Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Понятие социальной активности с точки зрения различных авторов, её составляющие 6
1.2. Особенности развития социальной активности у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Методика организации сюжетно-ролевой игры в развитии
социальной активности детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Описание диагностических методик и критериев диагностики социальной активности детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Анализ результатов диагностического исследования социальной
активности детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Описание хода работы по использованию сюжетно-ролевых игр,
способствующих развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99

Актуальность данного исследования современного образования в формировании личностно устойчивого и социально адаптированного субъекта жизнедеятельности, способного не только к функционированию, но и к дальнейшему личностному и социальному развитию в изменяющихся условиях социокультурной среды.
Проблема социальной активности особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, но совершенно не уделяется внимание сюжетно-ролевым играм среди старшего дошкольного возраста. Во все времена высоко ценилась игра. Старший дошкольный возраст выступает начальным этапом действий, в формирования семиотических функций (язык, умственный образ) и символического мышления, которое включает в себя чувственный опыт и результаты теоретического осмысления действительности. На данном этапе ребенок приобретает форму мышления в процессе активного исследования окружающей среды, задавая вопросы на которые самостоятельно находит ответы, впитывая впечатления жизни, накапливая опыт, творчески, перерабатывая его и таким образом, самоутверждается в мире.
Принимая во внимание высказывание Л.С. Выготского о том, что необходимо искать метод анализа, который бы расчленял сложное единое целое на единицы, чтобы привести нас к объяснению конкретных и специфических свойств изучаемого целого, мы рассматривали социальную активность как интегральную личностную характеристику, выделяя в ней когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Сюжетно-ролевая игра развивает коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок понимает и ориентируется в поступках людей. Познавая систему человеческих отношений, ребенок осознает свое место в ней. Игра влияет на развитие познавательной сферы ребенка. Инсценируя фрагменты реального взрослого мира, ребенок открывает новые возможности окружающей его действительности. По мнению Д.Б. Эльконина, содержанием сюжетно-ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, например, не человек-предмет, а человек- человек. Воплощение и освоение таких взаимоотношений происходит через принятия на себя роли взрослого человека ребенком, что и является единицей игры.
Таким образом, следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях значительные аспекты формирования социальной активности остаются недостаточно разработанными. Так, по мнению С.В. Проняевой, «...существует противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и не разработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования» [63].
На основании выделенного противоречия, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы в детском саду была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс развития социальной активности в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию социальной активности старших дошкольников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
^Проанализировать проблему социальной активности в психолого­педагогической литературе.
2.Определить основные критерии диагностики социальной активности старших дошкольников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику социальной активности старших
дошкольников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе сюжетно-ролевой игры для развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное
дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 62» город Каменск-Уральский. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 78 источников и 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста» были предложены следующие задачи:
^Проанализировать проблему социальной активности в психолого­педагогической литературе.
2.Определить основные критерии диагностики социальной активности старших дошкольников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику социальной активности старших
дошкольников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе сюжетно-ролевой игры для развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие социальной активности с точки зрения различных авторов» дано понятие «социальной активности» разных авторов В.Г.Мордкович, Н.М Борытко, Г.М.Коджаспирова, Л.С.Выготский,
A. С.Капто, В.З.Коган, В.С.Тюхин, Б.Д.Прыгин, Т.Н.Мальковская,
Т.И.Левкина, А.В.Мудрик, Т.Н.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Н.В.Савин,
B. Ф.Титов, К.А.Абульханова-Славская, Г.Е.Зборовский и Г.П.Орлов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная активность - это интегральное качество, которое направлено на осознанное взаимодействие с социальной средой и осуществляется в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности, социальной ответственности, исполнительности и инициативности. Для данного исследования является важным определение социальной активности с позиции процесса, рассматриваемого как интегральное качество личности, происходящее под воздействием целенаправленных педагогических
процессов и совокупности факторов окружающей социальной среды. В данной работе за основу берем определение социальной активности, данное К.А. Абульхановой-Славской, «в основе социальной активности лежат качества личности: инициативность, исполнительность, социальная
ответственность, требовательность к себе, что позволяет говорить о социальной активности как интегрированном качестве» [1, с. 18-19].
В параграфе 2 показано, что социальная активность детей старшего дошкольного возраста выражает инициативность, исполнительность, ответственность, заключающуюся в постоянном стремлении к самостоятельным действиям, активной жизненной позиции личности, а так же является формой деятельности и выступает способом и средством интеграции [6].
В параграфе 3 «использование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста» доказано, что сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста является свобода от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности. Но если посмотреть с другой стороны ребенок не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет ему содержание игры. Сложившихся в обществе и в группе детей в частности игровых традиций, которые определенным образом влияют на его содержание. Помимо этого, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем мире, владеть различными способами деятельности, которые позволят ему воплотить все эти знания в игру. Содержание сюжетно-ролевой игры - это не иллюзия, и не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, герои и их действия - все это, безусловно, продукт отражения в сознании ребенка его реального собственного опыта, непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных сказок детских кинофильмов, мультфильмов и телепередач. Однако в комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен, чем старше становится, тем больше знаний и разнообразного опыта он приобретает. Сюжетно-ролевая игра позволяет расширять социальный кругозор жизни дошкольника, создавать простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Благодаря этому эмоциональная привлекательность сюжетно-ролевой игры формирует мотивационную сферу личности. Действенная направленность, развивает индивидуально - творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничество, инициативность, исполнительность, ответственность и приобретение разнообразного опыта [8].
Выделены показатели социальной активности - инициативность, исполнительность и ответственность. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития социальной активности старших дошкольников мною использовались следующие методики: «уровень развития инициативности» (А.М.Щетинина), «решения воображаемых экспериментальных ситуаций» (М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой),
«графический диктант» (Д.Б.Эльконин)...


1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - М., 1983. Т.4. - С. 18-19.
2. Афанасева, С. Дошкольное воспитание [Текст] / С. Афанасева // Дошкольное воспитание. № 3. - 2004. - С. 25-33.
3. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения [Текст] / С. П. Баранов. - М., Просвещение, 1981. - 143 с.
4. Бардина, P. И. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет) [Текст] / Р. И. Бардина. - М., 2013. - 113 с.
5. Бехтерев, В. Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие. [Текст] / В. Ф. Бехтерев. - Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. - 140 с.
6. Богомолова, Н. Н. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие: А. А. Богалев, Р.Б. Гительмахер и др. [Текст] / Под общей ред. А. А. Богалева и А. Н. Сухова. - М., Международная педагогическая академия - 2012. - 77 с.
7. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. [Текст] / Л. И. Божович. - М., Международная педагогическая академия. - 2007. - 212 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте
(Психологическое исследование) [Текст] / Л. И. Божович. М.,
Просвещение. - 1968. 464 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович -М., 2011. - 402 с.
10. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности
[Текст] / Н. М. Борытко - Волгоград, Перемена, 2001. 181 с.
11. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов [Текст] / Г. В. Бурменская. - М., 1996. - 264 с.
12. Бычкова, С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений, 2 изд. испр. дополн. [Текст] / С. Бычкова - М, АРКТИ - 2003. - 96 с.
13. Венгер, Л. В. Психология дошкольника [Текст] / Л. В. Венгер - М., Просвещение - 1975. - 127 с.
14. Волков, Б. С. Детская психология [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. - 2004. - 294 с.
15. Волков, Б. С Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.,А.П.О. - 1996. - 111 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ