ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Организация творческой деятельности младших школьников на
уроках математики 17
1.3. Анализ учебников по математике по проблеме исследования 222
1.4. Условия развития творческих способностей младших
школьников средствами мультимедиа 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА 39
2.1. Изучение начального уровня развития творческих способностей
младшей школы 39
2.2. Реализация условий развития творческих способностей младших
школьников средствами мультимедиа 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Развитие творческих способностей учащихся является одной из задач современной педагогики. При этом на практике развитие данных способностей очень часто остается без внимания педагога и его учеников. Основная причина такой ситуации - это необходимость дополнительных временных затрат на воспитание этих качеств. Планомерное освоение приемов и навыков игры - вот, в сущности, к чему должны сводиться ежедневные усилия педагога и его учеников. Это серьезные задачи, но степень успешности их достижения зависит от того, какая цель поставлена педагогом в проводимой работе.
Возрастная особенность ребенка - образность мышления, заслуживает пристального внимания педагога.
В фокусе внимания современной науки педагогики и практической деятельности сосредоточена проблема критически мыслящей, свободной и творческой личности. Именно поэтому проблема развития творческих способностей выступает до сих пор остается актуальной. ФГОС НОО второго поколения устанавливает перед педагогом воспитательную задачу в развитии любознательной, активно познающей и творчески созидающей личности ученика. Четкое понимание структуры творческих способностей выступает необходимым знанием для современного педагога, который стремится решить проблему организации деятельности по развитию творческих способностей в современном образовательном пространстве.
В данном исследовании под творческими способностями мы понимаем синтез индивидуальных и психофизиологических особенностей личности и новых структурно-качественных состояний (изменений в восприятии, мышлении, мотивационной сфере и опыте жизнедеятельности), которые возникают в ходе новой деятельности для индивида (при решении новых задач или проблем), что ведет к успешности выполнения или появления объективно / субъективно нового продукта (предмета, идеи, художественного произведения и пр.).
Творческие способности присущи любому человеку, они развиваются и формируются в деятельности. Продукт, который получается в результате творческой деятельности, несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей личности.
Качество продукта (его законченность, проработанность, степень выразительности) зависит от специфики мыслительных процессов, мотивационной составляющей и восприятия (потребности в творческой самореализации, заинтересованности в творческом деле) индивида.
В свою очередь, под структурой творческих способностей понимается сумма компонентов (ряд частных способностей), которые составляют единство личностно-психологических элементов, ведущих к эффективному выполнению деятельности или появлению объективно/субъективно нового.
Цель исследования - выявить условия развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Объект - процесс обучения младших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет - условия развития творческих способностей у младших школьников.
Задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели:
1) Изучить проблему развития творческих способностей в литературе.
2) Определить творческие возможности содержания учебных
предметов начальной школы.
3) Рассмотреть организацию творческой деятельности младших
школьников на уроках математики.
4) Выделить методики диагностики творческих способностей младших школьников.
Теоретической основой послужили труды российских и зарубежных педагогов и научных работников, исследовавших основы развития творчества младших школьников.
Методы исследования - анализ, синтез и оценка.
В настоящее время имеется достаточное количество мнений исследователей по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Например, В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов [10], Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин [23], Миронов Н. П [23], А.И. Уман, А.В. Хуторской [47] и некоторые другие ученые понимают, что творческие способности младших школьников необходимо развивать с помощью создания проблемных ситуаций, в ходе выполнения творческих заданий, а также при развитии личностной ориентации.
Л.С. Выготский [10] в своих работах указывал, что базой любой творческой деятельности выступает опыт.
Отечественный академик Л.В. Занков [17] также отдавал творчеству не последнее место в образовательном процессе младших школьников.
Проблему развития творческих способностей у учащихся младших классов исследовали не только отечественные, но и зарубежные ученые, например: Д. Резнулли и Х. Пассов [21].
Так Д. Резнулли в своих исследованиях сформировал мысль о том, что образовательная (или учебная) программа младших школьников должна отражать все аспекты развития творческих особенностей учащихся.
Теоретическую основу исследования составляют теории:
- творческие способности детей младших классов можно развить при помощи создания проблемных ситуаций (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман,
А.В. Хуторской и др.);
- основа любой творческой деятельности является опыт (Выготский Л.С.).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение реального опыта через наблюдение, беседу; обобщение передового педагогического опыта по теме исследования; математическая обработка результатов исследования.
Этапы исследования:
- на первом этапе осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников.
- на втором этапе проводились разработка и подбор специальных заданий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников; проведён педагогический эксперимент;
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут использоваться учителями начальных классов в процессе обучения математике младших школьников для развития алгоритмической культуры учащихся.
Базой проведенного исследования является МАОУСОШ №69 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 27 учащихся четвертого класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 42 рисунка и 8 таблиц. Объем работы 75 страниц.
Формирование творчески активной личности младшего школьника является одной из ведущих задач современной педагогической мысли и практики. Эффективное решение такой задачи имеет важное значение как для конкретной личности, так и для общества в целом, которое в настоящий момент остро нуждается в активных и инициативных людях, проявляющих выраженную социальную позицию, которые обладают творческим мышлением, гибки, самостоятельным и нестереотипным. В этом и заключена актуальность выбранной темы исследования.
Главная задача начальной ступени образования - это обеспечение разностороннего развития личности учащегося. Источниками полноценного развития ребенка младшего школьного возраста выступают два вида деятельности - учебно-познавательная и творческая. В ходе учебно-познавательной деятельности происходит формирование общих умений учиться, а в рамках творческой деятельности развивается общая способность находить и искать новые решения, нестандартные способы достижения необходимого результата, новые подходы к рассмотрению предложенной ситуации.
Учебно-познавательная деятельность важна для школьников, является обязательной для них - это важный и новый вид деятельности - учеба и познание. Но важно, чтобы она проходила не только на репродуктивном уровне, но и она уровне творчества. По сравнению с учебной деятельностью, творческая - не направлена на освоение уже известных ранее знаний. Она способствует проявлению у учащегося самореализации, самодеятельности и воплощению его личных идей, которые ориентированы на создание чего-то нового.
Делая что-либо своими руками, учащиеся развивают память и внимание, приучаются к аккуратному выполнению, терпению и настойчивости. Все это поможет младшему школьнику в ходе обучения,особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни данные качества будут нужными.
Творческие занятия способствуют развитию художественного вкуса и логике, формированию пространственного воображения. Кроме этого у детей происходит совершенствование мелкой моторики рук, что очень важно для учащихся младших классов. Правильно организованный труд дает младшим школьникам углубленные знания о возможностях и качестве разных материалов, способствуют закреплению положительного настроения, стимулирует интерес к учебе и труду, а также овладевать спецификой мастерства, в частности: приобщает к разным видам творческой
деятельности.
В первой главе обосновано использование творческих заданий, как одного из инновационных средств развития творческих способностей.
Во второй главе приведены конкретные примеры творческих заданий, направленные на развитие творческих способностей, которые учитель может включать в любой из этапов урока.
Для определения эффективности заданий была проведена диагностика, который показал эффективность использования мультимедийной технологий в развитии творческих способностей у младших школьников.
Обобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ эффективности использования творческих заданий на уроках математики, представленных с помощью мультимедиа ресурсов, позволил зафиксировать количественные и качественные изменения уровня развития творческих способностей младших школьников, что является показателем успешного доказательства гипотезы.
2. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования информационных технологий в развитии творческих способностей у младших школьников - достигнута.
Данное исследование показывает значимость полученных результатов. Дальнейшее развитие и обогащение может быть осуществлено по таким направлениям, как совершенствование комплекса упражнений на основе иных методологических подходов, разработка поэтапного мониторинга уровня развития творческих способностей младших школьников, разработка комплекса заданий для формирования творческих способностей младших школьников посредством мультимедиа на других блоках изучения математики.
1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 128 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Единство цели [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
3. Барышева, Т. А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева. - М.: Феникс. 2014. - 108 с.
4. Белошистая, А. В. Математическое развитие ребёнка в системе дошкольного и начального школьного образования [Текст]: автореф. дис. ... д-р. пед. наук / А. В. Белошистая. - М.: Гуманист, 2003. - 400 с.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: Педагогика, 2010. - 287 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2012. - 105 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1983. - 172 с.
8. Бухвалов, В. А. Методики и технологии образования [Текст] / В. А. Бухвалов. - Рига.: Бренс, 1994. - 120 с.
9. Волков, И. П. Учим творчеству [Текст ] / И. П. Волков. - М. Педагогика, 1982. - 544 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 79 с.
11. Горбунова, Д. С. Формирование креативных способностей личности в процессе образования [Текст] / Д. С. Горбунова. - М.: Учитель, 2007. - 120 с.
12. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология, М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
13. Демидова, Т. Е. Учебник по математике 4 класс, 3 части [Текст] / Т. Е. Демидова. - М.: «Школа России», 2017. - 299 с.
14. Дубровина, И. В. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Академия, 1999
- 320 с.
15. Ершов, А. П. Компьютеризация школы и математическое образование [Текст] / А. П. Ершов // Информатика и образование. - 1992. - № 5 - 6. - С. 3-13.
...