ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности совместной трудовой деятельности в воспитании
самостоятельности у дошкольников 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание работы по воспитанию самостоятельности в совместной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного
возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Одной из важнейших задач в свете приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта становится развитие инициативы ребенка, его индивидуальных качеств, самостоятельности и творчества в процессе трудовой деятельности. Особое внимание в документе уделяется развитию позитивного отношения к трудовой деятельности, мотивации к участию в совместной деятельности, желания добиваться результата, ценить затраченные усилия. Приоритетными являются также задачи по воспитанию самостоятельности в организации различной трудовой деятельности ребенка, умению поставить цель, реализовать замысел, проявить творческие задумки.
И, вместе с тем, трудовая деятельность в дошкольных организациях организуется воспитателями не систематически, недостаточно продумана, поэтому не приносит детям радости и самоуважения.
Самостоятельность подразумевает умение человека намечать план. Продумывать его реализацию и добиваться положительного результата. Самостоятельность - свойство человека, которое является своеобразным итогом, как воспитания, так и самовоспитания [1, с. 38].
Трудовое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс, в процессе которого участники вовлекаются в различные виды деятельности, при этом проявляют свои способности, формируются нравственные ценности, необходимость в систематической трудовой деятельности, развиваются трудовые умения и навыки [2, с. 48].
Говоря о трудовой деятельности, следует подчеркнуть упорство в приложении многих усилий для достижения поставленных целей, напряжения умственных и физических сил [3, с. 87]. Самостоятельность в трудовой деятельности - это особенность личности человека, которая формируется в систематической деятельности и подразумевает развития умения ставить перед собой реалистичные цели, разбивать их на мелкие задачи, удерживать спроектированный результат и находить ресурсы для его достижения. В процессе данной деятельности самостоятельная личность идет к выполнению поставленных задач без посторонней помощи, обладает умениями по поиску необходимой информации, сравнивает получаемые результаты с тем. Что проектировался ранее. Дети дошкольного возраста, погруженные в систематическую педагогическую деятельность развивают у себя навыки самостоятельности в разных видах трудовой деятельности [4.с. 88].
И, вместе с тем, реальное положение дел таково, что отмечается явное противоречие между огромным значением трудовой деятельности в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста и небольшим объемом методического обеспечения по деятельности в данном направлении.
Таким образом, определилась проблема исследования: каковы теоретико-методические основы воспитания самостоятельности детей в трудовой деятельности.
Актуальность темы и выявленные противоречия позволили определить тему исследования: «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности».
Объектом является процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом является комплекс занятий по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы дать определение понятию «самостоятельность».
2. Выявить психолого-педагогические особенности воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности совместной трудовой деятельности по воспитанию самостоятельности у дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня воспитанности самостоятельности у детей старшего дошкольного
возраста.
5. Спроектировать содержание работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования; беседы с воспитателями; анкетирование родителей; наблюдение за детской деятельностью; педагогическое проектирование.
Теоретическая основа исследования.
Психологические исследования приводят к выводу о старшем дошкольном возрасте как о благоприятном периоде для воспитания основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн ). Для нашего исследования большое значение имеют работы по теории о сензитивных периодах развития личности, рассмотренные различными авторами (Л.И.Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); разработки представителей передовой педагогической мысли в области изучения активности и самостоятельности дошкольников (К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, A. Л. Венгер); исследования о значении труда как одного из условий развития личности ребенка (П.П. Блонский, Н.К. Крупская. А.С. Макаренко,
B. А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.)
Практическая значимость исследования определяется в построении определенной системы занятий по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности, которая может быть использована в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МБДОУ - детский сад № 174 г. Екатеринбург.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В исследовании были решены поставленные задачи.
1. На основе анализа литературы дана характеристика понятию «самостоятельность». Это - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются в следующем: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Трудности вызвало понимание процесса запечатывания письма и написания адреса, так как сейчас дети редко сталкиваются с написанием бумажных чисел, использованием конвертов. Самостоятельно объяснил логику выполнения действий один ребенок, так как сталкивался на практике с этим процессом. Остальные дети ранее принимали участие в изготовлении открыток к различным праздникам, делали надписи, но логику отправления письма самостоятельно смогли объяснить лишь половина детей. Почти половина группы выполняют работу только при активном участии взрослого, нуждаются в поддержке, дополнительной помощи взрослого. Также большая часть группы испытывали затруднение в понимании задания, планировании деятельности, не стремились к качественному выполнению работы, не проявляли самостоятельность.
У детей в этом возрасте самостоятельность обнаруживается в придумывании разнообразных игр, в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело, порученное группе. Возрастающая самостоятельность детей также сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.
3. Раскрыты возможности совместной трудовой деятельности в воспитании самостоятельности у дошкольников. Они заключаются в следующем: совместная трудовая деятельность развивает умения слушать объяснение, отвечать на вопросы, самим осуществлять в рисунках и постройках задуманное и т.д. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: помочь маме накрыть на стол, полить растения, убрать игрушки после игры, покормить домашнего питомца. Для своевременного формирования самостоятельности взрослым надо знакомить ребёнка с их маленькими обязанностями: беречь одежду, игрушки, ухаживать за своим питомцем и т.д.
4. Проведено диагностическое исследование исходного уровня воспитанности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Были выделены следующие показатели самостоятельности:
• умение планировать этапы своей деятельности;
• умение понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий;
• умение использовать способы преобразований;
• умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение организовать рабочее место.
Для выявления уровня воспитанности самостоятельности у детей мы использовали диагностическую методику О.В. Дыбиной.
Получены следующие результаты проведения диагностики: только 1 ребенок уверенно владеет умениями участия в совместной трудовой деятельности, самостоятельно занимается предложенной трудовой деятельностью, помогает советами сверстникам по оформлению поделки, организует коллективную выставку. Почти половина группы выполняют работу только при активном участии взрослого, нуждаются в поддержке, дополнительной помощи взрослого. Также большая часть группы испытывали затруднение в понимании задания, планировании деятельности, не стремились к качественному выполнению работы, не проявляли самостоятельность.
5. Спроектирована работа по воспитанию самостоятельности в совместной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации разработанного комплекса занятий «Мастерилка» обратили внимание на проявлении самостоятельности, взаимопомощи детей друг другу. Проявляя заботу о сверстнике, ребенок испытывал гордость за себя, свои достижения. Следует, на наш взгляд, вовремя заметить и отвлечь ребенка и от проявления чувства превосходства, что встречается в детских коллективах.
Старшие дошкольники учатся планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявится в определении плана работы, умения договориться по поводу способов достижения цели, распределении обязанностей, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Трудовые действия постепенно становятся более точными, быстрыми и координированными, когда ребенок чувствует ответственность перед коллективом сверстников.
Данная работа может быть использована воспитателями групп дошкольных образовательных учреждений в процессе работы по воспитанию самостоятельности у дошкольников.
1. Артемов, В. А. Детская экспериментальная психология [Текст] / В. А. Артемов. -М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре - М.: Мозаика- Синтез, 2011.- 30 с.
3. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова; под ред. А. М. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
4. Веракса, Н. Е. Детская психология. Учебник [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с.
5. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Говорящая книга, 2012. - 636 с.
6. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6
томах. Том 4 [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. -
202 с.
7. Гагарина, О. В. Приобщение старших дошкольников к
хозяйственно-бытовому труду через сотрудничество с семьей [Текст] / О.В. Гагарина // Социально-гуманитарный вестник Юга России. Научный журнал. - № 11. - 2011- 242 с.
8. Герасина, Е. В. Детская психология [Текст] / Е. В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 288 с.
9. Гуровец, Г. В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики [Текст] / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 304 с.
10. Диксон, У. 20 великих открытий в детской психологии [Текст] / У. Диксон. - М.: Прайм-Еврознак, 2016. - 448 с.
11. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем. [Текст] / О. В. Дыбина. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 127 с.
12. Дэвис, С. Детская астрология: Ключ к пониманию психологии ребенка [Текст] / С. Дэвис. - М.: СПб: Питер Пресс, 2016. - 320 c.
13. Карачакова, Д. Т. Мысли, идеи, принципы А. С. Макаренко в современном образовании [Текст] / Д. Т. Карачакова // Макаренковские педагогические чтении: сб. докладов / М-во образования и науки респ. Хакасия; ГОУ ДПО «Хакасский респ. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования»;каф.педагогики и психологии; ред.-сост. В. В. Лушников. - Абакан: [б. и.], 2007. - 139 с.
14. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. - М.: «Академия», 2002. - 59с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Академия; 2000. - 249 с...