 6 с.
5. Алпарова, Н. И. Музыкально игровой материал для
дошкольников и младших школьников [Текст] / Н. И. Алпарова,
B. А. Николаева, И. П. Сусидко. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 128 с.
6. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений [Текст] / Е. А. Алябьева. М. : Сфера, 2002. - 96 с.
7. Алямовская, В. Г. Предупреждение психоэмоционального
напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] / В. Г. Алямовская,
C. Н. Петрова - М. : Издательство «Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
8. Анисимов, В. В. Диагностика музыкальных способностей детей. [Текст] / В. В. Анисимов. - М. : Академия, 2004. - 367 с.
9. Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций [Текст] / П. К. Анохин. - М.: МГУ 1984. - 173 с.
10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев - М. : Просвещение, 1971. - 133 с.
11. Асафьев, Б. В. Речевая интонация [Текст] / Б. В. Асафьев - М. : Музыка, 1965. - 314 с.
12. Бальсевич, В. К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет [Текст] / В. К. Бальсевич, М. Н. Королева, Л. Т. Майорова // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 10. 23 - 25 с.
13. Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет [Текст] / И. В. Бодраченко. - М. : Айрис - Пресс, 2009. - 176 с.
14. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / И. Л. Божович. - М. : ВЛАДОС, 1978. - 193 с.
15. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Академия, 2004. - 554 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ