ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие интеграция 6
1.2. Условия использования интеграции на уроках математики и
технологии в начальной школе 11
1.3. Сравнительный анализ программ по математике и технологии
для начальных классов 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ
ПРЕДМЕТОВ МАТЕМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Проверка уровня сформированности знаний по математике и
технологии на начальном этапе исследования 33
2.2. Использование элементов интеграции по математике и
технологии 53
2.3. Анализ результатов исследования 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 126
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.
Актуальность темы исследования обусловлена спецификой работы учителя начальных классов - он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В условиях действия новых стандартов образования изменилась и организация обучения.
В соответствии с новым ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [46].
Новый стандарт ориентирован на межпредметные знания и личностный результат. Отсюда и возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок. Такие уроки строятся на основе межпредметных связей и способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.
Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учёбе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Степень разработанности. Межпредметную интеграцию рассматривают как одно из направлений развивающего обучения, которое ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников - универсальных понятий и умений, а также способствует активизации их познавательного интереса. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях Г.И. Батуриной. Она утверждала, что требуется объединить, интегрировать все средства производства, науки, образования, управления для того, чтобы конкретный процесс «работал на личность». С.Ю. Афонькин, писал об интересных и нужных изделиях из бумаги, изобретенных детьми и взрослыми, А.Д. Ботвинников, говорил об основах формирования графических знаний, умений и навыков школьников, Е.А. Глинская - о межпредметных связях в обучении, Д.Я. Данилюк утверждал об учебном предмете как интегрированной системе, Н.Ю. Кадашникова - об интегрированных уроках в 1-4 классах, Б.Н. Максимова о межпредметных связях в учебно-воспитательном процессе современной школы, Н.Н. Светловская об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении, Е.Ю. Сухаревская об интегрированном обучении в начальной школе и др.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников математике и технологии в начальной школе.
Предметом исследования являются условия использования интеграции как средства обучения математике и технологии в начальной школе.
Цель работы - выявить условия использования интеграции в процессе обучения учащихся математике и технологии в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
1. Изучить понятие интеграции, выявить ее проявление в процессе обучения разным предметам и определить условия ее использования на уроках математики и технологии.
2. Разработать задания для проверки уровня сформированности межпредметных знаний и умений детей по технологии и математике и провести.
3. Разработать и провести интегрированные уроки с использованием интегрированных знаний и проверить их эффективность.
Методы исследования:
изучение литературы, анализ работ детей, обобщение полученной информации, обработка результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются идеи в области интеграции и межпредметных связей в обучении учащихся начальных классов А.Д. Ботвинникова, Н.Ю. Кадашниковой, Г.П. Калининой, Б.Н. Максимовой, Н.Н. Светловской, Е.Ю. Сухаревской.
База исследования - Лицей №110 им. Л.К. Гришиной. Ученики 3 «В» класса, классный руководитель - Е.С. Лебедева.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Цель работы - выявить условия использования интеграции в процессе обучения учащихся математике и технологии в начальной школе, была достигнута. Это прослеживалось в создании факультативных занятий для отработки и закрепления интегрированных умений по математике и технологии. Условия были учтены при составлении материалов для опытной работы.
В результате анализа литературы нами были выделены ключевые позиции. Было выбрано определение интеграции, как процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а так же процесс, ведущий в такое состояние [19].
Так же нами были выделены основные цели интеграции, которые составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО [46]:
• развивать пространственное воображение. Уметь строить рассуждения, математические высказывания, доказывать и аргументированно обосновывать свою точку зрения, подкрепляя свою речь знанием математических и технологических терминов;
• осваивать различные способы измерения, выполнять некий алгоритм действий, для достижения поставленных целей на интегрированных уроках;
• воспитывать интерес к математике и технологии как к предмету, знания по которому можно применить в повседневной жизни.
Нами были сформулированы условия, опираясь на труды М.А. Петровой, при которых обучение учащихся будет успешным:
• объекты изучения материала, исследования должны совпадать или быть близкими по содержанию;
• должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения;
• интегрирование осуществляется на общих законах или концепциях [32].
На основании выделенных условий, нами были сформулированы межпредметные показатели усвоения интегрированных тем на уроках математики и технологии с опорой на ФГОС НОО:
• умение ориентироваться в пространстве листа; знание геометрических фигур и умение их строить;
• умение, знание и применение геометрических величин;
• вычленение необходимой информации;
• знание и владение технологической и геометрической терминологией;
• умение анализировать предметы, видеть в них геометрически фигуры составлять различные композиции [46].
Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Проведенная констатирующая диагностика указала на средний уровень знаний тестируемого класса по интегрированным школьных предметам математика и технология.
Для успешной реализации выше сформулированных условий интеграции на формирующем этапе работы нами были разработаны факультативные занятия для учащихся 3 класс. В каждом факультативном занятии были учтены межпредметные показатели усвоения интегрированных тем на уроках математики и технологии. Реализация данного этапа показала хороший результат. Он был достигнут за счет построения занятий с опорой на условия реализации интеграции.
В конце формирующего этапа учащимися была закончена творческая работа, в которой ученики учились применять интегрированные знания по математике и технологии при подготовке готового изделия.
Контрольная диагностика показала, что выделенные условия способствовали значительному увеличению уровня интегрированных знаний и умений учащихся. Большинство учащихся класса вышли на «Высокий» уровень сформированных знаний.
Подводя итог проведенной работе можно сказать, что наше исследование было проведено успешно. Предложенные материалы, направленные на коррекцию знаний и умений учащихся проведены успешно и показали высокие результаты благодаря тому, что при создании и проведении любой диагностической, формирующей или контролирующей деятельности мы придерживались выдвинутых условий и показателей успешной интеграции.
1. Андреев, Г. Математика - 2 класс. Контрольные к учебнику Моро М.И. (Школа России) за 1, 2, 3 и 4 четверти. [Электронный ресурс] / Г. Андреев. - URL: http://mathematics-tests. com/ matematika-2 -klass/kontrolnye - raboty/1-2-chetverty (дата обращения: 24.03.2017)
2. Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст] : учеб.
пособие для учителя начальных классов /
С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькин - М.: Аким, 2002. - 522 с.
3. Батурина, Г. И. Введение в педагогическую профессию [Текст] : учебное пособие / Г.И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М. : Академия, 1998. - 176 с.
4. Ботвинников, А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст] / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М.: Просвещение, 2011. - 412 с.
5. Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе [Текст] / Т. Г. Браже // Литература в школе. - 2012. - №2.
6. Васильева, Н. В. Интегрированные уроки в 1 классе [Текст] / Н. В. Васильева - М.: ВАКО, 2009. - 614 с.
7. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС [Текст] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. // Начальная школа. - 2015.- № 5. - С. 3-17.
8. Виноградова, Н. Ф. Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Управление начальной школой. - 2010. - №8.
9. Герасимов, С. В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С. В. Герасимов // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.
10. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении [Текст] / Е. А. Глинская, О. В. Титова - Тула, 2013.
11. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) [Текст] / Ю. В. Громыко - Минск, 2010. - 324 с.
12. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система [Текст] / Д. Я. Данилюк // Педагогика. - 2010. - №4.
13. Демидова, Т. Е. Учебная программа по математике, УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких - URL: http://school2100.com/uroki/elementary/ mat.php#m1 (дата обращения: 15.04.2017)
14. Евлампьева, И. Н. Рабочая программа по технологии ФГОС НОО
[Электронный ресурс] / И. Н. Евлампьева, О.В. Зудова,
О.Н. Корепанова и др. - URL: file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC %D0%B8%D0%BD/Downloads/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B E%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.%20%D0%A4%D0%93%D0 %9E%D0%A1%20%D0%9D%D0%9E%D0%9E%20(1).pdf (дата обращения: 3.02.2017)
15. Зинченко, О. В. Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС начальная школа, УМК «ПНШ» [Электронный ресурс] / О. В. Зинченко - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/ 2013/07/10/rabochaya-programma-po-tekhnologii-2-klass-fgos-shkola(дата обращения: 18.04.2017)
...