Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №95053

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОМПЛЕСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 10
1.1. Понятия комплексного психолого-педагогического сопровождения
семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР в условиях
семейного воспитания и образовательной организации 18
1.3. Формы, методы и приемы комплексного психолого-педагогического
сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Программа комплексного психолого -педагогического сопровождения
семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР 45
2.3. Апробация программы комплексного психолого-педагогического
сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Актуальность исследования. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно - педагогический процесс.
Система отношений ребёнка с родителями, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка. Такие исследователи как, Мастюкова Е.М., Подласый И.П., Ткачёва В.В., в своих работах отмечают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий с детьми с общим недоразвитием речи, не гарантирует таких же достижений в реальной жизнедеятельности ребенка. Поэтому важным условием закрепления достигнутого на занятиях является активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к своему ребёнку, их заинтересованности в преодолении речевого дефекта и развитии личности ребенка, вооружение родителей адекватными способами коммуникации [45].
Но, как показывает практика, многие семьи воспитывающие детей с общим недоразвитием речи, оказывают деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность, тем самым затрудняя процесс коррекции и развития. Причинами такой внутрисемейной атмосферы могут быть: непринятие родителями диагноза, отсутствие мотивов к оказанию помощи ребенку и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей [27].
Следовательно, помощь детям с общим недоразвитием речи требует комплексной психолого-педагогической поддержки их семей.
Целостная система комплексного психолого -педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста с ОНР до настоящего момента не создана. Тем не менее, существует ряд исследований, раскрывающих специфику такой работы психологических и педагогических позиций.
В исследованиях Волковой Л.С., Жуковой Н.С., Жинкина Н.И., Каше Г.А., Левиной Р.Е., Никашиной Н.А., Правдиной О.В., Спировой Л.Ф., Филичевой Т.Б., Фомичевой М.Ф., Шаховской С.Н., Чиркиной Г.В. и др., общее недоразвитие речи рассматривается, как несформированность звуковой и смысловой сторон речи.
Общее недоразвитие речи у детей, предполагает длительный срок обучения, в условиях специализированного дошкольного учреждения. Во время коррекционной работы у детей должно происходить развитие связной речи, формирование звукопроизношения, активизация и пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, а также развитие умения грамматически правильно выражать свои мысли.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, обозначены требования к структуре, условиям, качеству реализации программы, где указывается: сотрудничество организации с семьёй; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [54].
Поэтому, преодоление ОНР наиболее эффективно в условиях психолого­педагогического сопровождения, как целостной системы в процессе деятельности, которой создаются социально -психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в образовательном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение понимается разными авторами как, комплексная форма психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно [28].
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях Коджаспиров А.Ю., Стребелева Е.А., Битянова М.Р., Казакова Е.И., Александровская Э.М., Шипицына Л.М. и др.
Организации сотрудничества специалистов с родителями по преодолению речевых нарушений у детей в семье, отражено в современных работах Артамоновой С.В., Калагиной Л.С., Новгородской Н.Е., Рыжовой Н.В., Тютиной Е.А. и др.
Семейное воспитание рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных педагогов, таких как Каптерев П.Ф., Коменский Я.А., Д. Локк, Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д. и др., которые раскрыли основные вопросы культуры семейных отношений; главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; влияние семейного уклада на детей и т.д.
Современное состояние проблемы семейного воспитания рассматривается в трудах отечественных психологов Зальцман Л.М., Мастюкова Е.М., Подласый И.П., Ткачёва В.В. и многими другими.
Вопросы взаимодействия специалистов с семьёй рассматриваются в трудах Левиной Р.Е., Микляевой Ю.В., Мастюковой Е.М., Фомичёвой М.Ф., Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В., Шереметьевой Е.В. и др.
Однако исследований, касающихся удовлетворения потребностей семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в специальной психолого-педагогической литературе недостаточно. Отсутствуют работы, скрывающие специфику воспитания ребенка с нарушениями речи в семье.
Необходимость разработки и апробации мероприятий психолого­педагогической помощи семьям, воспитывающих детей с ОНР как важнейшей проблемы отечественной специальной педагогики обуславливает актуальность данного исследования.
Проблема исследования заключается в разработке и реализации программы комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически апробировать программу комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи станет эффективным при условии разработки и апробации коррекционной программы по реализации комплексной психолого-педагогической помощи семьям. На основе повышения психолого-педагогической компетентности родителей, эмоционального принятия ребенка с общим недоразвитием речи, оптимизации ресурсных возможностей родителей при преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную
литературу по проблеме комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР.
2. Рассмотреть проблему психологических особенностей семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР.
3. Разработать программу комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР.
4. Экспериментальным путём проверить эффективность разработанной программы комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР, на базе реабилитационного центра.
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам работы. В исследовании применялись следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ литературы, сравнение данных констатирующего и контрольного эксперимента, обобщение результатов исследования и фиксирование полученных данных по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Методики исследования:
• Анкета «Психологический тип родителя» (Ткачёва В.В.);
• Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей 3-10 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.);
• Тест функционального ресурса семьи (Лаврова Н.М., Лавров В.В.);
• Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»;
• Методика «Лесенка для детей» (Ткачева В.В.).
3. Статистические методы: сравнительный анализ эмпирических данных, статистическая обработка с помощью Т-критерия Вилкоксона.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработано и реализовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста с ОНР, ориентированное на повышение коррекционно-педагогической компетентности родителей.
2. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи рассмотрено с позиции организации поддержки родителей в повышении коррекционно-педагогической компетентности в воспитании детей дошкольного возраста с ОНР.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• уточнены понятия «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи»;
- уточнено содержание коррекционно-педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста с ОНР .
• разработано методическое обеспечение работы психолога по повышению коррекционно-педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста с ОНР, которое определяет формы, методы и содержание работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• выявлены критерии и уровни коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОНР;
• в коррекционно-образовательном процессе осуществлено комплексное психолого-педагогического сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР;
• разработаны методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОНР.
Результаты исследования могут быть использованы психологами, специальными психологами, логопедами, дефектологами, дошкольными учреждениями и иными учреждениями, осуществляющими психолого-­педагогическую деятельность с семьями, воспитывающими дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследование проводилось на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Основной объем работы составил 101 страницу, общий объем диссертации - 68 страниц. В тексте работы содержится 10 рисунков и 4 таблицы. Список использованной литературы состоит из 72 источников. В приложении представлено содержание мероприятий комплексного психолого­-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью экспериментальной работы являлось теоретическое обоснование и эмпирическая апробация программы комплексного психолого - педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели был проведен анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Теоретическое исследование позволило изучить проблемы психологических особенностей семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Констатировали, что сопровождение семьи должно строиться на знаниях психологических особенностей родителей и детей, и осуществляться в комплексной психолого­педагогической помощи специалистов.
На этапе констатирующего психолого -педагогического эксперимента были получены данные, позволяющие оценить типы и причины отношения родителей к детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также проявления негативных эмоциональных состояний у самих детей.
Результаты констатирующего этапа показали, что у родителей не сформирована психолого-педагогическая компетентность в области теоретических и практических знаний, умений и навыков при взаимодействии с детьми с общим недоразвитием речи. У исследуемых родителей в 45% случаях реализуются неадекватные стили воспитания и проявляются негативные психологические установки по отношению к детям, что проявляется в излишнем доминировании над ребенком, стремлением к тотальному контролю и гиперопеке и наоборот, прослеживается эмоциональная дистанция между родителями и детьми. В 15% случаях прослеживаются конфликты между супругами, у которых нет согласованности по вопросам касающихся воспитания. Однако большинство
родителей подходят крайне ответственно к воспитанию, испытывают теплые, позитивные чувства к ребенку.
В ходе констатирующего психолого-педагогического эксперимента, результаты обследования детей с общим недоразвитием речи показали, что у детей нарушено не только формирование всех компонентов речевой системы (100%), а также были получены данные о негативных проявлениях, таких как тревожность и агрессивность в 10% случаях. Чувство неполноценности в семье и неуверенности в себе в 15% случаях.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была разработана и апробирована программа комплексного психолого­педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с целью оптимизации детско-родительских отношений, повышения психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания детей с общим недоразвитием речи и преодоления негативных эмоциональных состояний у детей.
Разработанная программа уникальна тем, что все формы работы осуществляются не только в сотрудничестве психолог -семья, а в комплексном сопровождении таких специалистов как логопед, дефектолог, музыкальный работник, социальный педагог и воспитатели. Основными формами работы данной программы являются групповые занятия-тренинги, лекции и консультации, направленные на повышение психолого­педагогической компетентности родителей и на формирование навыков воспитательной деятельности. Совместные занятия и мероприятия с родителями и детьми, способствующие формированию благоприятных детско-родительских отношений. Нетрадиционные родительские собрания «В семейном кругу», которые позволили осуществить передачу опыта между родителями со схожими проблемами.
На этапе разработки программы, с родителями был проведен опрос, с целью определения их позиции в участии и какие конкретно вопросы их интересуют. Исходя из опроса, программа была апробирована на экспериментальной группе, состоящей из всех участников эксперимента (50 человек). В итоге, можно сделать, следующие выводы. У родителей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи произошли изменения в психологических типах и стилях воспитания. На 15% снизилась авторитарность и чрезмерная требовательность к детям, на 60% увеличилась удовлетворенность отношениями в семьи, произошли изменения в сторону адекватного эмоционального принятия ребенка с общим недоразвитием речи , благодаря пониманию и осведомленности об индивидуальных особенностях развития ребенка, предоставлении большей самостоятельности детям.
У детей, воспитывающихся в исследуемых семьях, на 10% снизилась тревожность, враждебность и чувство неполноценности и на 20% увеличилось благоприятное отношение ко всем членам семьи.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена тем, что реализованная психолого-педагогическая программа по комплексному сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи действенна и эффективна, так как у всех исследуемых отмечается положительная динамика, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью критерия Т-Вилкоксона.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Цель психолого-педагогического исследования достигнута и решены все поставленные задачи.


1. Аванесян Р.Д., Белоусова С.В., Мосина А.В. Инновационная модель комплексного сопровождения ребенка и его семьи с целью индивидуализации образования дошкольника с нарушениями речи // «Нескучный сад». Официальный сайт ГБДОУ №85 Центрального района. URL:
https ://drive. google.com/file/d/1 GNrRhty YWnJ 117qWgWMsvcmBS1 dfnN 1 / view (дата обращения: 23.08.2019).
2. Азлецкая Е.Н., Герасименко Т.В., Терещенко А.И. Модель психолого­педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи // Историческая и социально­образовательная мысль. - 2016. Том 8. №5/3. - С. 17-20.
3. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. -208с.
4. Арбатская К.И. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями/К.И. Арбатская, Н.А. Устинова// Педагогическое образование в России. - 2017. - №8. -
С. 85-89.
5. Артамонова С.В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды. Москва, 2009. - С.67-74.
6. Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018. - Т.9. №9. - С.199-205.
7. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н.С. Белоусова // Педагогическое образование в России. - 2013. - №5. - С. 103-107.
8. Бородина В.А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к работе по специализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Челябинск, 2017. - С.44-47.
9. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы / Под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012. - С.156.
10. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад От А до Я. 2009. №3. - С.50-58.
11. Волкова Л.С. Логопедия: учеб.для студентов дефектол. Фак.пед. ин -тов /Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С.
Волковой. - Книга II. М.: Просвещение: Владос, 1995. - С.264-279.
12. Волковская Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи / Печатается по изданию: Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: 2004.
13. Выготский Л. С. Проблема возраста //Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т.№ 4. - М.: Педагогика, 1984. - 536 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Сфера, 2006.
15. Герасименко Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. - Екатеринбург, 2015. - С. 7­20...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ