ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Физическое развитие дошкольников и факторы, влияющие на него 10
1.2. Сущность взаимодействия ДОО и семьи в физическом
развитии дошкольников 19
1.3. Особенности сотрудничества ДОО и семьи в процессе
физического развития дошкольников 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ 35
2.1. Исследование уровня физического развития детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Организация работы педагога с родителями по физическому
развитию детей старшего дошкольного возраста и анализ её эффективности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Актуальность. Исторически так сложилось, что от состояния здоровья детей, от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. А, значит, вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. С каждым годом заметен растущий процент детей, которые имеют отклонения в здоровье. Наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди численности детского населения. Это достаточно заметно по итогам проведённых медицинских исследовательских работ [11].
Наиважнейшим направлением работы любой ДОО является формирование здоровья детей. Эта проблема стоит в особенности остро, так как заметно ухудшилось их здоровье. Значимая роль в решении данной проблемы отводится детскому саду. Лишь только в условиях совместной общественной работы родителей и воспитателей может быть обеспечена позитивная динамика показателей, которые характеризуют здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Вопросы здоровья детей и организации их жизни были предметом изучения множества педагогов. Так, профессор и доктор медицины Л.И. Чулицкая обозначила гигиенические нормы воспитания и обучения ребёнка, сделав упор на его психологические и физиологические особенности.
По развитию навыков основных движений у дошкольников широко известен ряд работ Е.Г. Леви-Гориневской. Быкова, разрабатывая проблему развития движений детей дошкольного возраста, обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениям - его значение, содержание, организацию и методы.
Невозможно не обозначить важный вклад в вопросы физического воспитания детей А.В. Кенеман [25]. Она разработала научную базу и методические расклады к физическому воспитанию дошкольников. Кроме того, оценила физическую культуру как одно из достижений любого человека и убедительно раскрыла необходимость формирования и развития двигательной культуры с раннего детства.
Особо важное место в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает известный и гениальный педагог Д.В. Хухлаева. Её труды по формированию и развитию двигательных способностей дошкольника, разработка способов, методов и приёмов обучения, создание методических пособий и программ для ДОУ сыграли весьма значительную роль в подготовке специалистов по физической культуре.
Многочисленные исследования И.А. Анохиной, С.И. Гуськова, И.П. Дектярёва, Г. Доман, О.В. Козыревой, Л.И. Пензулаевой и других известных специалистов, также сыграли весьма важную роль в развитии физического воспитания детей-дошкольников.
Они рассматривают вопросы организации оздоровительной работы с детьми, использования в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, увеличения их двигательной активности, обеспечения наибольшего пребывания ребёнка на открытом воздухе и рационального питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Ha нынешний день для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС дошкольного образования - стандарт поддержки разнообразия детства - представляет собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ, а также с учётом Конвенции ООН оправах ребёнка.
Основными целями ФГОС ДО являются:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
В соответствии со статьёй 95 закона «Об образовании РФ» стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - это документ, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российской Федерации могут самостоятельно разрабатывать, утверждать и реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования.
Цель Программы - развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Содержание её должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа детского сада должна соответствовать ряду необходимо важных принципов, на которые акцентирует внимание ФГОС дошкольного образования. Одним из таковых принципов является принцип интеграции образовательных областей в согласовании с их специфичностью и возможностями. Основная задача в образовательной области «Физическое развитие» - гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья [51].
Для ДОО важно не просто проводить занятия по сберегающим здоровье технологиям, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, при котором гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге, каждый ребёнок получит представления о здоровье человека как главной ценности, необходимой ему для полноценной жизни [20, с. 247].
Один из путей решения задачи приобщения родителей к трудностям воспитания здоровых детей - это совместная двигательная деятельность детей и взрослых, как в ДОО (Дошкольной образовательной организации), так и в семье.
Педагогическая культура родителей - один из наиболее действующих причин духовно-морального развития, воспитания и социализации дошкольников [3]. С введением ФГОС ДО огромное внимание уделяется сотрудничеству с родителями воспитанников. Стандарт дошкольного образования разрабатывается в первый раз в российской истории в согласовании с требованиями Общегосударственного Закона об «Образовании РФ». В данном документе говорится о содействии с родителями, о вовлечении их в образовательный процесс ДОО.
Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - принципиальный фактор объединения семьи, укрепления морального климата, сотворения хороших традиций, общих интересов [55, с. 39]. Доказано, что семейная форма физического воспитания не только положительно повлияет на физическое развитие детей, но и улучшит состояние их здоровья, окажет влияние на моральный климат в семье, отношение родителей друг к другу, поспособствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина.
Ha основе вышеизложенного был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников.
Объект работы: процесс физического развития дошкольников.
Предмет работы: совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников.
Цель работы: изучить, теоретически обосновать и определить эффективность способов взаимодействия ДОО и семьи в процессе повышения уровня физического развития дошкольников.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы совместной деятельности ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников.
2. Выявить средства, факторы, условия, способствующие повышению уровня физического развития дошкольников.
3. Охарактеризовать особенности сотрудничества ДОО и семьи в процессе физического развития дошкольников.
4. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по организации взаимодействия семьи и педагогов ДОУ по повышению уровня физической подготовленности детей 5-6 лет, определить его эффективность.
В исследовании применялись следующие методы.
Теоретические методы:
- изучение нормативно-правовых документов;
- анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
-изучение и обобщение опыта работы ДОО с семьёй.
Эмпирические методы:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование с целью выявления уровня развития физических качеств;
- анализ деятельности детей;
- анкетирование родителей.
База исследовательской работы: МБ ДОУ детский сад № 16 «Малышок», п. Восточный, Серовского района. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём работы составляет 137 страниц, список использованной литературы включает 57 источников.
Дошкольный возраст является важным периодом формирования здоровья и психофизического развития ребёнка. Как раз в дошкольном детстве в итоге целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения малыша, которые служат основой его нормального физического и психического развития. В текущее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения преобразуется на данный момент в первоочередную социальную дилемму.
Одним из наиболее важных показателей здоровья детей, является их физическое развитие. В показатель физического развития ребёнка входят так же подобные показатели уровня здоровья, как функциональные и морфологические свойства организма, характеризуют его процессы роста и развития. Для определения физического развития детей, используют методику антропометрических исследований. Здоровье и физическое развитие детей является очень важным аспектом, которому необходимо уделять акцентированное внимание родителям с самого раннего детства.
На физическое развитие детей оказывают влияние самые разнообразные факторы. Ведущими формирующими факторами, влияющими на физическое здоровье и развитие детей считаются: режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.
Один из главных факторов, влияющих на физическое развитие ребёнка - это фактор развития физической культуры в семье.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО c семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг c другом своими проблемами и совместно их решать.
Ключевые принципы организации такого взаимодействия:
- доброжелательный стиль общения педагогов c родителями;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество, а не наставничество.
Взаимодействие педагогов ДОО с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные (индивидуальные, коллективные, наглядные) и нетрадиционные (информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные) формы. В настоящее время активно используется метод проектов. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Известно, что развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Чтобы решить проблему оздоровления, педагогам необходимо установить контакт с взрослыми.
Уровень физической подготовленности дошкольников отражается, в первую очередь, в эффективности организации процесса физического воспитания.
Оценка физической подготовленности определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития дошкольников. Характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и физических качеств, проявляющихся в различных видах деятельности.
В рамках выбранной нами темы «Совместная деятельность ДОО и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников» была организована исследовательская работа.
Опытно-поисковая работа проходила на базе МБ ДОУ детский сад № 16 «Малышок» п. Восточный, Серовского района. В исследовании принимали дети 5-6 лет.
Была поставлена цель - определить уровень сформированности физических качеств у детей в старшей группе детского сада.
При оценке физического развития детей учитывались отдельные качественные стороны их двигательных возможностей: выносливость, быстрота, сила, гибкость, координационные способности. Для тестирования физических качеств дошкольников использовались контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Проведя диагностику, мы определили, что большая часть воспитанников показывают средний уровень сформированности компонентов физической подготовленности.
Также, в исследовании приняли участие родители воспитанников старшей группы. С ними было проведено анкетирование, позволяющее определить: насколько родители осведомлены в вопросах физического развития ребёнка, по каким показателям можно отслеживать физическое развитие детей; чем предпочитают заниматься дети в свободное время; нуждаются ли родители в помощи специалистов детского сада по вопросам физического развития.
Анализ ответов показал, родители понимают всю важность и ответственность в воспитании здоровых детей, но в виду отсутствия времени, возможности и желания некоторые подходят к этому вопросу безответственно, что пагубно влияет на физическое и нравственное воспитание детей.
Чтобы повысить уровень физического развития детей, было принято решение о необходимости дальнейшей работы педагога с родителями по организации совместной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста, разработан план мероприятий.
Комплекс мероприятий включает в себя несколько форм взаимодействия: анкетирование, проведение консультаций и мастер-класса; организация и проведение совместных физкультурных занятий детей и родителей; проведение спортивных развлечений и праздников с участием родителей, подбор комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей и игровых упражнений для предупреждения развития плоскостопия, а также даны рекомендации по использованию спортивного оборудования для двигательной активности детей в детском саду и дома. Кроме этого, работа с родителями подразумевает и другие формы взаимодействия.
Для получения результатов, повышения уровня физического развития детей старшей группы, была проведена вторичная диагностика. При этом применялись те же методики, что и в первичной диагностике.
Сравнив результаты опытно-поисковой работы, отмечаем положительную динамику уровня сформированности физического развития детей группы. В итоге, наблюдая положительные изменения, можно сделать вывод о том, что проделанная нами работа была эффективной.
Разработанная система совместной работы будет способствовать физическому развитию и оздоровлению детей, повышению педагогических условий для физического развития ребёнка. Следовательно, налицо будет повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания.
В заключение нашей работы, можно сделать вывод, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
1. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. - Киев, Здоров, я. - 1985. - 80 с.
2. Арнаутова, Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. / Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 213 с.
3. Айрапетова, В.В. Актуальные проблемы воспитания / Педагогика. -
2008. № 5. - С. 104-109.
4. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2011. - 259 с.
5. Бондарева, С.С. Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья» [Текст]: система работы / сост. С.С. Бондарева. - Л-К, 2013. - 51 с.
6. Венецкая, О. Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое развитие» / О. Венецкая, М. Рунова. // Журнал Дошкольное воспитание № 6. - 2015. - С. 39-42.
7. Гончаров, В.Д. Физическое образование и физическая культура в системе социокультурной деятельности дошкольного учреждения / Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста / сост. Л.А. Виноградова. - СПб.: Изд-во ОИ НМЦ ВРУО, 1998. - 47 с.
8. Громбах, С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах // Вопр. охр. матер. - 1973. - № 7. - С. 3-7.
9. Давыдов, В.Ю. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников: сб. науч. тр. обл. науч.-практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 2001 г.). - Волгоград, 2003. - С. 13-28.
10. Дегтярёв, И.П. Физическое развитие / И.П. Дегтярёв. - Киев.: Профи, 2005. - 48 с.
11. Доман, Г. Как сделать ребёнка физически совершенным: пер. с англ. М.: АСТ, Аквариум, 2008. - 290 с.
12. Доронова, Т.Н. Вместе c семьёй: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
13. Доскин, В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002. - 110 с.
14. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействий детского сада с семьёй: учебное пособие. - Минск, Эльба, 2012. - 262 с.
15. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
16. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 95 с.
17. Залетаев, П.И., Физическая культура. / учеб. для профтехобразования / П.И. Залетаев, В.П. Шлянов, В.И. Загорский. - М.: Высшая школа, 1984. - 162 с.
18. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
19. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.
20. Здоровьесберегающее физическое развитие: развивающие
двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев, И.К. Шилкова, Ю.Р. Силкин, А.С. Большев и др. - М.: Гуманит, ИЦ ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
21. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. [Текст] / авт. сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - Москва: АРКТИ, 2001. - 80 с.
22. Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Журнал Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6. - С. 11-17.
23. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина,
2009. - 128 с.
24. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями / Р.М. Капралова. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.
25. Кенеман, А.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. инс-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
26. Клевенко, B.M. Быстрота как развитие физических качеств. - М.: - 2008. - 290 с.
27. Климова, С. Сотрудничество детского сада и семьи по укреплению здоровья ребёнка // Журнал Медработник № 3. - 2015. - С. 87-91.
28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
29. Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 2007. - 308 с.
30. Концепция дошкольного воспитания / авт. -сост. В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина и др. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - С. 10-23.
31. Коротаев, А.В. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы [Текст] / А.В. Коротаев, А.С. Малков, Д.А. Халтурина. - 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
32. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А.И. Кравчук. - Новосибирск, изд-во НГПУ, 1998. - 238 с.
33. Кудрявцев, В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В.Т. Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. - под ред. Т.И. Оверчук. - 2-ое издание. испр. и доп. - М.: ГНОМ и Д, 2009. - С. 84-92.
34. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии её оценки: Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В. Кузьминой. - М.: Народное образование, 2002, Педагогические советы / авт.- сост. И.М. Бушнева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 250 с.
35. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
36. Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ: Критерии оценки состояния здоровья детей // № 0, 2010. - С. 39-40.
37. Недвецкая, М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: Монография [Текст] / М.Н. Недвецкая. - М.: АПКиППРО, 2008. - 240 с.
38. Педагогические советы / авт.-сост. И.М. Бушнева [и др.]. -
Волгоград: Учитель, 2012. - 250 с.
39. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. - 96 с.
40. Правдов, M.A. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: дисс. ... д.п.н. - Шуя, 2003. - 419 с.
41. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
42. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - 415 с.
43. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. [Текст] / Гл. ред. B.B. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
44. Рунова, М. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей / М. Рунова, О. Венецкая // Журнал Дошкольное воспитание № 10. - 2014. - С. 61-67.
45. Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет (с учётом уровня двигательной активности): пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2005. -141 с.
46. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 464 с.
47. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. - с. Троицкое: РМК, 2013. - 60 с.
48. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ: Академия, 2008. - 368 с.
49. Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей / М.Я. Студеникин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Медицина, 1982. - 238 с.
50. Третьякова, H.B. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - Т. 1. - С. 30-36.
51. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО). - Екатеринбург, 2014. - 23 с.
52. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании». - Екатеринбург, 2014. - 171 с.
53. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
54. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: ИЦ Академия, 2003. - 480 с.
55. Шаршова, Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребёнка / Н. Шаршова. Работа с родителями. - 2009.
56. Шаферова, O.E. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // O.E. Шаферова URL: http://festival.1september.ru/articles/419288(дата обращения: 12.01.2012).
57. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. Пособие / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. - М.: Академия, 2000. - 176 с.