ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Концептуальные подходы к изучению универсальных учебных
действий 6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.. 11
1.3. Проектная деятельность как средство формирования
регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Описание диагностических методик и критериев диагностики
формирования регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста 26
2.2. Анализ результатов диагностического исследования
регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста 30
2.3. Комплекс занятий по формированию регулятивных УУД
младших школьников в проектной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Концептуальные подходы к изучению универсальных учебных
действий 6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.. 11
1.3. Проектная деятельность как средство формирования
регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Описание диагностических методик и критериев диагностики
формирования регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста 26
2.2. Анализ результатов диагностического исследования
регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста 30
2.3. Комплекс занятий по формированию регулятивных УУД
младших школьников в проектной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
Актуальность исследования. В России в последнее время произошли существенные изменения в сфере образования. Произошло возрастание информационного объема, обновление системы научных знаний. Учебный материал стал более сложный и объемный для запоминания. Формирование умения учиться становится целью обучения. Целенаправленная учебная деятельность и осмысленное понимание учебного процесса, становится на первое место перед каждым обучающимся. Учитель и обучающийся должны находиться в тесном сотрудничестве.
В современном мире каждый человек должен находиться в постоянной стадии образования, поиске нового знания и умения в течение всей жизни. Он должен быть готов к самостоятельному принятию решений. универсальные учебные действия предоставляют для этого возможности.
Универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Усвоение учебного материала и формирование психологических способностей обучающихся обеспечивают универсальные учебные действия.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской,
О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В современном обществе человек должен обладать универсальными учебными действиями, а в частности регулятивными универсальными учебными действиями. Должен уметь ставить цели и задачи, прогнозировать различные ситуации, планировать свою деятельность. Универсальные учебные действия помогают в преодолении жизненных проблем.
Объект исследования - процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - проектная деятельность, как средство формирования регулятивных учебных действий детей младшего школьного возраста.
Цель данного исследования: теоретическое изучение проблемы и практическая апробация эффективности проектной деятельности как средства формирования регулятивных учебных действий младшего школьника в проектной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей формирования регулятивных УУД.
2. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Отобрать и проверить на практике эффективность форм и методов, которые способствуют формированию регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
4. Определить основные критерии диагностики формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников и подобрать диагностические методики.
5. Провести диагностику формирования регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников, представить анализ результатов исследования.
6. Разработать комплекс занятий по формировании. Регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста в проектной деятельности.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
• эмпирический - тестирование.
База исследования: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Сухой Лог. В исследовании принимали участие 20 человек 4 «Д» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и заключения.
В современном мире каждый человек должен находиться в постоянной стадии образования, поиске нового знания и умения в течение всей жизни. Он должен быть готов к самостоятельному принятию решений. универсальные учебные действия предоставляют для этого возможности.
Универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Усвоение учебного материала и формирование психологических способностей обучающихся обеспечивают универсальные учебные действия.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской,
О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В современном обществе человек должен обладать универсальными учебными действиями, а в частности регулятивными универсальными учебными действиями. Должен уметь ставить цели и задачи, прогнозировать различные ситуации, планировать свою деятельность. Универсальные учебные действия помогают в преодолении жизненных проблем.
Объект исследования - процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - проектная деятельность, как средство формирования регулятивных учебных действий детей младшего школьного возраста.
Цель данного исследования: теоретическое изучение проблемы и практическая апробация эффективности проектной деятельности как средства формирования регулятивных учебных действий младшего школьника в проектной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей формирования регулятивных УУД.
2. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Отобрать и проверить на практике эффективность форм и методов, которые способствуют формированию регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
4. Определить основные критерии диагностики формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников и подобрать диагностические методики.
5. Провести диагностику формирования регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников, представить анализ результатов исследования.
6. Разработать комплекс занятий по формировании. Регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста в проектной деятельности.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
• эмпирический - тестирование.
База исследования: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Сухой Лог. В исследовании принимали участие 20 человек 4 «Д» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и заключения.
Начальная школа является фундаментом в сфере современного образования и играет очень важную роль в становлении личности обучающегося. В начальной школе активно развиваются психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, а также речь. Именно в период обучения в начальной школе обучающийся должен освоить основные способы обучения, научиться учиться. Именно в этот период должна сформироваться учебная мотивация и познавательный интерес и перейти во внутренний план. То есть стать внутренней потребностью обучающегося. У обучающегося формируется умение работать в коллектива, развивается желание быть полезным для общества.
ФГОС НООО обеспечивает единство образовательного пространства в масштабах страны, посредством единых требований к результатам, условиям и содержанию образования.
Владение предметными умениями и навыками не способно привести к планируемым результатам. Ведущими становятся методы развития УУД. Метапредметная составляющая образовательного процесса - приоритет для современного учителя.
Метапредметные умения - это личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. Регулятивные УУД являются основой для овладения всеми остальными УУД.
Успешность процесса формирования регулятивных УУД зависит от возрастных особенностей обучающихся.
Осуществив теоретический анализ по нашей теме, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте осуществляются важные изменения в физиологическом и психическом развитии обучающихся. Активное восприятие и осмысление повседневной жизни формируются на данной ступени обучения.
Огромную роль, в подготовке обучающихся в современном образовании, занимает формирование универсальных учебных действий.
Поступив в школу, учебная деятельность требует от обучающегося концентрации внимания, контроля над своими действиями, произвольности. Не каждый из обучающихся может «похвастаться» этими навыками. Контроль и оценка, самооценка должны сформироваться к кону четвертого класса.
Проведя исследование уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что у обучающихся разная динамика развития. Чтобы достичь баланса между «слабыми» и «сильными» обучающимися, мы предлагаем давать обучающимся больше заданий на: развитие внимания и самоконтроля; умению планировать, вносить коррективы в свою работу, ставить цели и задачи, выполнять и понимать действия по заданной инструкции и действовать во временных рамках, в соответствии с заданием. Все эти методы, как нам кажется, помогут сформировать регулятивные универсальные учебные действия у обучающихся начальных классов.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты.
ФГОС НООО обеспечивает единство образовательного пространства в масштабах страны, посредством единых требований к результатам, условиям и содержанию образования.
Владение предметными умениями и навыками не способно привести к планируемым результатам. Ведущими становятся методы развития УУД. Метапредметная составляющая образовательного процесса - приоритет для современного учителя.
Метапредметные умения - это личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. Регулятивные УУД являются основой для овладения всеми остальными УУД.
Успешность процесса формирования регулятивных УУД зависит от возрастных особенностей обучающихся.
Осуществив теоретический анализ по нашей теме, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте осуществляются важные изменения в физиологическом и психическом развитии обучающихся. Активное восприятие и осмысление повседневной жизни формируются на данной ступени обучения.
Огромную роль, в подготовке обучающихся в современном образовании, занимает формирование универсальных учебных действий.
Поступив в школу, учебная деятельность требует от обучающегося концентрации внимания, контроля над своими действиями, произвольности. Не каждый из обучающихся может «похвастаться» этими навыками. Контроль и оценка, самооценка должны сформироваться к кону четвертого класса.
Проведя исследование уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что у обучающихся разная динамика развития. Чтобы достичь баланса между «слабыми» и «сильными» обучающимися, мы предлагаем давать обучающимся больше заданий на: развитие внимания и самоконтроля; умению планировать, вносить коррективы в свою работу, ставить цели и задачи, выполнять и понимать действия по заданной инструкции и действовать во временных рамках, в соответствии с заданием. Все эти методы, как нам кажется, помогут сформировать регулятивные универсальные учебные действия у обучающихся начальных классов.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Мини-проект как средство развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024





