Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97042

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО­
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие «лидер» и «лидерство» с точки зрения различных
авторов 8
1.2. Возрастные особенности развития лидерских качеств младших
школьников 21
1.3. Особенности организации игры во внеурочное время для
развития лидерских качеств младших школьников 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА 41
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики лидерских качеств детей младшего школьного возраста 41
2.2. Анализ результатов диагностического исследования лидерских
качеств младших школьников 44
2.3. Описание хода работы по организации игры, способствующей
развитию лидерских качеств младших школьников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80

Актуальность исследования. В современном мире каждый хочет добиться успеха во всех сферах жизни. Дети школьного возраста хотят иметь авторитет среди одноклассников, друзей и сверстников. В зрелом возрасте люди стремятся добиться признания и успеха на работе. Пожилые люди хотят, чтобы с их мнением считались. С экранов телевизоров каждый день нас призывают быть социально активными, приобретать черты лидера, развивать организаторские способности. Но добиться авторитета окружающих не так уж и просто, а еще сложнее поддерживать имидж и статус лидера.
Школьный возраст - это долгий период развития личности, когда появляется надобность в самоутверждении, в самореализации, в том числе в лидерской деятельности. Проблема раннего выявления, развития и обучения будущих лидеров в настоящее время деятельно изучается в психологии и педагогике разных стран мира. Растет ее известность и в отечественной психолого - педагогической науке, а так же и в образовательной практике. При современном развитии сообщества подготовка детей обладающими лидерскими качествами - это стратегическая государственная задача. Эта стратегия ведет к прогрессу сообщества, гарантирует национальную сохранность.
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии, педагогике и в ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящено множество исследований знаменитых западных ученых, таких как А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг и др. На западе существует более тридцати исследовательских центров, которые занимаются изучением лидерства. Такое большое количество исследовательских центров свидетельствует об актуальности данного феномена.
В отечественной литературе анализ понятия лидерства начался совсем недавно. Теории и практике выявления лидеров посвящены работы А.В. Петровского, Л.И. Уманского и др. Стили лидерства раскрыты в работах И.П. Волкова, В.Ф. Рубахина и др. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях И.П. Волкова, Б.Д. Парыгина и др. Анализ лидерских качеств рассмотрен в трудах Д. Лори, Дж. Пикена, А.Г. Шмелева и др.
Исследований, посвященных выявлению особенностей формирования лидерских качеств у школьников младшего возраста, существует недостаточно.
Между тем, развитие социальной активности следует формировать именно в младшем возрасте, т.к. именно этот возраст является периодом оформления моральных идей, норм и правил. Несомненно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - это все типичные черты моральной психологии, которые определяются и оформляются именно в младшем школьном возрасте. Именно в эти годы ребенок «послушен», он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. В этот же период закладывается фундамент будущей личности, развиваются разнообразные отношения и к людям, и к различным видам деятельности, меняется отношение к самому себе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. В начальной школе ребенок - «общественный» субъект, который теперь несет значительную социальную ответственность, за реализацию которой получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом зависит от того, как он справляется с новыми требованиями [36]. В связи с этим современная педагогическая практика должна базироваться на личностно - ориентированном воспитании, исходя из позиции, когда ребенок рассматривается субъектом педагогического процесса, уделяя максимальное внимание созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.
Наличие лидерских качеств, высокий уровень социального, интеллектуального и психологического развития у ребенка позволит ему чувствовать себя уверенно, гармонично развиваться, смело выдвигать перед собой цели и добиваться их. Ребенок, обладающий таким уровнем развития, сможет занять лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Известнейший педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [12, с. 274].
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем его мире.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников лидерские качества и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого - педагогической литературы, а так же в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития лидерских качеств младших школьников.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Игра как средство формирования лидерских качеств детей младшего школьного возраста», сущность, которой заключается в необходимости анализа концептуальных основ теории воспитания, в исследовании условий, способствующих формированию активной (лидирующей) личности современного ребенка...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Игра как средство формирования лидерских качеств детей младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств личности.
2. Проанализировать сущность базовых понятий проблемы.
3. Рассмотреть возрастные особенности развития личности младших школьников.
4. Определить основные показатели диагностики лидерских качеств младших школьников и подобрать диагностические методики.
5. Провести диагностику лидерских качеств младших школьников, представить анализ результатов исследования.
6. Разработать содержание деятельности, направленной на развитие лидерских качеств детей младшего школьного возраста с помощью игры.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «лидер» и «лидерство» с точки зрения различных авторов» даны понятия этому феномену многих ученых - Макиавелли, И.П. Волкова, А.И. Уманского, Г.М. Андреевой, Р. Бейлса, Б.Д. Парыгина, Б.И. Кретова, Р.Л. Кричевского.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что понятие «лидер» можно толковать с точки зрения педагогики и психологии, политики и философии. Однако нет единого подхода к изучению лидерства. Нет общепризнанного представления о его природе и функциях. К сожалению, в отечественной педагогики к вопросу лидерства у младших школьников обратились совсем недавно. Одним из основоположников данных исследований является советский философ и психолог Б.Д. Парыгин. Он считал, что лидер - это член группы, который самостоятельно выдвигается на роль неофициального руководителя в определенной ситуации, для наиболее быстрого и эффективного достижения общей цели. Таким образом, лидером группы может стать только тот человек кто способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, задач или проблем, которые имеют равноценную значимость и для лидера, и для группы в целом.
Разумеется, что для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенным набором личных качеств, в частности высоким уровнем активности и инициативы, самостоятельностью, умением организовывать деятельность, иметь интерес в достижении групповых целей, информированностью о делах группы, коммуникабельностью и личной привлекательностью.
Подводя итоги, стоит отметить, что лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально - психологическим феноменом, в котором, определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально - психологическую, но и в первую очередь социальную и классовую природу и сущность.
В параграфе «Возрастные особенности развития лидерских качеств младших школьников» можно сделать следующие выводы: воспитание лидерских качеств необходимо начинать в детстве. Именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с
окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
В параграфе «Особенности организации игры во внеурочное время для развития лидерских качеств младших школьников» доказано, что игровая деятельность является важной формой внеурочной деятельности по формированию лидерских качеств у обучающихся младших школьников. В играх формируется самооценка школьников, их исполнительность и инициативность, психические познавательные процессы, коммуникативные учения и речь, самостоятельность, эмоциональность, умение адаптироваться к различным ситуациям, умение разрешать споры и отстаивать свою точку зрения.
На основании анализа психолого - педагогической литературы мы выделили следующие показатели развития лидерских качеств младших школьников - самостоятельность, наличие организаторских способностей, адекватная самооценка.
Для диагностики уровня развития лидерских качеств у младших школьников мы использовали следующие методики:
1. Методика «Я - лидер» (Е.С. Федоров, О.В. Еремин,
модифицированный Т.А. Мироновой);
2. Методика диагностики функционального лидерства в малых группах (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов);
3. Методика на выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).
Диагностическое исследование уровня развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста показало, что 9 детей (41%) имеют уровень развития ниже среднего, 7 детей (32%) - относятся к среднему уровню развития, 5 детей (23%) имеют уровень выше среднего и 1 ребенок (4%) - показал высокий уровень развития лидерских качеств. Низкий уровень развития не показал ни один ребенок.
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания и упражнения главной задачей которых является повешение уровня развития таких лидерских качеств младших школьников, как самостоятельность, адекватная самооценка, наличие организаторских способностей.
Разработанные занятия имеют определенную структуру (ритуал приветствия, разминка, основной этап, ритуал прощания). В каждом занятии представлены цель и планируемый результат. Все занятия выстроены в соответствующей последовательности.
Разработанная формирующая программа позволит обучить детей работе в коллективе, научит выявлять и исправлять собственные ошибки; развить творческие и организаторские способности, деловые качества, умение вести себя в конфликтных ситуациях; воспитать нравственные качества личности ребенка, сформировать личность детского лидера, обладающего высокой культурой общения и влияния на людей.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С. 476-493.
2. Алиева, М. А. Я сам строю свою жизнь [Текст] / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г. Травникова, Е. Г. Трошихина. Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб: Речь, 2003. - 283с.
3. Альтманн, Г. Х. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории [Текст] / Г. Х. Альтманн. - М.: Интерэкспорт, 1999. - 272 с.
4. Андрееев, Г. П. К столетию метода проектов [Текст] / Г. П. Андреев, Н. И. Бугаев, О. И. Михалева, Н. Н. Романов // Школьные технологии. - 2005. - №4. - С. 29-30.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 373 с.
6. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст]: учеб. Пособие для высших учебных заведений / Е. В. Андриенко. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
7. Аркадьева, А. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / А. В. Аркадьева // Начальная школа: плюс до и после. - 2005. - № 2. - С. 8 - 11.
8. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп [Текст] / Э. Берн - Екатеринбург: Литур, 2000. - 433 с.
9. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200с.
10. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно­ориентированного воспитания [Текст] / Е. В.Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. - С. 17-24.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2002. - 446 с.
12. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
13. Волохов, А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях [Текст] / А. В. Волохов. - Ярославль: ЯГУ, 1999. - 72 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
15. Гончаров, В. Лидерство как фактор групповой деятельности: опыт социально-психологического исследования спортивных команд [Текст] / В. Гончаров: автореф. дис. канд. философ. наук. - М.: 1971...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ