Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения подростков, воспитывающихся в ситуации материнской депривации 7
1.1. Понятие и характеристика материнской депривации 7
1.2. Влияние материнской депривации на личностные особенности
подростков 16
1.3. Воспитание и социализация депривированных подростков в условиях
детского дома 22
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения подростков, воспитывающихся в ситуации материнской депривации 32
2.1. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков,
воспитывающихся в ситуации материнской депривации 32
2.2. Коррекционно-развивающая программа по психолого-педагогическому
сопровождению подростков, воспитывающихся в ситуации материнской депривации 46
Заключение 63
Список литературы 66
Актуальность. Нарушение или неполнота разносторонних связей и отношений всегда или почти всегда приводят к повышению вероятности угрозы безопасности жизни и деятельности человека. Отсутствие возможностей удовлетворения потребности во взаимодействии негативно влияют на состояние организма и детерминируют развитие психической депривации. Своевременное налаживание правильных эмоциональных взаимоотношений между ребенком и взрослым обусловливают успешность познавательной деятельности, его физического и психического развития (Л.С. Алексеева, М.А. Дмитриева, Д.Д. Исаев, В.Л. Юлдашев).
Поскольку семья является фундаментальным фактором в становлении ребенка, следует говорить о лишении семьи как форме общественной и эмоциональной депривации. В зависимости от предмета, создающего психотравматическую (депривационную) обстановку для ребенка, выделяются материнская, отцовская, родительская и детская депривация (субъекты братьев и сестер). Помимо того, депривация семьи может быть эпизодическим (временное отделение от одного из родителей либо семьи) и хроническое (непрерывная разлука). Множество изысканий проводилось по вопросам материнской депривации (Л.С. Алексеева, Т.П. Гаврилова, В.А. Гурьева, В.Н. Дружинин, Б.С. Круглов, Т.М. Мишина, Т.В. Поздеева, А.С. Спиваковская, О.Н. Шаховская).
Термин «материнская депривация» применяется для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью, если дети с раннего детства лишены материнской заботы, любви, внимания, опеки. Дж. Боулби утверждает, что ранняя разлука с матерью приводит к синдрому «аффективной тупости». Вследствие материнской депривации у ребенка формируется активное неприятие самого себя, неспособность к дружбе, любви, отсутствие общности, сходства с другими людьми, пренебрежение собой и другими. Чаще всего все это находит свое выражение и разрядку в агрессии, направленной на других людей и проявляется или на внешнем уровне (грубость, потеря самоконтроля, гнев, возмущение, агрессивная жестикуляция), либо на внутреннем «скрытом» (озлобленность, недоброжелательность, готовность «дать сдачу» в самое чувствительное момент, «сорвать зло» на окружающих). Разлука с матерью никогда не проходит бесследно, дети, которые растут без матери не чувствуют положительного влияния на формирование мотивов своей деятельности, шкалы ценностей, идеалов, оценок. У них возникает чувство незащищенности, ненужности, что в свою очередь сказывается на их психическом развитии и на их дальнейшем отношении к другим людям и ко всему, что находится вокруг них (недоверие, пессимистические взгляды на жизнь, неуверенность, неумение дарить любовь и ласку своим детям, избегание социальных контактов). Таким образом, наличие у детей материнской депривации является источником многочисленных проблем.
Подросткам, воспитывающимся в условиях материнской депривации, свойственна бедность эмоционального и социального опыта, недоразвитие общения, образного мышления, несформированность образа «Я», неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы, что приводит к эмоциональной депривации. Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я», такие подростки в большей степени склонны к проявлению девиантного поведения, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Объект исследования - поведение подростков.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение подростков.
Цель исследования - разработать коррекционно-развивающую программу психолого-педагогического сопровождения подростков.
Гипотеза: существуют значимые различия в поведенческих особенностях подростков, воспитывающихся в семье и подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Подростки, воспитывающиеся в условиях материнской депривации, склонны к формированию девиантного поведения. Эффективная коррекционная работа по снижению уровня девиантности подростков возможна с помощью социально-психологического тренинга.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и характеристику материнской депривации;
2. Рассмотреть процесс влияния материнской депривации на развитие подростков;
3. Изучить особенности психолого-педагогического сопровождения развития депривированных подростков в условиях детского дома;
4. Исследовать различия в особенностях поведения подростков, воспитывающихся в семье и подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации;
5. Разработать и апробировать программу, направленную на коррекцию девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации.
Методы исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: методика А. Басса и А. Дарки, методика К. Томаса в адаптации Гришиной, тест М. Куна и Т. Мак Партленда «Кто Я?», методика Рене Жиля, «Карта наблюдений» Д. Стотта.
3. Методы математико-статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни), сравнительный анализ по критерию Вилкоксона).
Теоретико-методологические основы исследования: проблема материнской депривации раскрыта в работах Н.М. Щелванова, А.Н. Запорожец, Дж. Боулби, М. Малер, Д.Н. Исаева, Э. Эриксона, С.В. Петровой, Е. Е. Ляксо, А.Д. Громовой, А.В. Куражовой, О.А. Романовой, А.В. Остроухова, В.С. Мухиной, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых др.
Эмпирическая база исследования: Комплексный центр социального обслуживания населения «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с подростками с целью снижения склонности к девиантному поведению.
Структура работы: (введение, две главы, заключение, список литературы, приложений).
В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования- исследовать и способствовать развитию соответствующего норме поведения подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования.
В практической части работы мы обратились к исследованию особенностей поведения подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Эмпирическое исследование проводилось с использованием батареи методик на исследование специфики поведения, стратегии поведения в конфликте, уровня адаптации.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что существуют значимые различия в поведенческих особенностях подростков, воспитывающихся в семье и подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации, подростки, воспитывающиеся в условиях материнской депривации, склонны к формированию девиантного поведения.
В последнее время становится очевидным, что нередко наши традиционные методы воздействия на детей, особенно трудных, являются малоэффективными. Увеличение подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, рост количества детей с акцентуациями характера - все это и многое другое требует поисков более эффективных методов коррекционного воздействия. Поэтому, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы мы обратились к рассмотрению более реальной перспективы: коррекционной работе с подростками, воспитывающимся в условиях материнской депривации.
Коррекция, которая проводилась с подростками экспериментальной группы, представляла собой индивидуальную и групповую работу с детьми, направленную на изменение эмоционально-личностных реакций в поведении, формирование равнозначных форм реагирования и поведения в целом, опыта саморегуляции, изменения мыслительных установок и ориентаций личности.
Приступая к работе, мы помнили, что главное в отношениях с подростком - это взаимопомощь и доверие. То, что говорит подросток, должно оставаться тайной. Его дела могут быть обсуждены с родителями и педагогами только по просьбе и с согласия подростка. Потеря доверия, разглашение тайны, даже невольное, является большой психологической травмой и может привести к самым опасным последствиям.
При обнаружении психологических особенностей подростка обращали внимание на наличие акцентуаций характера, систему самооценки и оценку других, мотивационную структуру личности. Подросток, конечно, активно стремится к изменениям, улучшению своего характера, часто даже испытывает ненависть к себе за свое «слабоволие» или «вспыльчивость». Поэтому одной из основных задач психолога является определение ведущей проблемы и четкую формулировку ее механизма.
Непременным шагом коррекции подростка было выявление свойств его мотивации, поиск любых видов деятельности, связанных с положительными эмоциями (радостью, интересом, восхищением). Актуально, что в эту деятельность не вводились элементы «проблемного», нежелательного поведения. Личность подростка мы рассматривали не саму по себе, а в группе, к которой он принадлежит. Ведь деятельность общения, которая становится ведущей в этом возрасте, возможна только в группе. Именно поэтому целесообразным стало использование групповой формы работы с такой категорией подростков - тренинг.
После этапа формирующего исследования, нами проведены контрольные срезы, с целью выявления и сравнения особенностей проявления различных типов девиантного поведения исследуемых подростков до и после реализации программы тренинговых занятий. В конце занятий мы применили анкету для изучения эффективности тренинговых занятий. Как видим, на втором занятии дети, воспитывающихся в условиях материнской депривации, с неохотой выступали, формулировали свое мнение, из-за того, что боялись, что их неправильно поймут, осудят, а на последнем - удовлетворенность от занятий и общения, положительное самочувствие в группе. Итак, последствия формирующего влияния подтвердили эффективность программы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации.
Цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Перспективу данного исследования составляет необходимость более глубокого изучения работы специалистов по развитию соответствующего норме поведения у подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации, влияние на развитие поведения положения в группе сверстников и эмоционального отношения со сверстниками, значимого в подростковом возрасте на развитие поведения, комплексная работа и просвещение педагогического коллектива по особенностям подросткового возраста и формированию навыков соответствующего норме поведения, существует необходимость внедрения в работу психологов учреждений государственного воспитания специально разработанного нами развивающего социально-психологического тренинга, так как подростковый возраст является пиковым возрастом, когда личность подростка нуждается в помощи и поддержке, взрослым необходимо способствовать развитию соответствующего норме поведения подростка.
1. Абакарова Э.Г., Калашникова В.А. Проблема тревожности и самосознания в психологической науке // Наука Красноярья. 2014. № 2. С. 154-159.
2. Агапов В.С. Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейнав современных
исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта - [Электронный ресурс] - Режим доступа:ййр://гиЬтз1ет-
society.ru/engine/documents/document414.pdf
3. Артюхова Т.Ю. О самосознании и нарушенном развитии личности -
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.psyhodic .ru/arc .php?page=3320
4. Артюхова Т.Ю. О самосознании и нарушенном развитии личности - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3 320
5. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. Монография. Москва, 2017. - 120 с.
6. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2017. - 110 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Общ ред. В.Я. Пилиповского / Р. Бернс. - М .: Прогресс, 2017. - 422 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М, 2014. - 219 с.
9. Болотова М.Д. Психологическая поддержка адаптации выпускников детских домов и интернатов // Научные исследования в образовании. 2017. №
1. С. 10-14.
10. Бондарева М.Ю. Образ Я как психологический феномен // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 14. С. 014-016.
11. Бондарева М.Ю. Образ Я как психологический феномен // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 14. С. 014-016.
12. Боулби Дж. Привязанность: пер. с англ. / Дж Боулби; общ. ред. и Введение. ст. В. Бурменская. - М.: Гардарики, 2013. - 477 с.
13. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М., 2013. - 150 с.
14. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Бреслав Г. М. - М. : Педагогика, 2015. - 140 с.
15. Василенко А.О. Роль самосознания в сохранении психического здоровья подростка // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 5. С. 82-85.
16. Вачков И.В. психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. - С.: Эксмо, 2017. - 416 с.
17. Галигузова Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М.Царегородцева // Вопросы психологии - 2015. - № 6. - № 6. - С. 17-25.
18. Горшков Е.А. Социально-психологическая теория Ч.Х. Кули// Научно издательский центр Социосфера - [Электронный ресурс] - Режим доступа:й11р://зос1озрйега.сош/риЬ11сайоп/соп1егепсе/2013/168/зос1а1порз1йо1од icheskaya_teoriya_ch_h_ku1i/
19. Гошовский Я. А. Психолого-педагогические основы депривированных подростков: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогика и возрастная психология» / Ярослав Александрович Гошовский. - М., 2014. - 38 с.
20. Гошовский Я. Ресоциализация депривированной личности: содержательно семантические и структурно-функциональные параметры / Я. Гошовский // Проблемы общей и педагогической психологии: сб. наук. пр. Института психологии им. С. Костюка АПН / под ред. С.Д. Максименко. - М.: 2017 - Т.ИХ, част.1. - С. 105-111.
21. Гошовский Я.А. Парадигма генетической психологии: развивающие и депривационно-ресоциализационный аспекты / Я.А. Гошовский // Научные записки Института психологии имени Г.С. Костюка АПН / под ред. акад .. С.Д. Максименко. - М.: Миллениум, 2016. - Вып. 29. - С. 23-31.
22. Гура Е.И. Психические и поведенческие расстройства у детей подросткового возраста, лишенных родительской опеки (клиника, диагностика, реабилитация): дис. канд. медицинских. наук: 14.01.16 «Психиатрия» / Е.И. Гура. - Днепропетровск., 2017. -179 с.
23. Дети государственной опеки: проблемы, развитие. поддержка: Учебное пособие / Боришевский М.И., Бевз М., Жерносек И.П., Обуховская А. и др. - М. 2015. - 283 с.
24. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина - М .: Просвещение, 2017.- 303 с.
25. З. Матейчек ; пер. Г. А. Овсянникова. - 1-е изд. рус. - Прага ; ЧССР : Авиценум : Медицинское изд-во, 2014. - 334 с.
26. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье [Текст] / Н.К. Радина// Вопросы психологии. 2014. № 3.
27. Калошин В.Ф. Психическое здоровье школьников / В. Ф. Калошин // Одаренный ребенок. - 2018. - № 3. - С. 43-49.
28. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.:
«Политиздат», 2016. - 210 с.
29. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.:
«Политиздат», 2014.- 160 с.
30. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. Издательство: Питер, 2015. - 320 с.
31. Кули Ч. и его концепция «зеркального Я» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sociocity.ru/scitys-855-1.html
32. Кучугова М.Г. Психологический анализ самосознания личности подростка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 53. С. 016¬018.
33. Кучугова М.Г. Психологический анализ самосознания личности подростка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 53. С. 016¬018.
34. Лангеймер Й., Матейчек З. - Психическая депривация в детском возрасте - 2014. - 216 с.
35. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Модэк, 2016.- 384 с.
36. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост.: Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб., 2016. - 175 с.
37. Лишенные родительского попечительства [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.: Просвещение, 2018
38. Мазур Е.Ю. Идентичность: сознание-самосознание-образ Я //Университетские исследования, 2018. - 340 с.
39. Мейер Л.Ф. Госпитализм детей грудного возраста / Л.Ф. Мейер. - М., 2017. - С. 11-14.
40. Мельникова М.Л. Компетентностный подход к социальной
реабилитации девиантных подростков в условиях специального учреждения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 2. URL: http://psyjoumals.ru/psyandlaw/2013/n2/61023.shtml (дата обращения:
15.02.2019)
41. Методические рекомендации к программе развития и воспитания ребенка раннего возраста «Зернышко» / под ред. А.Л. Кононко. - М.: Кобза, 2014.- С. 28.
42. Прихожан А.М. Дети без семьи / А.М Прихожан, Н.Н. Толстых. - М .: Педагогика, 2015 - 158 с.
43. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biogr.znate.ru/docs/index- 3653.html
44. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. - С. 5-12.
45. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. М.: Педагогика, 2017. - 430 с.
46. Психологические особенности формирования личности школьника: сборник научных трудов / И.В. Дубровина. - Москва: АПН СССР, 2015. -138 с.
47. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна ; АНП СССР. - М. : Педагоыка,2017. - 236 с.
48. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. / Рогов Е. И. - М. : Изд-во ВЛАДОС, 2015. - Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. - СПб. : Питер, 2014. - 720 с.: ил. - ( Серия «Мастера психологии»).
50. Русина С. М. Психические и поведенческие расстройства у подростков с социальной дери - Ваци (причины, клиника, диагностика, лечение): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук: спец. 14.01.16 «Психиатрия» / Светлана Николаевна Русина. - М., 2019. - 35 с.
51. Фалеев А.В. Самосознание и его детерминанты // Актуальные вопросы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции, 2015. - 270 с.
52. Spitz RA Hospitalism: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood / RA Spitz // Psychoanalytic Study of Child. - 2015. - Vol. 1. - P. 53-74.].