Педагогические основы использования нормативных документов предметной области экологического образования в культурно-просветительской работе с родителями
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ 7
1.1. Теория культурно - просветительской работы с родителями 7
1.2. Использование федерального государственного стандарта по экологическому воспитанию в культурно-просветительской работе с родителями в ДОО 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1. Анализ результатов выявления уровня сформированности
компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания 26
2.2. Разработка мероприятий по формированию компетенции
родителей в области экологического воспитания 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ 7
1.1. Теория культурно - просветительской работы с родителями 7
1.2. Использование федерального государственного стандарта по экологическому воспитанию в культурно-просветительской работе с родителями в ДОО 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1. Анализ результатов выявления уровня сформированности
компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания 26
2.2. Разработка мероприятий по формированию компетенции
родителей в области экологического воспитания 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема «педагогические основы использования нормативных документов и предметной области экологического образования в культурно-просветительской работе с родителями» в настоящее время очень актуальна. Трудность связи человека с природой не нова, она имела место всегда. Однако в настоящее время, на сегодняшний день, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а кроме того, влияние человеческого сообщества на находящуюся вокруг сферу стала очень острой и установила большие масштабы.
Планету способна уберечь только работа людей, совершаемая в базе углубленного осмысления законов природы, учета множественных взаимодействий в природных сообществах, понимание того, что индивид - это только доля природы. Можно утверждать, что эколого-нравственный вопрос стоит на сегодняшний день не только как вопрос сбережения находящейся вокруг нас окружающего мира от засорения и иных негативных воздействий деятельной работы человека на нашей планете, оно перерастает в вопрос избегания естественного влияния людей на природу, осознанно, преднамеренно, систематически развивающейся связью с нею.
Семья и дошкольные образовательные организации - два значимых учреждения в социальном развитии ребенка. Их воспитательные функции разнообразны, однако с целью многостороннего развития детей следует их взаимосвязывать. Дошкольная образовательная организация представляет огромную значимость в развитии детей. Тут он получает образование, обретает способность взаимодействовать с другими детьми и старшими, формировать свою работу. Но, в какой степени дошкольник результативно станет осваивать данные способности, находится в зависимости от взаимоотношений семьи и дошкольной образовательной организации. Полноценное развитие дошкольника в отсутствие заинтересованности его родителей в образовательной работе не эффективно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка невозможно недооценивать. Ключевой особенностью воспитания в семье является определенный эмоциональный климат, благодаря которому у дошкольника складывается отношение к себе, собственно, что определяет ощущение его самоценности. Иная, значимая роль, воспитания в семье - воздействие на значимые ориентации, миропонимание дошкольника в целом, его поведение в различных сферах социальной жизни. Известно еще, что образец родителей, их личностные свойства во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Значимость воспитания в семье в процессе становления дошкольников определяет необходимость взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Впрочем, на это взаимодействие воздействует ряд моментов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ждут друг от друга.
Не обращая внимания на то, собственно, что в последнее время появились новые формы сотрудничества, которые направлены на привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения. В основном работа с родителями проводится лишь в направлении педагогической пропаганды, где семья является только объект воздействия. В итоге нет обратной связи с семьей, а способности воспитания в семье не применяются в полном объеме.
В таком случае, связь семьи и дошкольной образовательной организации, представляет огромную значимость в развитии детей и обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения. Необходимо подробное изучение взглядов между родителями и педагогами, их воздействие в разработке рекомендаций, которые, способствовали бы увеличению результативности данного взаимодействия. В связи с данной проблемой, взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день считается одной из наиболее актуальных тем для исследования.
Цель исследования - на основании теоретического анализа показать особенности нормативных документов в культурно-просветительской работе с родителями.
Объектом исследования является работа дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Предмет исследования: использование нормативных документов и предметной области экологического образования в культурно-просветительской работе с родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме исследования;
2. Дать характеристику основным нормативно-правовым документам по экологическому образованию в ДОУ;
3. Рассмотреть возможность использования федерального
государственного стандарта по экологическому воспитанию в культурно-просветительской работе с родителями в ДОУ;
4. Представить анализ результатов выявления уровня
сформированности компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания;
5. Разработать мероприятия по формированию компетенции родителей в области экологического воспитания.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования, анкетирование, анализ документации, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных, проектирование.
База исследования: МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска. Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень компетентности родителей в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также разработке мероприятий по формированию компетентности родителей в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также разработке мероприятий по формированию компетентности родителей в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности взаимодействия родителей и воспитателей групп старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений.
Контингент исследования: родители детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы и приложения.
Планету способна уберечь только работа людей, совершаемая в базе углубленного осмысления законов природы, учета множественных взаимодействий в природных сообществах, понимание того, что индивид - это только доля природы. Можно утверждать, что эколого-нравственный вопрос стоит на сегодняшний день не только как вопрос сбережения находящейся вокруг нас окружающего мира от засорения и иных негативных воздействий деятельной работы человека на нашей планете, оно перерастает в вопрос избегания естественного влияния людей на природу, осознанно, преднамеренно, систематически развивающейся связью с нею.
Семья и дошкольные образовательные организации - два значимых учреждения в социальном развитии ребенка. Их воспитательные функции разнообразны, однако с целью многостороннего развития детей следует их взаимосвязывать. Дошкольная образовательная организация представляет огромную значимость в развитии детей. Тут он получает образование, обретает способность взаимодействовать с другими детьми и старшими, формировать свою работу. Но, в какой степени дошкольник результативно станет осваивать данные способности, находится в зависимости от взаимоотношений семьи и дошкольной образовательной организации. Полноценное развитие дошкольника в отсутствие заинтересованности его родителей в образовательной работе не эффективно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка невозможно недооценивать. Ключевой особенностью воспитания в семье является определенный эмоциональный климат, благодаря которому у дошкольника складывается отношение к себе, собственно, что определяет ощущение его самоценности. Иная, значимая роль, воспитания в семье - воздействие на значимые ориентации, миропонимание дошкольника в целом, его поведение в различных сферах социальной жизни. Известно еще, что образец родителей, их личностные свойства во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Значимость воспитания в семье в процессе становления дошкольников определяет необходимость взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Впрочем, на это взаимодействие воздействует ряд моментов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ждут друг от друга.
Не обращая внимания на то, собственно, что в последнее время появились новые формы сотрудничества, которые направлены на привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения. В основном работа с родителями проводится лишь в направлении педагогической пропаганды, где семья является только объект воздействия. В итоге нет обратной связи с семьей, а способности воспитания в семье не применяются в полном объеме.
В таком случае, связь семьи и дошкольной образовательной организации, представляет огромную значимость в развитии детей и обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения. Необходимо подробное изучение взглядов между родителями и педагогами, их воздействие в разработке рекомендаций, которые, способствовали бы увеличению результативности данного взаимодействия. В связи с данной проблемой, взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день считается одной из наиболее актуальных тем для исследования.
Цель исследования - на основании теоретического анализа показать особенности нормативных документов в культурно-просветительской работе с родителями.
Объектом исследования является работа дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Предмет исследования: использование нормативных документов и предметной области экологического образования в культурно-просветительской работе с родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме исследования;
2. Дать характеристику основным нормативно-правовым документам по экологическому образованию в ДОУ;
3. Рассмотреть возможность использования федерального
государственного стандарта по экологическому воспитанию в культурно-просветительской работе с родителями в ДОУ;
4. Представить анализ результатов выявления уровня
сформированности компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания;
5. Разработать мероприятия по формированию компетенции родителей в области экологического воспитания.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования, анкетирование, анализ документации, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных, проектирование.
База исследования: МБ ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска. Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень компетентности родителей в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также разработке мероприятий по формированию компетентности родителей в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также разработке мероприятий по формированию компетентности родителей в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности взаимодействия родителей и воспитателей групп старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений.
Контингент исследования: родители детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы и приложения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы на тему «Педагогические основы использования нормативных документов предметной области экологического образования в культурно-просветительской работе с родителями» можно сделать следующие выводы.
Юридические аспекты, связанные с экологическим образованием представлены в таких нормативно-правовых документах, как:
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»;
- Экологическая доктрина Российской Федерации;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Взаимодействие ДОО и семьи, по обучению экологическому воспитанию в культурной просветительной работе с родителя, происходит разными формами. Не допустим формализм. Процесс обучения экологическим ценностям у детей дошкольного возраста и родителей достаточно трудоемкий и проблемный, так как это зависит не только от проводимой экологической воспитанности в дошкольном учреждении, но и от современной окружающей среды. Из этого следует, что только если сам педагог целенаправлен и умеет направлять родителей и детей к любви, сохранению и охране природы только тогда он может стать примером для подражания.
Нами был проведен констатирующий эксперимент значения уровня компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания.
Данные полученные в ходе констатирующего эксперимента показывают, что:
- в ДОО ведется работа по повышению компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания дошкольников, но эта работа имеет бессистемный, эпизодический характер, что сказывается на уровне компетентности родителей;
- при сотрудничестве с родителями педагоги используют традиционные формы (собрания, консультации и пр.);
- родители заинтересованы в экологическом развитии и воспитании детей, главным при этом считают формирование системы знаний и умений.
Для повышения уровня познания родителей в вопросах экологического развития и воспитания были применены такие формы с родителями: консультации, круглый стол «Сохранение и сбережение природы вокруг нас», организованная выставка «Дивное животное» сконструированного из природного материала, самими детьми, совместный досуг в форме КВН, проект по экологии «Животные и их ареал обитания», совместно организованная экскурсия на природу.
После проведения мероприятий, направленных на повышение компетенции в области экологического воспитания, отношение родителей кардинально поменялось. Родители отметили свою необходимость и значимость в экологическом воспитании детей, а также приняли к сведению всю полезную информацию, которая была дана педагогами ДОО. В конечном итоге были сформированы следующие компетенции у родителей: информационная, мотивационная и рефлексивная.
Данные полученные в ходе повторной диагностики показали, что проведенная работа в ДОУ по повышению компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания дошкольников дала положительные результаты. Родители овладели знаниями в области экологического развития старших дошкольников, осознали необходимость своей саморазвития, сформировалась способность к саморегулированию, саморефлексии самоконтролю, самооценке своего поведения, умение анализировать свой опыт, прогнозировать воспитательные стратегии.
Из всего вышесказанного следует, что цель, поставленная во введении выпускной квалификационной работы, была достигнута, задачи решены.
Юридические аспекты, связанные с экологическим образованием представлены в таких нормативно-правовых документах, как:
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»;
- Экологическая доктрина Российской Федерации;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Взаимодействие ДОО и семьи, по обучению экологическому воспитанию в культурной просветительной работе с родителя, происходит разными формами. Не допустим формализм. Процесс обучения экологическим ценностям у детей дошкольного возраста и родителей достаточно трудоемкий и проблемный, так как это зависит не только от проводимой экологической воспитанности в дошкольном учреждении, но и от современной окружающей среды. Из этого следует, что только если сам педагог целенаправлен и умеет направлять родителей и детей к любви, сохранению и охране природы только тогда он может стать примером для подражания.
Нами был проведен констатирующий эксперимент значения уровня компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания.
Данные полученные в ходе констатирующего эксперимента показывают, что:
- в ДОО ведется работа по повышению компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания дошкольников, но эта работа имеет бессистемный, эпизодический характер, что сказывается на уровне компетентности родителей;
- при сотрудничестве с родителями педагоги используют традиционные формы (собрания, консультации и пр.);
- родители заинтересованы в экологическом развитии и воспитании детей, главным при этом считают формирование системы знаний и умений.
Для повышения уровня познания родителей в вопросах экологического развития и воспитания были применены такие формы с родителями: консультации, круглый стол «Сохранение и сбережение природы вокруг нас», организованная выставка «Дивное животное» сконструированного из природного материала, самими детьми, совместный досуг в форме КВН, проект по экологии «Животные и их ареал обитания», совместно организованная экскурсия на природу.
После проведения мероприятий, направленных на повышение компетенции в области экологического воспитания, отношение родителей кардинально поменялось. Родители отметили свою необходимость и значимость в экологическом воспитании детей, а также приняли к сведению всю полезную информацию, которая была дана педагогами ДОО. В конечном итоге были сформированы следующие компетенции у родителей: информационная, мотивационная и рефлексивная.
Данные полученные в ходе повторной диагностики показали, что проведенная работа в ДОУ по повышению компетентности родителей в вопросах экологического развития и воспитания дошкольников дала положительные результаты. Родители овладели знаниями в области экологического развития старших дошкольников, осознали необходимость своей саморазвития, сформировалась способность к саморегулированию, саморефлексии самоконтролю, самооценке своего поведения, умение анализировать свой опыт, прогнозировать воспитательные стратегии.
Из всего вышесказанного следует, что цель, поставленная во введении выпускной квалификационной работы, была достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



