Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ рынка нефтепродуктов в Российской Федерации

Работа №9707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1758
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 14
1 Теоретические основы анализа состояния рынка нефтепродуктов в
Российской Федерации 12
1.1 Понятие структуры рынка и составляющие элементы 12
1.2 Характеристика типов рыночных структур и особенности российского
рынка нефтепродуктов 17
1.3 Методика анализа состояния рынка нефтепродуктов в Российской
Федерации 28
2 Анализ состояния рынка нефтепродуктов в Российской Федерации 41
2.1 Экономическая характеристика рынка нефтепродуктов в Российской
Федерации 41
2.2 Анализ структуры рынка нефтепродуктов в Российской Федерации 46
2.3 Основные проблемы рынка нефтепродуктов в Российской Федерации .... 62 3. Разработка мероприятий по улучшению состояния рынка нефтепродуктов в
Российской Федерации 68
3.1 Основные пути улучшения состояния рынка нефтепродуктов в
Российской Федерации 68
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 83
Список используемых источников 85


Нефтегазовая отрасль России характеризуется высокой степенью монополизации, недостаточной прозрачностью и несовершенной организационной структурой управления, недостаточно развитой конкуренцией. Ей характерна вертикальная интеграция, в которой участвуют крупные компании, большая часть акций которых принадлежит государству. В условиях российской экономики олигополия существенно влияет на развитие страны. Это особенно актуально в современное кризисное время, когда происходит перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные слияния и поглощения.
Кроме того, ухудшает состояние нефтеперерабатывающей отрасли России и то, что переработка нефти и производство нефтепродуктов осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах, но многие из них морально «устаревшие» и отстают от Европы по технологическим уровням.
Нефтегазовый комплекс - одна из важнейших составляющих топливно-энергетической базы России. Стратегия его развития определяет особенности нефтегазовой отрасли и прогнозные показатели, а также систему взаимосвязанности решений по повышению энергетической независимости и безопасности государства, импортно-экспортной политики и возможностей нефтегазодобывающей отрасли.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что падение цен на нефть, введение санкций в отношении нефтегазового комплекса ставят перед российскими нефтяными и газовыми компаниями значительные вызовы. Оценка рынка нефтепродуктов является сложным процессов, анализ позволяет понять существующие тенденции на рынке и прогнозировать его состояние на будущие периоды.
Целью данной работы является анализ рынка нефтепродуктов РФ и разработка рекомендаций по улучшению состояния рынка нефтепродуктов РФ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа состояния рынка нефтепродуктов в РФ;
- провести анализ состояния рынка нефтепродуктов в РФ;
- разработать мероприятия по улучшению состояния рынка нефтепродуктов в РФ.
Объектом исследования является рынок нефтепродуктов РФ.
Предметом исследования является состояние рынка нефтепродуктов РФ.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как В.П. Семеновой, А.С. Сиденко, Е.О. Савченко, ЛБ. Шейнин, С.Р. Моисеев и других.
Методической основой данной работы является комплекс общенаучных методов, таких как общетеоретический и сравнительный методы, анализ, синтез, аналогия, прогнозирование, системный подход.
Практическая значимость данной работы заключается в определении современных проблем рынка нефтепродуктов РФ.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой части работы определено понятие рынка и его элементов, изучены типы рынков и методика анализа рынка нефтепродуктов в РФ.
Во второй главе работы приведена характеристика рынка нефтепродуктов, проведен анализ его структуры и эффективности.
Третья глава работы содержит основные пути улучшения состояния рынка нефтепродуктов в РФ и их экономическое обоснование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рынком является одна из важнейших категорий товарного производства, который выражает наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Элементами рынка являются число фирм отрасли, контроль над рыночной ценой, характер продаваемого продукта, наличие барьеров, наличие неценовой конкуренции. Выделяют следующие типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Анализ функционирования сырьевого рынка должен содержать анализ конъюнктуры рынка, прогноз динамики развития и роста, анализ емкости рынка, исследование конкурентов и объема предполагаемых продаж товара или услуг. Основными показателями для оценки структуры и концентрации сырьевого рынка являются индекс концентрации, индекс Херфиндала- Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент дисперсии рыночных долей, коэффициент Джини.
Изучение рынка нефтепродуктов РФ показало, что основная доля добываемой нефти и производимых нефтепродуктов в РФ приходится на ВИНКи. ВИНК это вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые осуществляют добычу и переработку нефти. Присутствие таких крупных компаний на нефтеперерабатывающем рынке, значительная доля преференций государства в пользу данных компаний осложняет вход на рынок для малых компаний.
Цены на нефтепродукты формируются под воздействием спроса и предложения, так же значительное влияние оказывает курс доллара. Товаров является нефть и нефтепродукты, дифференциация товара низкая. На рынке представлена как биржевая, так и внебиржевая торговля. Рынок нефтепродуктов относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.
Анализ рынка нефтепродуктов позволил выявить следующие проблемы его функционирования: непомерные транспортные тарифы, несоответствие стоимости нефтепродуктов внешнего рынка внутреннему, услуги нефтепереработки больших заводов ограничивают доступ мелких и средних предприятий, устаревание и сложность обновление оборудования, сложность входа в отрасль, резкое снижение цен на нефть в связи с ростом предложения.
Наиболее значимыми проблемами является устаревшее оборудование на НПЗ и ограничение для входа в отрасль малым компаниям.
Расчеты показали, что обновления оборудования на НПЗ позволит увеличить выпуск бензина на 4%, дизельного топлива - на 7%, прочих нефтепродуктов - на 2%. Поддержка малого бизнеса позволит повысить коэффициента извлечения нефти на 5%.
Кроме того, для решения стратегических задач по развитию нефтепереработки России необходимо усиление роли государства, прежде всего в части жесткого контроля за реализацией основных положений технического регламента на нефтепродукты; совершенствование таможенного и налогового регулирования нефтепереработки с целью стимулирования производства нефтепродуктов с высокими потребительскими свойствами и углубления переработки нефти; а также обеспечение производства высокотехнологичной продукцией за счет внедрения новых инновационно - направленных российских разработок.



1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения 30.04.2016).
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 -ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочноправовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения 30.04.2016).
3. Абчук В. А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2014. - 448 с.
4. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 320 с.
5. Бабич Т. Н., Козьева И. А., Вертакова Ю. В., Кузьбожев Э. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2012. - 336 с.
6. Бизнес-планирование: вузовский учебник. - М.: Инфра-М, 2013. -
304 с.
7. Брагинский О.Б. Прогнозирование российского рынка автомобильных видов топлива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=seminar/energo/z129, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
8. Будаев А. Нефтегазовая отрасль имеет большой потенциал для использования лизинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.oilcapital.ru/industry/247543.html , свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
9. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) России
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://мосдизель.рф/rynok_diztopHva/vinki.php, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
10. Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. - М.: Дашков и К, 2012. - 304 с.
11. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. - М.: КноРус, 2013. - 432 с.
12. Герасименко, А. Финансовый менеджмент - это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А. Герасименко. - М.: Альпина Пабл., 2013. - 531 с.
13. Городничев П. Н., Городничева К. П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование. - М.: Экзамен, 2012. - 224 с.
14. Кандрашина, Е.А. Финансовый менеджмент: Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: Дашков и К, 2013. - 220 с.
15. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013. - 304 с.
16. Качалкина К. Г. Маркетинговые стратегии в нефтегазовой отрасли // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 46-49.
17. Ксенофонтова О. В., Этова Е. В. Маркетинг как инструмент регулирования хозяйственной деятельности и снижения рисков на предприятиях нефтегазовой отрасли // Концепт. - 2015. - Перспективы интеграции экономического и гуманитарного образования в туризме и гостеприимстве: теория и практика. - С. 121-123.
18. Моисеев С.Р. Новая макроэкономическая теория открытой экономики // Деньги и кредит. - 2016. - № 1. - С.18-25.
19. Монопольные и другие невыровненные цены: экономический анализ с примерами из отечественной и зарубежной практики / Л. Б. Шейнин. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2013. - 218 с
20. Навоев А. О правомерности структуры основного макроэкономического
21. Нефтяные компании России. Нефтяная промышленность-2015.
ВИНК [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ppnf.ru/analitika/neft-gaz-analiz-obzor.htm , свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
22. Особенности нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.neftegaz-expo.ru/ru/articles/osobennosti-neftegazovoj-otrasli/, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
23. Официальный сайт ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс]. -
Электронные текстовые данные. - Режим доступа:
http://www.rosneft.ru/Investors/dividends, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
24. Официальный сайт ПАО «Лукойл» Электронный ресурс]. -
Электронные текстовые данные. - Режим доступа:
http://www.lukoil.ru/static_6_5id_243_.html, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
25. Проведение анализа рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //memosales. ru/planirovanie/issledovanie-rynka-kak-bazo vaya-strategiya- biznesa, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
26. Под новые санкции ЕС попали «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.com/world/12sep2014/es.html, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
27. Скрябин О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. - М.: МИСиС, 2013. - 88 c.
28. Савченко Е. О необходимости и содержании смены макроэкономической политики // Рос. экон. журнал. - 2013. - № 4. - C.40-45.
29. Семенова В. П., Сиденко А. С. Анализ источников финансирования деятельности компаний нефтегазовой отрасли // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 105-107.
30. Чиненов М. В., Семибратов В. С. Бюджетное планирование и прогнозирование; Де-По - Москва, 2012. - 118 с.
31. Эффективность бизнес-стратегий российских нефтегазовых компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://burneft.rU/archive/issues/2015-03/3, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.04.2016).
32. Обзор российского рынка нефтепродуктов 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moboil.ru/upload/20150608orr.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 21.05.2016).
33. Российские независимые нефтяные компании: есть ли будущее
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ngv.ru/upload/medialibrary/c96/c9666ddbc82d7b701ff7bcb47c854141.p df, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 21.05.2016).
34. Нефть и нефтепродукты в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/8737-neft-i-nefteprodukty-v-rf, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 21.05.2016).
35. 250 компаний нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1tmn.ru/nauchno-issledovatelskie-raboty, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 21.05.2016).
36. Анализ товарного рынка РФ за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/pres_040516.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 21.05.2016).
37. Нефтепереработка в России: курс на модернизацию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY - downstream-in-russia-course-to-modernization/SFILE/EY-downstream-in-russia- course-to-modemization.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 24.05.2016).
38. Проблемы и пути развития глубокой переработки нефти в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bumeft.ru/archive/issues/20n- 05/2, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 24.05.2016).
39. Шанс для малых нефтяных компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdu.ru/catalog/mintop/infograf/112014/, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 24.05.2016).
40. Официальный сайт ПАО «Татнефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatneft.ru, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 24.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ