ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 5
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Характеристика познавательной активности 5
как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Характеристика младшего школьного возраста 14
1.3. Возможности развития познавательной активности 25
на уроках в начальной школе 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ 32
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Диагностика познавательных интересов 33
младших школьников 33
2.2. Рекомендации по развитию познавательного интереса 45
младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Формирование познавательной активности у младших школьников очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательной активности является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.
Проблемой развития познавательной активности занимались ученые:Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д. Ушинский, Н.Г Чернышевский,
Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.
Объектом выпускной квалификационной работы является образовательный процесс в начальной школе.
Предметом является познавательная активность детей младшего школьного возраста.
Цель данной выпускной квалификационнойработы: теоретически обосновать и изучить на практике возможности развития познавательной активности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику познавательной активности.
2. Выявить возможности развития познавательной активности
на уроках в начальной школе.
3. Изучить познавательную активность младших школьников в практике образовательного процесса;
4. Дать рекомендации по развитию познавательной активности младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ) и эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Исследование проводилось на базе МАОУ лицея №88 г. Екатеринбурга в 3 «А» классе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Таким образом, выполнены задачи нашей выпускной квалификационной работы, а именно: дана характеристика познавательной активности: Так, познавательную активность можно рассматривать через познавательный интерес с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Познавательная активность характеризуется тем, что ярко насыщена эмоциональностью, т.е. процесс познания окрашен эмоциями, которые могут быть вызваны самим процессом умственного труда, либо предметом познания, либо перспективой, которая увлекает за собой. Познавательный интерес становится надёжным тогда, когда используются средства развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы.
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения), познавательного интереса. Данный период характеризуется глубоким изменением, происходящим в психологическом облике младшего школьника. В течение этого времени на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в жизни.
Выявлены возможности развития познавательной активности на уроках в начальной школе: к развивающим методам развития познавательной
активности относят: информационные технологии, развивающие игры, разноуровне-вые задания, изменение скорости обучения (стратегия ускореня), проведение познавательных праздников и т. д.
Мастерство учителя укреплять и развивать познавательную активность учащихся в процессе обучения состоит в умении делать содержание предмета богатым, глубоким и привлекательным.
Изучена познавательная активность младших школьников в практике образовательного процесса: Для выявления познавательной активности учащихся мы провели метод диагностики: наблюдение. Для выявления мотива обучения использовали диагностику «методика с конвертами» по Г.И. Щукиной Для выявления самостоятельности учащихся мы провели анкетирование по методике Г.И. Щукиной.
Полученные данные показали, что у 60% детей класса, в котором проводились диагностики,познавательная акивность сформирована на высоком уровне, у 30% детей - на среднем уровне. Низкий уровень выявлен у 10% учеников младшего школьного возраста. Для таких детей необходимо проводить работу по развитию познавательной активности.
По результатам проведенных диагностик были даны рекомендации родителям школьников для повышения познавательной активности младших школьников, а также рекомендации для детей со средним и высоким уровнями познавательной активности, которые выполняются при таких условиях, как:
• Вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младших школьников.
• Эмоциональная атмосфера обучения, положительный
эмоциональный настрой учебного процесса.
• Благоприятное общение в учебном процессе.
• Осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность младших школьников.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности ребёнка на уроке являются:
• дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.);
• наглядность;
• творческие работы по разным предметам;
• участие в предметных олимпиадах;
• научно-исследовательская деятельность;
• проектная деятельность учащихся;
• внеклассные мероприятия по предметам;
• индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов);
• дифференциация (разноуровневые задания).
Использование различных педагогических технологий:
• игровые;
• личностно-ориентированные;
• развивающие;
• проблемное обучение;
• интегрированные уроки
Таким образом, задачи нашей выпускной квалификационной работы дос¬тигнуты. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробной разработке комплекса методических рекомендаций для учителей на¬чальной школы, по развитию позновательной активности младшего школьника.
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] :кн. для учителя / под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Качановой.
- Минск : Нар. асвета, 1987. - 109 с.
2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 136 с.
3. Баранова, Э. А. Психологическая система изучения и формирования
познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] /
Э. А. Баранова. - Н. Новгород, 2006. - 53 с.
4. Беляев, М. Ф. Основные положения психологии интереса [Текст] / М. Ф. Беляев // Ученые записки Иркутского пединститута.
- Иркутск, 1940. - Вып. № 5. - 212-257 с.
5. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1972. - 25-30 с.
6. Булатова, О. В. Условия формирования познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] / О. В Булатова. - URL :http://www.eduneed.ru/ededs-441-1.html (дата обращения: 12.04.2018).
7. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах [Текст] / К. Н. Волков. - М. : Просвещение, 1981. - 41 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 12 - 14.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - Т 5 : Основы дефектологии. - 369 с.
10. Горенков, Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова [Текст] / Е. М. Горенков // Начальная школа. - 2004. - № 2. - 44 с.
11. Грозик, Т. И. Методологические основы познавательного развития
детей [Текст] / Т И. Грозик // Дошкольное воспитание. - 2008. -
№10. - С. 20-26.
12. Гуревич, Ю. Г. Психологические особенности учебной
деятельности [Текст] : уч. пособ. / Ю. Г. Гуревич, С. В. Кошелева. - Иркутск, 1988. - 72 с.
13. Даль, В И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] /
В. И. Даль: ок. 200 тыс. слов. - В 4-х т. - Т. 2 / под ред.
К. В. Виноградовой. - М., 1994. - 779 с.
14. Дмитриева, И. М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст] : автореф. дис. . ..канд. психол. наук : 19.00.07 / И. М. Дмитриева. - Н. Новгород, 2003. - 19 с.
15. Добролюбов, Н. А. Избранные педагогические высказывания [Текст] / Н. А. Добролюбов. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1936. - 80 с.
...