ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 7
1.1 Теоретико-аналитическая основа контрольной деятельности
органов местного самоуправления 7
1.2 Механизм деятельности администрации муниципального
образования Камышловский муниципальный район в части осуществления муниципального контроля за 2015 - 2017 гг 12
1.3 Особенности организации муниципального земельного контроля в Камышловском районном комитете по управлению имуществом
администрации муниципального образования Камышловский
муниципальный район 21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАМЫШЛОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ
ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАМЫШЛОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
РАЙОН 31
2.1 Характеристика Камышловского районного комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район 31
2.2 Анализ организации муниципального земельного контроля в Камышловском районном комитете по управлению имуществом
администрации муниципального образования Камышловский
муниципальный район за 2015 - 2017 гг 39
2.3Основные рекомендации по совершенствованию муниципального земельного контроля в Камышловском районном комитете по управлению имуществом администрации муниципального образования Камышловский
муниципальный район и расчёт их экономической эффективности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без системы управления, особенно в периоды крупных земельных преобразований - перестройки земельных отношений, когда происходят массовое перераспределение и приватизация земель, реорганизация существующих объектов земельных отношений [1].
В связи с особой значимостью и важностью деятельности в области землепользования, особое значение приобретает муниципальный земельный контроль. Под земельным контролем понимают контроль, за тем, как осуществляется соблюдение земельного законодательства, требований охраны, применения земель организациями, где не принимается во внимание их организационно -правовая форма, форма собственности, руководителями, должностными лицами, гражданами, реализуемый по гл. XII ЗК РФ. Муниципальный земельный контроль проводится органами местного самоуправления.
Под муниципальным контролем можно отметить работу органов местного самоуправления, у которых есть на это право в соответствии с федеральными законами на организацию, проведение проверок на территории муниципального образования, относительно того, как соблюдаются юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями требования муниципальных правовых актов и федеральных законов, законов субъектов РФ, если данные виды контроля принадлежат вопросам местного значения, и кроме этого, организацию и проведение мероприятий, которые направлены на то, чтобы предотвратить нарушения данных требований.
Что касается порядка организации и реализации данного контроля, то он отмечается муниципальными правовыми актами, или законом субъекта РФ.
На сегодняшний день муниципальный контроль является важной функцией местных администраций. Знать особенности осуществления муниципального контроля, его основные виды и механизм реализации является важнейшей профессиональной компетенцией будущего специалиста в области государственного и муниципального управления. Актуальность темы исследования состоит в оценке предназначения местного самоуправления как конституционного института, исследовании его контрольных функций, а также в анализе возможности повышения эффективности их реализации. В связи с этим тему данной выпускной квалификационной работы следует признать актуальной и необходимой для детального изучения.
Объект исследования - муниципальный контроль в сфере землепользования и землевладения.
Предмет исследования - механизм муниципального контроля в сфере землепользования и землевладения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по устранению проблем муниципального земельного контроля на примере деятельности муниципального органа власти.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы муниципального земельного контроля;
• проанализировать процесс осуществления муниципального земельного контроля в Камышловском районном комитете по управлению имуществом администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район;
• выявить основные недостатки деятельности Камышловского районного комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район в части осуществления муниципального земельного контроля;
• разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Для решения поставленных задач были изучены нормативно- правовые акты и учебная литература, проведен анализ по выявлению основных недостатков в деятельности Комитета. Информационной базой написания работы послужили научные труды таких специалистов в области муниципального и государственного управления как А. В. Якушев. Н. И. Глазунова А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой Н. В. Шумянкова О. М. Рой М. И. Халиков Уткин Э. А., Денисов А. Ф. и другие.
Методологической базой исследования являются следующие приемы и методы: аналитический, сравнительный, изучение нормативно -правовой базы, метод графического представления материала, обобщения.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения специалистами Комитета предложенных рекомендаций в практической деятельности по совершенствованию земельного контроля в муниципальном образовании.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 41 источника и приложения. Работа содержит 21 рисунок, 14 таблиц.
В первой главе рассматриваются теоретические основы контрольной деятельности местных органов власти, в том числе в сфере земельных ресурсов. Во второй главе проводится исследование системы управления земельными ресурсами в Камышловском районном комитете по управлению имуществом администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район.
В сегодняшних условиях муниципальный контроль за соблюдением земельного законодательства и рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше. Ведь законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Но в то же время такая деятельность, по Конституции РФ, не должна наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Однако действия муниципального земельного контроля никогда не будут эффективными без тесного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.
Углубление земельной реформы в России вызывает необходимость совершенствования правового механизма земельного контроля.
В последнее время нашим законодателем сделаны определенные положительные шаги в области совершенствования правового института контроля за охраной и использованием земель. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации ставит земельный контроль на первое место среди видов земельного контроля, тем самым, подчеркивая его важность и актуальность в условиях рынка. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях повышает ответственность землепользователей за правонарушения в области охраны и использования земель.
Принятие указанных законодательных актов в определенной мере способствует повышению эффективности земельного контроля на основе улучшения взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебных органов, широкомасштабного внедрения передовых методов контроля за состоянием земель, что в комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера должно обеспечить формирование бережного отношения к земельным ресурсам и создание необходимых условий для сохранения и повышения плодородия почв в новых экономических условиях.
Для улучшения работы по организации контроля за охраной и использованием земель и повышения его результативности целесообразно:
• наладить на должном уровне взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель;
• улучшить материально-техническое обеспечение государственного земельного контроля и установить систему материального поощрения государственных земельных инспекторов за эффективную работу по выявлению и устранению нарушений земельного законодательства.
В свою очередь без обеспечения рационального и эффективного использования земель невозможно создание свободного и конкурентного рынка недвижимости в России.
Конечным общественно значимым результатом достижения данной цели является создание свободного и конкурентного рынка недвижимости, обеспечивающего равные возможности для всех слоев населения и всех категорий предприятий, независимо от форм собственности.
При проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами должен обращать особое внимание на факты указывающие на наличие нарушения земельного законодательства с целью включения данных объектов в план проведения проверок и проведения в установленном порядке внеплановых проверок, практиковать проведение документарных проверок, используя при этом материалы межевания земельных участков как юридических так и физических лиц, активизировать работу во взаимодействии с судебными приставами по взысканию наложенных административных штрафов, наладить в рамках информационного обмена взаимодействие с органами муниципального земельного контроля, практиковать проведение совместных проверок по соблюдению земельного законодательства с органами прокуратуры и другими федеральными контролирующими органами.
В рамках данного исследования проведен анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО «Камышловский муниципальный район». В целом деятельность Комитета соответствует нормативно - правовым актам, регулирующим сферу проведения земельного контроля, но в процессе анализа были выявлены определенные проблемы. Среди ключевых проблем можно отметить:
• низкую платежеспособность арендаторов, значительное число которых находится в предбанкротном состоянии или в банкротстве;
• рост кадастровой стоимости земельных участков, а следовательно, и сумм земельного налога;
• слабая претензионно - исковая работа с должниками.
Для решения указанных проблем в работе предложен ряд мероприятий, реализация которых позволит:
• создать систему эффективного учета и управления муниципальной собственностью. В результате внедрения программного комплекса разница в пользу проектного варианта составит 41359 рублей. При таких затратах срок окупаемости проекта составит:
Ток = Кп /DC = 56420 рублей / 162,83 рублей = 347 дней.
С учётом внедрения автоматизированной системы происходит избавление от бумажного носителя, исчезает затрата лишнего времени, а также выполнение двойной работы.
• увеличить объем доходов местного бюджета от использования муниципальной собственности;
• сформировать дополнительный источник пополнения местного бюджета;
• снизить долю бюджетных расходов на содержание социально значимых объектов недвижимости.
произведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий. В процессе проведения расчетов установлено, что Комитет достигнет высоких показателей по устранению недоимки по арендной плате за землю и муниципального имущества. В бюджет городского округа поступит сумма в размере - 6 607 505 рублей. Предложенные мероприятия можно считать эффективными.
1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2018 г.) - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]: - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Текст]: Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 20.07.2018г.) // Российская газета. 2005. № 3832.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) [Текст]: // Российская газета. 2003. № 3267.
6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Текст]: // Российская газета. 2008. № 3903.
7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями и дополнениями) [Текст]: // Российская газета. 2011. № 3995.
8. Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой
оценки земель [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
9. Об утверждении стандартов оценки [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 06.07.2001г. № 519 - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http//www.consultant.ru.
10. О государственной кадастровой оценке земель [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 г. № 945 - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.garant.ru.
11. Об организации работ по государственной кадастровой оценке
земель в 2012 году [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.03.2011 г. № П/87 - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Режим доступа: http//www.consultant.ru.
12. Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель поселений [Электронный ресурс]: Приказ Росземкадастра от 17.10.2007 г. №П/337 - Доступ из информационно-правовой системы ГАРАНТ. Режим доступа: http://www.garant.ru.
13. Методические указания по государственной кадастровой оценке
земель населенных пунктов [Электронный ресурс]: Приказ
Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39 - Доступ из
информационно-правовой системы ГАРАНТ. Режим доступа: http://www.garant.ru.
14. Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное
(бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель находящихся в собственности муниципального образования, занятых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими юридическим лицам и гражданам» [Электронный ресурс]: Постановление Главы муниципального образования
Камышловский муниципальный район Свердловской области от 02.07.2012 г. № 1317-ПГ .
15. Постановление от 10.04.2008 г. n 195 «Об утверждении Положения о Камышловском районном комитете по управлению имуществом Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdlovsk-gov.ru/doc/31949 (дата обращения 19.11.2018)...