ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Мышление и его виды 10
1.2 Характеристика логических приемов мышления 18
1.3 Особенности развития логических приемов мышления у детей
старшего дошкольного возраста 23
1.4 Возможности счетной деятельности в развитии логического
мышления у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ 36
2.1 Условия развития логических приемов мышления в дошкольном
возрасте 34
2.2 Проектирование комплекса заданий, направленных на развитие
логических приёмов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счету 42
2.3. Результаты внедрения комплекса заданий по обучению счётной деятельности для развития логических приемов мышления у старших дошкольников 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новые социальные запросы определяют одну из задач образования как формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности [48].
Важной частью в познавательном направлении развития дошкольников является развитие логических приемов мышления - видов умственной деятельности, позволяющих формировать и оперировать понятиями и суждениями, выполнять умозаключения, проводить доказательства.
Итогом накапливания логических приемов мышления, являющихся путем к становлению успешности воспитанников в познании, для подведения к решению интеллектуальных задач, принятию собственных решений в различных видах деятельности, что служит основой интеллекта ребенка. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются все люди, не зависимо от профессии.
В рамках познавательного развития закладываются основы формирования элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям - таким образом, можно сказать, что осуществляется математическое развитие дошкольников [16].
Однако, несмотря на то, что логическое мышление формируется в старшем дошкольном возрасте, у многих детей слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Исходя из вышеизложенного, суть проблемной ситуации заключается в недостаточной сформированности логических приёмов мышления, что возможно снизит эффективность дальнейшего обучения в школе, так как мышление недостаточно подготовлено к усвоению знаний. Ребёнку будет труднее даваться учёба, решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат сил и времени. В результате есть риск ослабления интереса к учению, отрицательное влияние на здоровье.
Решение этой проблемы должно осуществляться в поиске необходимых насущных путей, средств, сосредоточения большего внимания к определённым видам деятельности при организации образовательного процесса детей в дошкольных образовательных организациях. Одним из способов формирования логических приёмов мышления у старших дошкольников является использованием заданий для обучения счетной деятельности.
В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.А. Вяхирева, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори.
Научные работы А.З. Зака, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Леонтьева неоспоримо аргументируют, что матрицы логического мышления образовываются в детском периоде, который приходится на возрастной отрезок с пяти и вплоть до одиннадцати лет. Вышеуказанные сведения усиливают приоритетность старшего дошкольного возраста, покровительство и максимальное усовершенствование качеств мышления, специфических для возраста, так как условий для усиленного развития в онтогенезе не представится. Формирование логических структур с задержкой проходит многосложно, вызывая затруднения и риск остаться в незавершенной стадии.
Сензитивность старшего дошкольного возраста к формированию приемов логического мышления определил Н.Н. Поддъяков. Согласно его исследованиям, в старшем дошкольном возрасте происходит закладка основных приемов логического мышления, что включает в себя сравнение, сериацию и классификацию [34].
Расширенный потенциал в развитии логических приемов мышления оказывает обучение математике в дошкольной организации. При обзоре научных работ З.А. Михайловой выявлено, что опыты, указывают на то, что математическое развитие подразумевает в результате благоприятные изменения в сфере развития познавательной области личности. Изменения происходят в ходе освоения математических представлений и развития логических операций, которые с ними связаны [27].
В отечественных отраслях науки психологии, а также с учетом обзора педагогической практики наблюдается положительный сдвиг, ориентированный на умственное развитие детей дошкольного возраста. Следствием теоретической работы над этим вопросом является образование программ, направленных на развитие мышления детей, умственных способностей. Такими программами развивающего обучения являются:
1) Образовательная программа «Развитие» (авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова). В основе лежат: концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте; концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно -образными и знаковыми моделями; психологическая теория Л.С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания [37];
2) Программа «Ступеньки» курса математики для дошкольной подготовки детей 3-6 лет (авторы: Л.Г. Петерсон, при участии: М.А. Кубышевой, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной). Основной целью программы «Ступеньки» является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе. Одной из деятельностных целей программы является развитие познавательных процессов и мыслительных операций [32].
Несмотря на наличие развивающих программ для дошкольных организаций, одним из важных направлений в решении задачи по развитию мышления дошкольников выступает создание в дошкольном учреждении средств, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности.
Обозначенные позиции говорят об актуальности проблемы выявления действенных средств в педагогической науке для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счету.
Анализ изученной литературы по данному направлению, уровень современных требований к качественным характеристикам выпускников дошкольных организаций выявляют противоречия:
• между потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем развития логических приёмов мышления, и недостаточным проявлением данного качества у старших дошкольников;
• между необходимостью систематичного развития логических приёмов мышления, и слабой разработанностью эффективных средств, позволяющих осуществить такое развитие;
• между потенциалом обучения счётной деятельности, создающей условия для развития логических приёмов мышления у старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержательного компонента практической работы на основе использования возможностей заданий для обучения счету в условиях дошкольной организации;
• между необходимостью использования современных технических средств для решения образовательных задач, и отсутствием методической литературы, раскрывающей возможности практического применения логороботов «Пчелка» (Bee Bot).
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование логических приемов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счетной деятельности».
Для раскрытия темы исследования необходимо достижение следующей цели: выявление и обоснование эффективности заданий для обучения счётной деятельности в развитии логических приёмов мышления у старших дошкольников.
Отсюда вытекает объект исследования - процесс развития мышления у старших дошкольников.
Предметом исследования является комплекс заданий направленных на развитие логического мышления старших дошкольников при обучении счету и счетной деятельности.
Гипотеза исследования: систематическое использование комплекса заданий, направленных на развитие логического мышления старших дошкольников при обучении счету в практической деятельности способствует повышению уровня сформированности логических приемов мышления.
В соответствии с указанным объектом, предметом и для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого -педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть подходы к определению понятий логическое мышление и его структуру;
3. Охарактеризовать логические приемы мышления;
4. Выделить особенности развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста;
5. Описать условия развития логических приемов мышления в дошкольном возрасте;
6. Выявить возможности проектирования заданий на развитие логического мышления посредством использования современных технических средств, логороботов «Пчёлка» (Bee Bot);
7. Описать технологию проектирования заданий как средства развития логических приёмов мышления в процессе обучения счёту у старших дошкольников и разработать комплекс таких заданий;
8. Описать педагогические условия внедрения комплекса заданий как средства развития логических приёмов мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счётной деятельности;
9. Обосновать продуктивность использования комплекса заданий на развитие логических приёмов мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счётной деятельности на основе апробации.
В данной исследовательской работе применялись следующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия; эмпирические - изучение литературы, изучение результатов деятельности обучающихся, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, мониторинг.
Результаты исследования и разработанные материалы могут использоваться педагогами дошкольной образовательной организации в ходе планирования непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Радуга" №5" Камышловского городского округа.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий в себя 54 наименования.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно -теоретических предпосылок по теме ВКР, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза и методы исследования, указана практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития логических приёмов мышления у старших дошкольников» рассмотрены подходы к определению понятий логическое мышление и его структура, охарактеризованы логические приемы мышления, выделены особенности развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста, а также описаны возможности счетной деятельности в развитии логического мышления.
Вторая глава раскрывает технологию проектирования комплекса заданий, направленных на развитие логических приёмов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счётной деятельности. В содержании главы описывается возможности счетной деятельности в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Подробно описано проектирование комплекса заданий, направленных на развитие логических приёмов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счету.
В заключении подведены общие итоги выпускной квалификационной работы, изложены основные выводы .
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Приемы логического мышления способствуют систематизации знаний ребенка, развитию его умственных способностей.
В первой главе исследования были рассмотрены подходы к определению понятий мышления. Кроме этого в тексте первой главы представлены формы мышления, постепенность их проявления и развития у ребёнка дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы позволил выделить виды мышления в зависимости от направленности по характеру решаемых задач. Характеристика логических приемов мышления предоставила провести анализ каждой логической операции, понять их сущность.
Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которые основываются на учёте применения форм мышления при решении логической ситуации. Также неоспоримым фактом в развитии мышления является сензитивность старшего дошкольного возраста к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления. Однако прослеживается необходимость включения старшего дошкольника в игровую деятельность при решении задач умственного характера, направленных на обучение счету, и как следствие повышение эффективности результатов развития мышления у детей.
Немаловажным фактом является порядок формирования приёмов мышления выявленный на примерах исследований авторов Н.Ф. Талызиной, М.В. Кралиной. Непосредственно формирование логических приёмов мышления происходит на основе этапов, выделенных Л.В. Ворониной, а также учитывая идею П.Я. Гальперина о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями.
Проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее ключевых, ведь на её решение направлено совершенствование всего учебно-воспитательного процесса, что является предпосылкой для формирования продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения воспользоваться имеющимся багажом знаний на практике, в творческом преобразовании действительности. Вследствие этого многие авторы задавались вопросом оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников. При работе с литературой одним из средств было выявлено наличие занимательности в заданиях, непринуждённости в процессе обучения и развития, учёт ведущего вида деятельности. Значим тот факт, что содержание заданий должно охватывать задачи примерной основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития и конкретно при формировании элементарных математических представлений.
В настоящее время активизация познавательной деятельности совершается с применением различных средств деятельности дошкольников. Реализацию образовательных задач из области познавательного развития возможно проводить применяя на практике задания, направленные на развитие логических приёмов мышления в процессе обучения счетной деятельности.
К настоящему времени широко используются логико -математические игры - это задания, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, что предполагают выполнение логических операций и действий. В процессе решения логико-математических задач дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В исследовательской работе описаны возможности счетной деятельности в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. При описании раскрывается понятие счет, как процесс нумерации элементов множества, который подчиняется определённым правилам и имеет компоненты счетной деятельности.
Вторая глава исследования содержит проектирование комплекса заданий, направленных на развитие логических приемов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счету. При составлении комплекса использовались задания на закрепление количественных представлений предметов, на расширение представлений о геометрических фигурах, совершенствование ориентировки в пространстве. Задания в комплексе ранжированы в соответствии с отдельными логическими операциями. Преобладает тип заданий с графическим представлением информации. Для выявления возможностей использования заданий на развитие мышления посредством применения современных технических средств, на примере заданий с использованием логоробота Bee-bot. Это позволяет тренировать детей составлять программы, учить применять на практике современные средства обучения, вводить элементы программирования в образовательный процесс.
Для обоснования продуктивности использования комплекса заданий был проведён констатирующий эксперимент, который выявил начальный уровень овладения логическими операциями на основе методики «Изучение уровня овладения логическими операциями» на конкретном материале (по О.М. Дьяченко). После проводилась организация образовательного процесса с включением заданий по обучению счетной деятельности для развития логических приемов мышления. Задания внедрялись в непосредственно образовательную деятельность, осуществлялась работа с воспитанниками во второй половине дня.
Как показал контрольный этап эксперимента, разработка комплекса заданий, направленных на развитие логического мышления в процессе обучения счету положительно воспринимается практикой и имеет высокий показатель результативности в дошкольной образовательной организации.
Перспектива исследования темы состоит в возможности создания тренажёров, позволяющих развивать логические приёмы мышления.
Целью выпускной квалификационной работы было выявление и обоснование эффективности заданий для обучения счетной деятельности в развитии логических приёмов мышления у старших дошкольников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы достигнуты все задачи, так как описана теоретическая часть исследования, описана технология проектирования комплекса заданий, разработан комплекс заданий, направленных на развитие логических приёмов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счету. При проведении апробации выявлена эффективность заданий для обучения счетной деятельности в развитии логических приемов мышления, а также на основании результатов диагностики обоснована продуктивность использования комплекса в педагогической практике.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что лежащие в его основе теоретические положения и организационно - методические процедуры являются адекватным средством совершенствования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
1. Аванесов, В. С. Проблема качества педагогических измерений [Текст] / В. С. Аванесов. // Педагогические Измерения. - 2004. - №2. - С. 9¬11.
2. Багунц, А. П. Шаг в математику [Текст] / А. П. Багунц. - Ростов нД. : Легион, 2013. - 40 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая // Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
4. Болотова, А. К. Прикладная психология [Текст] : учеб. для вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова, Г. М. Угарова. - М. : Аспект-Пресс, 2001. - 383 с.
5. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика [Текст] / А. В. Брушлинский. - М. : Мысль, 1970. - 191 с.
6. Бурлакова И. А Развитие логического мышления у дошкольников
[Электронный ресурс] / И. А. Бурлакова. // Современное дошкольное образование. Теория и практика Выпуск №2/ 2008 URL:
http ://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-lo gichesko go -myshleniya-u-doshkolnikov(дата обращения: 25.11.18)
7. Волкова, С. И. Математические ступеньки [Текст] : пособие для детей 5-7 лет / С. И. Волкова. - М. : Просвещение, 2015. - 95 с.
8. Воронина, Л. В. Формирование у детей старшего дошкольного
возраста умений строить суждения и умозаключения [Электронный ресурс] / Л. В. Воронина, М. В. Карпова. // Педагогическое образование в России. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-u-detey-starshego-
doshkolnogo-vozrasta-umeniy-stroit-suzhdeniya-i-umozaklyucheniya (дата
обращения: 15.04.2018)
9. Всероссийская олимпиада для дошкольников «Математика и логика» [Электронный ресурс] // Всероссийское зарегистрированное СМИ
«Международный образовательный портал МААМ». 2018. - URL:
https://www.maam.ru/olimpiada(дата обращения: 25.09.2018)
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления [Текст] : учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухов. - М. : Издательство Московского университета, 1981. - 400 с.
12. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 465 с.
13. Григорьева, И. А. Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / И.А. Григорьева, Т.А. Грузинцева. // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 28-31. - URL
https://moluch.ru/archive/116/31985/(дата обращения: 18.12.2018).
14. Гринченко, Л. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст] : учебно - методическое пособие / Л. С. Гринченко. - М. : «ЦГЛ», 2002. - 80с.
15. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 232 с.
16. Дыбина, О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебно -методическое пособие / О. В. Дыбина. - М. : Национальный книжный центр, 2015. - 304 с.
17. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Академический проект, 2013. - 516 с.
18. Зареченская, О. А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.А. Зареченская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.
- С. 26-29. - URLhttps://moluch.ru/th/ 1/archive/54/2313/(дата обращения:
06.05.2018).
19. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 112 с.
20. Коломенский, Я. Л. Детская психология [Текст] / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. - Мн. «Университетское», 1988. - 142 с.
21. Корепанова, М. В. Моя математика [Текст] : пособие для старших дошкольников в 3-х ч. Часть 1 / М. В. Корепанова, С. А. Козлова, О. В. Пронина. - М. : Баласс, 2011. - 80 с.
22. Корнилов, Ю. К. Общая психология. Мышление [Текст] : метод. указания / Ю. К. Корнилов. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ , 2010. - 36с.
23. Кралина, М. В. Для обучения детей в семье, детском саду и далее... [Текст] / М. В. Кралина. - Екатеринбург. : У-Фактория, 1998. - 117 с.
24. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : В 2-х т. Т. П. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983.- 320 с.
25. Макарова, И. В. Психология. [Текст] : конспект лекций / И. В. Макарова - М. : 2010. - 237 с.
26. Михайлова, З. А. Математическое развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / З. А. Михайлова. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2000. - 160с.
27. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] : / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
28. Немов, Р. С. Психология в 3-х кн. [Текст]: Кн. 1, 2. / Р. С. Немов.
- СПб. : Владос, 2000. - 215 с.
29. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - М. : Детство - Пресс, 2007. - 45с.
30. Петерсон, Л. Г. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3 [Текст] / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. - 96 с.
31. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. [Текст] / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 96 с.
32. Петерсон, Л. Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...»: Математика [Текст]. - М. : УМЦ «Школа 2000...», 2007. - 40 с.
33. Плаксина, Л. И. Математика в детском саду [Текст] : метод. пособие / Л. И. Плаксина. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 168 с.
34. Поддьяков, Н. Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности [Текст] / Н. Н. Поддьяков, В. Б. Синельников. // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. - 1974. - Вып. 4. - С. 15-17.
35. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления
детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 590-592. - URL
https://moluch.ru/archive/147/41167/(дата обращения: 02.12.2018).
36. Психологический словарь [Текст] / под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
37. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Булычевой А.И. - М. : НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015. - 168 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 720 с.
39. Рябчевская, Т.В. Мастер-класс «Программируемый мини-робот Bee-bot» [Электронный ресурс] / Т. В. Рябчевская. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». 2017. - URL :https ://nsportal. ru/detskiy-sad/informatika/2017/04/12/master-klass-dlya-pedago gov-pro grammiruemyy-mini-robot-bee-bot(дата обращения: 16.06.2018)
40. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин.
- М. : АСТ, 2001. - 800 с.
41. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
42. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
43. Томилова, С. Д Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей [Текст]. В 2 кн. Кн. 2 / авт. - сост. С.Д. Томилова - М. : АСТ, 2014. - 702 с.
44. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
45. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Эксмо, 2000. - 89 с.
46. Ушинский, К. Д. Первые уроки логики [Текст] / К. Д. Ушинский.
- М. : Изд-во академии педагогических наук РСФСР,1948. - 554 с.
47. Ушинский, К. Д. Сочинения. Т, 10 [Текст] / К. Д. Ушинский - М. : Изд-во академии педагогических наук РСФСР,1950. - 429 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
49. Фридман, Л. М. Теоретические основы обучения математике [Текст] / Л. М. Фридман. - М. : Владос, 2009. - 248 с.
50. Харько, Т. Г Методика познавательно -творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (для детей 5-7 лет) [Текст] / Т. Г. Харько. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2016. - 304 с.
51. Шевелёв, К. В Занимательная геометрия [Текст] / К. В. Шевелёв. - М. : Издательство «Ювента», 2011. - 32 с.
52. Шевелёв, К. В. Проверочные работы по математике [Текст] / К. В. Шевелёв. - М. : Ювента, 2013. - 32 с.
53. Шевелёв, К.В. Краткий курс подготовки к школе по математике [Текст] / К. В. Шевелёв. - М. : Ювента, 2016. - 64 с.
54. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е. И. Щербакова - М. : Издательство Московского психолого -социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.