ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ 7
1.1. Сущность процесса формирования нравственных представлений
личности 7
1.2. Особенности процесса формирования нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения праздников 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ 28
2.1. Диагностическое исследование сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Проектирование циклов праздников, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного
возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
Нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемой частью всестороннего воспитательного процесса развития ребенка, необходимой предпосылкой которого является возрождение отечественной культуры. Качественно новой ступенью нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во всех видах детской деятельности и такой формы творчества - как праздник. Поэтому копирование, механическое воспроизведение старых форм не может сегодня сделать процесс воспитания по-настоящему плодотворным. В педагогике должны рождаться и новые подходы, в частности, проведение праздников в непосредственно-образовательной деятельности - обращение через нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому сознанию ребенка.
В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым [11], указывается, что духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития человека.
Так же проблема нравственного воспитания нашла отражение в государственных документах. В «Национальной доктрине российского образования на период до 2025 года» [31] говориться о «необходимости высоконравственного гражданина, укорененного в традициях своего народа и уважительно относившегося к многонациональности нашей страны». Поэтому очень важно в период детства обратить внимание на развитие нравственных качеств у ребенка, ведь в этот период у ребенка формируется его личная позиция, характер и отношение к миру. Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее, ФГОС ДО) [46], можно заметить, что главной задачей нравственного воспитания детей дошкольного возраста является «приобщение детей к традициям и ценностям его семьи, края и страны». В связи с этим можно сделать вывод, что образовательный стандарт направлен на развитие нравственно - эстетических ценностей, правил и норм поведения в процессе образовательной деятельности.
Одним из средств гармоничного развития нравственного восприятия окружающего мира у детей является непосредственно театрализованная деятельность или проведение праздника. В данном виде деятельности заложено не только большинство видов искусства, таких как: музыка, литература и изобразительное искусство, но и, пожалуй, одним из важнейших аспектов, заложенных в проведение праздника, является нравственная старина вопроса - сохранение и выявления глубокого смысла произведения, его обучающей стороны. Дети постигают азы духовной культуры своего народа через театральное мастерство. На каждом возрастном этапе ребенок усваивает более сложные нравственные понятия.
Воспитательная направленность праздника для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что праздник духовно обогащает, расширяет его представления о традициях народа, и позволяет овладеть элементами праздничной культуры.
Однако проблема использования театрализованной деятельности в педагогическом процессе как средства формирования нравственных представлений у старших дошкольников требует дальнейшего изучения. Это и может определить актуальность исследовательской работы.
Цель исследования: обоснование и разработка цикла праздников, направленных на формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений о доброте, милосердии и сострадании у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является цикл праздников, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность процесса формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста;
2. определить педагогические особенности формирования
нравственных представлений о доброте, милосердии и сострадании у детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить педагогические условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения праздников;
4. подобрать и провести диагностические методики уровня сформированности нравственных представлений о добре, милосердии и сострадании у детей старшего дошкольного возраста;
5. разработать цикл праздников на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования: наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблемы развития нравственного воспитания рассматривается в трудах: Н.Н. Нечаев, С. А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Б. Уваровой, О.С. Богдановой, вопросы формированиянравс твенных качеств у детей старшего дошкольного возраста рассмотрены у Р.Л. Болотиной; вопросы развития эмоциональной сферы ребенка присутствуют в трудах А.Н. Леонтиева, В.И. Слободчикова, о воспитании добродетели можн о найти у множества святых отцов и духовных просветителей.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ литеры, сравнение, обобщение, синтез;
- эмпирические методы: беседа, педагогический эксперимент,
качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.
База исследования: исследовательская работа проводилась на базе Екатеринбургского муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №104» (МАДОУ ЦРР «Детский сад №104»).
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 50 источников литературы, приложения.
В итоге изучения теоретических основ нравственного потенциала личности ребенка и проведенной проектировочной работы было выявлено, что воспитательный потенциал есть в совершенно любой творческой деятельности, как в изобразительной, так и в литературной, а весь этот комплекс действий в дальнейшем можно применить в более обширной нравствено-эстетической форме творчества - как проведение праздника. В дошкольном возрасте лучше всего использовать всевозможные методы работы с ребенком, чтобы раскрыть его нравственный потенциал.
В ходе исследования были решены поставленные задачи:
1. были проанализированы различные характеристики нравственных качеств, какими должен обладать старший дошкольник;
2. были выявлены педагогические особенности в проведении праздника на базе дошкольного учреждения;
3. были изучены различные формы проведения праздников в старшем дошкольном возрасте
4. были определены педагогические условия по формированию нравственных представлений у старших дошкольников и диагностирован уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. был составлен цикл праздников, направленных на формирование нравственных качеств: доброты, милосердия и сострадания у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого были выполнены следующие организационные моменты:
- были подобраны иллюстрации, художественная литература, с учетом возрастных особенностей, в которых отображались нравственные нормы поведения человека;
- была создана развивающая среда, направленная на саморазвитие ребенком основе моральных и нравственных качеств личности;
- была проведена практическая работа, направленная на организацию развития чувственного отношения ребенка к окружающим;
- уровень сформированности нравственых представлений у детей старшего дошкольного возраста стал намного выше, чем был в начале исследования;
- сравнивая начальные показатели проектировочной работы и конечные можно судить, что уровень нравственное отношения у детей стал выше, чем был в начале исследования;
- а проектирование циклов праздников помогло в более понятной и интересной форме предположить, как можно сформировать в детях нравственные качества.
Можно считать, что у детей правильно формируются нравственные качества, которые в дальнейшем стоит развивать. По результатам наблюдения можно отметить, что дети стали более внимательными, заботливыми, как ко взрослым, так и к сверстникам.
В результате проведенной работы мы заметили, что дети не только усвоили нравственные нормы поведения, но и стали им следовать, проявляя больше отзывчивости, понимания и сострадания к ближнему, стали ценить свой и чужой труд, оказывая помощь при этом сверстникам и взрослым.
Использование разнообразных видов деятельности, методов и приемов работы с ними оказали большое влияние на моральную сторону личности ребенка, формировали такие важные качества как: доброта, милосердие сострадание. Все эти качества сформируют из ребенка успешную личность способную бескорыстную творить добрые дела.
Деятельность по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью таких методов, как беседа по прочитанной сказки, работа с иллюстративным материалом, изображавшее нравственные поступки детей, использованием игровой деятельности с распределением в ней ролей и конечно же организация праздничных мероприятий. И мы считаем, что такая разнообразная, творческая деятельность поможет не только сформировать в детях нравственные качества, но и поможет применять их по отношению к окружающим его людям.
1. Абиркромби, Н.С. Социологический словарь / Н.С. Абиркромби, Б.С. Тернер. - М.: Издательский цент «Экономика», 2010. - 620 с.
2. Абрамова, А.В. Введение в традицию/ А.В. Абрамова. - М.: Никея, 2014. - 208 с.
3. Андреев, А.Л. Место искусства в поэзии мира / А.Л. Андреев. - М.: Просвещение, 2010. - 255 с.
4. Богданова, О.С. Пока не прозвенел звонок: разговор с учителем О.С. Богданова, И.Л. Катаева, А.И. Шемшурина.— М.: Просвещение, 1979.— 111 с.
5. Болотина Р.Л. Дошкольная педагогика / Р.Л.Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Никея, 2014. - 118 с.
6. Валиуллина И.Р. Духовно-нравственное воспитание в детском саду, [Электронный ресурс] // Духовно-нравственное воспитание в детском саду URL: https://edu.tatar.ru/n_chelny (дата обращения: 14.12.2017)
7. Воробьева Е.С. Урал. Человек. Истоки. / Е.С. Воробьева, А.С. Долгушина, М.А. Дьячкова, М.Т. Наумова, В.В. Субачев. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2009. - 24 с.
8. Воронцова Т.М. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада / Т.М.Воронцова. - М.: Просвещение, 2007. - 279 с.
9. Гаврина Н.И. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2016. URL: https://edu.tatar.ru/n_chelny (дата обращения: 16.05.2017)
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, [Электронный ресурс] // Толковый словарь живого великорусского языка URL: http://slovardalja.net (дата обращения: 7.10.2016)
11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Никея, 2014. - 112 с.
12. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника / И.Г. Дмитриева. - М.: Начальная школа плюс До и После, 2005. - 54 с.
13. Дубова М. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников / М.А. Дубова. - М: Пед. образование и наука, 2014. - 213 с.
14. Дугарова Т.Ц. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников / Т.Ц. Дугарова, А.А. Ооржак. - М: Вестн. БГУ, 2014. - 116 с.
15. Дунаева В.Д. Духовно-нравствтвенное воспитание у А.С. Макаренко / В.Д. Дунаева. - М.: Просвещение, 2001. - 156 с.
...