ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Понятие и сущность познавательной деятельности учащихся 6
1.2 Понятие технологии в современной педагогике 10
1.3 Анализ применяемых в настоящее время средств в интерактивном обучении 13
1.4 Преимущества современных информационных технологий на уроках права 18
2 Использование интерактивных методов в образовательной деятельности 23
2.1 Специфические особенности применения интерактивных технологий на уроках права 23
2.2 Технология организации занятий на основе взаимодействия 28
2.3 Способы реализации интерактивного обучения на уроках права 32
3 Практическое применение интерактивных методов обучения на уроках права 36
3.1 Применение методики интерактивного обучения на уроках гражданского права 36
3.2 Применение методики интерактивного обучения на уроках теории государства и права 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Мозговой штурм» 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Мини-лекция 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Презентация с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Просмотр и обсуждение видеофильмов 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Интервью 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Обратная связь 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Лекция с заранее запланированными ошибками 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Разминка 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Дискуссия 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Разбор конкретной ситуации (кейс-метод) 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Коллективные решения творческих задач 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Деловая игра 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Метод проектов 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Метод обучения в парах (спарринг-партнерство) 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. Конспект урока по дисциплине «Правоведение» на тему «Гражданское права как отрасль российского права» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. Конспект урока по дисциплине «Правоведение» на тему «Демократия и демократический политический режим» 76
В настоящее время особенно проявляется увеличение спроса на высоко квалифицированных юристов. Общество нуждается в компетентных специалистах в области права, которые готовы и способны применять систему правовых знаний и умений на практике.
Повышение качества правового образования зависит от школьников и студентов, получающих образование по направлениям подготовки, связанных с юриспруденцией. Именно поэтому на данный момент стоит одна из главных задач государства - подготовка квалифицированных специалистов, которые способны качественно работать в условиях современной правовой действительности.
Актуальность выбранной темы подтверждает то, что формирование у обучающихся не только конкретных знаний, но и профессиональной компетентности в целом, умений и навыков определяет общую направленность образования, что также выражается в развитии способности практического использования полученного ими материала.
Способом решения данной задачи может стать активное использование в учебном процессе интерактивных методов обучения.
Интерактивные формы обучения - организация учебного процесса, основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. К интерактивному обучению относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы, презентации, проблемно-поисковое обучение.
Активное развитие информационно-коммуникационных технологий ведет к совершенствованию и эволюционированию различных сфер жизни современного общества. И система образования не становится исключением. Классическая модель образования, подразумевающая постоянный личный контакт преподавателя и учащегося, постепенно уходит в прошлое, уступая место дистанционному образованию, в котором учащийся отвечает за своё обучение сам. Переход к использованию средств самообразования начался с развитием сети Интернет. Общество получило свободный доступ к любым знаниям из любых источников информации.
Объектом исследования является методы обучения на основе взаимодействия.
Предметом исследования являются технологии интерактивного обучения.
Целью данной работы является изучение технологий интерактивного обучения на уроках права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность познавательной деятельности учащихся и факторы, которые влияют на ее формирование;
2) рассмотреть применение современных технологий в процессе обучения и их роль в формировании познавательной деятельности учащихся ;
3) рассмотреть интерактивные методы обучения;
4) рассмотреть особенности применения интерактивных технологий на уроках права;
5) провести анализ реализации итеративного обучения на уроке права;
6) рассмотреть преимущества современных информационных технологий на уроках права.
В работе использована отечественная и переводная учебная и периодическая литература, а также материалы статистических сборников.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования является Конституция Российской Федерации, а также иные нормативно-правовые акты, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативная база, научные публикации.
Методами исследования являются теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение и эмпирические: описание, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Интерактивное обучение как один из способов активного познания предполагает совместную деятельность учащихся, где они взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
На сегодняшний день существует значительное количество классификаций интерактивных методов, однако сложность заключается в том, что в теории воспитания и обучения отсутствуют типологии, учитывающие различные аспекты обучения, границы между активными и интерактивными методами остаются размытыми и неопределенными, а предлагаемые исследователями классификации не уделяют внимания самореализации личности учащегося.
Преимущества обучающих мультимедийных программ в том, что они способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения. Такие средства обучения способствуют появлению новых возможностей образования по сравнению с традиционными и известными информационными средствами.
Дистанционное обучение предполагает использование информационных технологий, сетевое и виртуальное обучение, что позволяет осуществлять образовательный процесс в виртуальной среде при помощи сети Интернет. Заметим, что данные способы реализуют возможность получения образования гражданами, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в профессиональных образовательных организациях на очной или традиционной заочной формах обучения.
Разработка и внедрение интерактивных и инновационных форм и методов преподавания, хотя и содержит определенные риски, является чрезвычайно важной составляющей научно-методической и учебно-методической работы преподавателя высшей школы, поскольку помогает поддерживать его профессионализм и педагогическое компетентность на уровне современных требований. Профессионализация современного преподавателя невозможна без его активного участия в разработке содержания современного образования, внедрение инновационных технологий образования и воспитания, пребывание в режиме постоянного инновационного поиска в целом.
Применение интерактивных форм и методик в образовательном процессе побуждает преподавателя осваивать новые вспомогательные средства в обучении, в частности наглядные, технические, компьютерную технику, апробировать новые формы и виды работ, привлекать других специалистов и студентов к разработке оптимальных средств и инструментов обучения.
В образовательном процессе с применением интерактивных форм и методов обучения предусматривается преобразование не только преподавания как участника педагогической деятельности с использованием всех его средств и механизмов, но и существенно пересматриваются его целевые установки и ценностные ориентации: направленность в будущее; построение нового типа отношений между педагогом и студентом (эти отношения теряют характер принуждения и подчинения и приобретают характер сотворчества, равного взаимодействия, взаиморегуляции, взаимопомощи).
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Наука. 1982. - 304 с.;
2. Канунникова О. В. Интерактивные методы обучения иностранному языку в ведомственном вузе ФСИН России: Методическое пособие / О.В. Канунникова - Вологда:ВИПЭ ФСИН России. 2015. - 66 с;
3. Гребенюк И.И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России (Монография) // И.И. Гребенюк - Академия Естествознания. 2012;
4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Программа развития электронного обучения на 2014-2020. Режим доступа: ,№№№.минобрнауки.рф;
5. Санникова О.А. Использование интерактивных методов обучения в процессе изучения дисциплин, связанных с информационными технологиями / О.А. Санникова // В сборнике: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ "ИТО-САРАТОВ-2017" Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 287-292;
6. Резник С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры.: Учебное пособие / С.Д. Резник - 3 изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 509 с.;
7. Мандель, Б. Р. Технологии проблемно-модульного обучения и организации работы студентов / Б.Р. Мандель // Технология проблемно¬модульного обучения как система повышения качества подготовки специалистов-гуманитариев: проблемы и перспективы совершенствования: материалы научно-методической конференции. - Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2016. - С. 6-10;
8. Кузнецова А.С. Интерактивные технологии обучения как вариант коммуникативной технологии / А.С. Кузнецова // В сборнике: Конкурентоспособность будущего специалиста XXI века: проблемы, поиски, решения материалы круглого стола. Марийский государственный университет. 2017. С. 151-155;
9. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992. - 60 с.;
10. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.; Гузеев В.В. Педагогическая технология: управление самообразованием учителей // Директор школы. - 1993. - № 1. - С. 28-32.; Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995. - 135 с;
11. Личностный подход в образовании: от концепции к технологии и опыту: Тезисы докладов городской научнопрактической конференции. Волгоград, 28-29 апреля, 1998 / Сост. Т.В. Елисеева. Волгоград: Перемена, 1998. - 180 с.;
12. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с;
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с;
14. Шерстнева Н.А. Педагогическая технология: понятие,
сущность//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10 (часть 3). С. 117.;
15. Мирзаева С.А., Ибрагимова Л.С. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии средствами интерактивных технологий / С.А. Мирзаева // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-2. С. 207-214;
16. Сунгурова Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной сред//Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. с. 79-81;
17. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования. Направление 521400 - Юриспруденция, степень (квалификация) - бакалавр юриспруденции; регистрационный № 261 гум/бак от 27.03 2003 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //base.consultant.ru/cons/ cgi/online;