Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические условия формирования познавательной активности младших школьников (Московский Инновационный Университет)

Работа №104360

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База: Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №1 (Московская область, Клинский р-н, г. Высоковск).

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников 6
1.1. Сущность понятия «познавательная активность» младших школьников 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 14
1.3 Условия и средства формирования познавательной активности младших школьников………………………………………...….20
Выводы по 1 главе 45
Глава 2. Исследовательская работа по формированию познавательной активности младших школьников 47
2.1. Цели и задачи исследовательской работы 47
2.2. Диагностика познавательных интересов младших школьников 52
Выводы по 2 главе 73
Глава 3. Рекомендации по развитию познавательной активности младших школьнико 75
Выводы по 3 главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…82

Цель работы – изучить психологическое условия развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• определить трактовку и содержание понятия «познавательная активность»;
• выявить основные компоненты познавательной активности;
• эмпирически изучить уровни познавательной активности детей младшего школьного возраста;
• рассмотреть деятельность роль педагога как психологическое условие формирования учебных навыков младших школьников;
• разработать рекомендации по развитию познавательной активности младших школьников.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ, структурный метод.
Гипотеза исследования: опытно-экспериментальная деятельность повышает уровень познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены методы формирования познавательной активности у младших школьников.
2. Сформированы группы для проведения исследования, определены критерии и методы исследования, подобран необходимый диагностический инструментарий, проведены диагностические мероприятия, проведен анализ полученных результатов и разработаны программы для развития познавательного процесса у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит:
-в раскрытии понятий «познавательная активность» младших школьников;
-в определении психолого-педагогических характеристик детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит:
-в разработке программы диагностики познавательных процессов, технологий и программы развития познавательных процессов младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Л.Г. Вяткина, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина А.К. Марковой,; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной инициативности у дошкольников (педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у младших школьников (работы В.С. Мухиной, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной).
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данной работы мы рассмотрели познавательный процесс как главный элемент образования. Выяснилось, что познание происходит благодаря деятельности двух сторон. Первая из них – это деятельность учащегося, с проявлением его самостоятельности, а вторая – деятельность учителя с применением грамотного подобранной методики обучения и развития, направленной на формирование познавательной активности детей. При этом мы отметили, что эффективность деятельности учителя заключается в переводе специально организованной деятельности ученика в его собственную.
Выводы теории. Для развития познавательной активности младших школьников необходимо грамотная педагогическая работа, а также четко выработанная система взаимодействия учеников с учителем, и одноклассников между собой. В формировании познания активную роль несет за собой мотивация. В зависимости от того какая у ребенка сформирована мотивация и какие преобладают стимулы зависит результат познавательной активности. Сформированная мотивация и искреннее желание ребенка развивать себя и свою личность являются неотъемлемой частью процесса развития познавательной младших школьников.
Познавательную деятельность ребенка необходимо формировать, учитывая его умственные и психические особенности. Наличие современных нетрадиционных методик в педагогической деятельности считается важным в создании активной мыслительной деятельности младших школьников. Необходимо как учителю, так и семье побуждать детей к активному мышлению, поиску информации и владению новыми знаниями, путем создания условий для их внутренней мотивации.
Внесение в ежедневную педагогическую работу новых форм и методов донесения информации до школьников, включение в учебный процесс творческих приемов, а также ориентированность учителя на индивидуальный подход к обучению – все это важные условия для формирования познавательной активности младших школьников.
Выводы эмпирики. В ходе проведенного исследования было выявлено, что для развития познавательной активности необходимо учитывать разный уровень знаний детей и использовать индивидуальную траекторию ее развития, используя разнообразные методики. Нельзя сказать, что уровень проявления познавательной активности младших школьников всегда един, дети развиваются, а вместе с ними динамично и их познание. Как раз таки в этом и заключается основная роль учителя, способствовать постоянному росту и развитию познавательной активности, делая образовательный процесс интересным и нетрадиционным.
Выполняя поставленные перед нами задачи, мы пришли к выводу о том, что степень познания младших школьников зависит не только от самого учебного процесса, но и от многих психологических факторах. Существенное влияние оказывает мотивация. Мы рассмотрели виды мотивации и причины, от которых зависит мыслительная функция школьников младшего возраста.
Мы раскрыли подробно роль учителя в формировании познавательной активности школьников. Описали некоторый инструментарий, необходимый современному педагогу для качественного развития личности, как с интеллектуальной точки зрения, так и со стороны внутреннего мира ребенка.
Цель работы достигнута, путем анализа теоретической составляющей темы работы и проведенной исследовательской работы, результаты которой отражены во второй главе.



1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Балина Т.И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы. / Т. И. Балина // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 189-192.
3. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Логос, 2012. 304 с.
4. Белобрыкина О.А. Развитие самосознания в детском возрасте. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2003. 215 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович. – М: Питер, 2008. - 400 с.
7. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.2007.№3 С.327-338. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
8. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71-78.
9. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе / В. Вайс // Воспитание школьников. – 2005. – С.217.Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 512 с.
10. Грозик, Т. И. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. И. Грозик // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 20-26.
11. Гуревич, Ю. Г. Психологические особенности учебной деятельности: уч. пособ. / Ю. Г. Гуревич, С. В. Кошелева. – Иркутск, 1988. – 72 с.
12. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. – 1998. – № 2. – С. 30–33, № 3. – С. 31–35, № 4. – С. 30–33.
13. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 439 с.
14. Доронина, Н.Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н.Н. Доронина, О.А. Чернова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 4 (190). – С. 176-178. URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 19.08.2021).
15. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В Ермолаева. – М. – Воронеж : МОДЕК, 2003. – 376 с.
16. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – №9. – С.55-59.
17. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н.В. Иванова // Начальная школа. 2004. – №2. – С. 54-68.
18. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. / Н.В. Иванова // Начальная школа. 2008. – №8. – С.33-56.
19. Исханова М.Э. Общение учителя // Наука. Мысль. 2015. №1. С. 7-12. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24320839
20. Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган // М.: Политиздат, 1974. – 328 с.
21. Кирюкова, В. И. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся / В. И. Кирюкова // Физика.– 2006. – № 20. – 21-25 с.
22. Клещева Т.В. Влияния эмоционально-личностных характеристик на развитие социального интеллекта у детей 9-10 лет // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. №5 С.174-177. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniya-emotsionalno-lichnostnyh-harakteristik-na-razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-detey-9-10-let#ixzz4Z3FLP46z
23. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. / Н.М. Конышева. // Начальная школа. – 2006. – №1, – С. 35-42.
24. Костригин А.А. Образ дошкольника-выпускника как ценностная основа управления дошкольным образовательным учреждением // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. №4. С. 87-97.
25. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития : учебное пособие. 9-е изд. – СПб. : Питер, 2007. 940 с.
26. Кудинов С.И., Козлова Е.В.. Психология младшего школьника. Бийск, 2001
27. Леонович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. / А.В. Леонович. //Школьные технологии. – 2005. – №5. – С.14.
28. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
29. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. / Н.В. Матяш., В.Д. Симоненко. // Книга для учителя начальных классов. - М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.
30. Меднис Л. С. Организация исследовательской деятельности младшими школьниками в проведении метеонаблюдений при изучении предмета «окружающий мир» // В сборнике: XXV Ершовские чтения межвузовский сборник научных статей. отв. ред. Л. В. Ведерникова. 2015. С. 212-215.
31. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. –162-165 с.
32. Назарова В. Н., Бузни В. А. Развитие познавательной активности младших школьников в учреждениях дополнительного образования // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 43-49.
33. Немов, Р. С. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
34. Нефедова, А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. Педагогическое образование и наука. – 2011. - № 3. – С. 19-22
35. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / Т.Д. Новикова. // Начальное образование. - №2. – С.15.
36. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов — 3-е изд., испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
37. Плешаков А. А. Окружающий мир/ А. А. Плешаков. М.: «Просвещение», 2013 . 175 с.
38. Поддъяков Н.Н. Очерки психологического развития дошкольников. / Н. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 2012. - 341 с.
39. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : уч. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2005. – С. 20.
40. Редковец, И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И. А. Редковец // Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1986 - 88 с
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., Питер, 2001. – 705 с.
42. Сабанин П.В., Чупров Л.Ф. Особенности словестно-логического и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста, проживающих в московской агломерации // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. №4. С. 38-57. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24355401
43. Савенко И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. / И.А. Савенко. // Одаренный ребёнок. – 2003. – №2. – С.32.
44. Селезнева Л. В. Творческие задания для развития творческого воображения и мышления на уроках окружающего мира // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2016. № 14. С. 101-105.
45. Семенова Л.Э. Особенности развития гендерной субъектности в детском возрасте: монография. Саратов: Вузовское образование, 2014. 125 c.
46. Семенова Л.Э., Урусова Е.А., Родионова И.В. Гендерная специфика каузальной атрибуции чувства вины // Мир науки. 2016. № 5. С. 25.
47. Семенова Н.А Вопросы проектной деятельности в начальной школе. / Н.А. Семенова. // Вестник ТГПУ. – 2012. – №2. – С. 209 - 211.
48. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С Сергеев. – М; АРКТИ, 2008. – 80 с.
49. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. / А.С. Сиденкко. // Завуч. – 2003. – №6. – С. 25-37.
50. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000
51. Федотова О.Н. Методическое пособие по окружающему миру 4 класс / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/учеб - ник, 2015. – 128 с.
52. Федотова О.Н. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. Часть 1 ФГОС./ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/учебник, 2015. – 192 с.
53. Хаитова Н.И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. №1. С. 18-24. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24075674
54. Хазыкова Т. С., Васькаева Ц. А. В сборнике: Технологии психологопедагогической работы в современных сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 106-110.
55. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова // М.: Педагогика, 1982 - 209 с.
56. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации./ М.Ю. Шатилова – Волгоград: «Учитель». 2010. С. 12-23.
57. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Г. И. Щукина. – М. : Академия, 2011. – 160 с.
58. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 2011. – 83 с.
59. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
60. Юдачева Т.В. Деятельность учителя по организации домашней работы по математике / Т.В. Юдачева. // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.34.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ