Развитие эстетических представлений у старших дошкольников на занятиях аппликацией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятия «Эстетические представления» 5
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Аппликация как средство развития эстетических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 31
2.1. Диагностика исходного уровня развития эстетических
преставлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 31
2.2. Содержание работы по развитию эстетических представлений
старших дошкольников на занятиях аппликацией 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятия «Эстетические представления» 5
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Аппликация как средство развития эстетических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 31
2.1. Диагностика исходного уровня развития эстетических
преставлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 31
2.2. Содержание работы по развитию эстетических представлений
старших дошкольников на занятиях аппликацией 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Формирование эстетических представлений у детей - актуальная проблема педагогики детства. Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте - понимание красоты окружающего его мира. К развитию эстетических качеств особенно сенситивно дошкольное детство. В современном дошкольном образовании процесс эстетического воспитания рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
В современном мире особое внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания. Он воспринимается как один из важных средств формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т. е. как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В формировании эстетических представлений у детей аппликация обладает большим потенциалом. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, развивают способность видеть прекрасное в окружающей жизни.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации».
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по аппликации направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации.
Задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «эстетические представления»;
- выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетических представлений у старших дошкольников;
- раскрыть возможности аппликации в формировании эстетических представлений у старших дошкольников;
- разработать комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации и провести его в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
- педагогический эксперимент, который предусматривает констатирующий и формирующий этапы.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Давыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребенка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов.
Проблемы развития возможностей аппликации для детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Прасловой, М.А. Оразалиевой, В.А. Деркунской и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 «Ромашка» Свердловской области, Сухоложского района, село Знаменское.
В современном мире особое внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания. Он воспринимается как один из важных средств формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т. е. как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В формировании эстетических представлений у детей аппликация обладает большим потенциалом. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, развивают способность видеть прекрасное в окружающей жизни.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации».
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по аппликации направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации.
Задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «эстетические представления»;
- выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетических представлений у старших дошкольников;
- раскрыть возможности аппликации в формировании эстетических представлений у старших дошкольников;
- разработать комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации и провести его в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
- педагогический эксперимент, который предусматривает констатирующий и формирующий этапы.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Давыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребенка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов.
Проблемы развития возможностей аппликации для детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Прасловой, М.А. Оразалиевой, В.А. Деркунской и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 «Ромашка» Свердловской области, Сухоложского района, село Знаменское.
Эстетическое представление - это результат эстетического восприятия, который закреплен в образе воспринятого объекта.
В рамках нашего исследования формируемыми эстетическими представлениями, являются представления о красоте в природе и в искусстве. Формирование эстетических представлений - это процесс, направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе, в жизни, искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления.
Сформированность эстетических представлений можно представить в единстве критериев: когнитивный критерий; эмоционально-чувственный критерий; деятельностный критерий.
Полноценно эстетическое формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе привлечения внимания ребенка к явления повседневной жизни, к предметам окружающего мира, к предметам изобразительного искусства.
Это способствуют получений знаний о мире, красоте природы, красоте и уникальности человека. Эстетическая отзывчивость ребенка, проявляется в закреплении положительных эмоций, развитию желаний творить.
В процессе комплекса занятий организовываются благоприятные условия развития эстетических интересов, способностей у дошкольников. Педагог, систематически осуществляет личностный подход к каждому ребёнку, содействует наиболее полноценному развитию общих эстетических и специально художественных талантов ребенка.
Педагог постепенно и целенаправленно проводить работу по развитию эстетического восприятия, эстетического суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д.
С раннего детства необходимо готовить детей к творчеству для формирования образного начала в художественной деятельности.
В результате диагностического исследования были получены следующие результаты:
- высокий уровень был выявлен у 2 дошкольников (20 %),
- средний уровень был выявлен у 2 детей (20 %).
- низкий уровень был выявлен у 6 воспитанников (60 %).
Результаты проведённого исследования говорят о недостаточном уровне сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по средствам аппликации.
На занятиях использовались словесные методы: метод художественного слова (загадывание загадок, чтение произведения), беседы (для развития эмоциональной отзывчивости), метод опроса (для развития знаний, развития наблюдательности, становление причинно-следственных связей, для развития умения высказывать о произведении, своих чувств), метод объяснения (для раскрытия особенностей художественного произведения). Наглядные методы: рассматривание репродукций картин, видеофрагмента выступления, рассматривание образца. Практический метод: выполнения детьми творческой работы.
После проведения разработанного нами комплекса занятий по развитию эстетических представлений по средствам аппликации при проведении повторного диагностирования нами получены следующие результаты:
- высокий уровень был выявлен у 4 дошкольников - (40 %),
- средний уровень был выявлен у 5 детей - (50 %).
- низкий уровень был выявлен у 1 воспитанников - (10 %).
Таким образом, можно сказать, что разработанный комплекс занятий по развитию эстетических представлений у детей старшего дошкольного 52
возраста является, результативны и может быть использован педагогами в рамках дошкольной образовательной организации в работе по развитию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках нашего исследования формируемыми эстетическими представлениями, являются представления о красоте в природе и в искусстве. Формирование эстетических представлений - это процесс, направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе, в жизни, искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления.
Сформированность эстетических представлений можно представить в единстве критериев: когнитивный критерий; эмоционально-чувственный критерий; деятельностный критерий.
Полноценно эстетическое формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе привлечения внимания ребенка к явления повседневной жизни, к предметам окружающего мира, к предметам изобразительного искусства.
Это способствуют получений знаний о мире, красоте природы, красоте и уникальности человека. Эстетическая отзывчивость ребенка, проявляется в закреплении положительных эмоций, развитию желаний творить.
В процессе комплекса занятий организовываются благоприятные условия развития эстетических интересов, способностей у дошкольников. Педагог, систематически осуществляет личностный подход к каждому ребёнку, содействует наиболее полноценному развитию общих эстетических и специально художественных талантов ребенка.
Педагог постепенно и целенаправленно проводить работу по развитию эстетического восприятия, эстетического суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д.
С раннего детства необходимо готовить детей к творчеству для формирования образного начала в художественной деятельности.
В результате диагностического исследования были получены следующие результаты:
- высокий уровень был выявлен у 2 дошкольников (20 %),
- средний уровень был выявлен у 2 детей (20 %).
- низкий уровень был выявлен у 6 воспитанников (60 %).
Результаты проведённого исследования говорят о недостаточном уровне сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по средствам аппликации.
На занятиях использовались словесные методы: метод художественного слова (загадывание загадок, чтение произведения), беседы (для развития эмоциональной отзывчивости), метод опроса (для развития знаний, развития наблюдательности, становление причинно-следственных связей, для развития умения высказывать о произведении, своих чувств), метод объяснения (для раскрытия особенностей художественного произведения). Наглядные методы: рассматривание репродукций картин, видеофрагмента выступления, рассматривание образца. Практический метод: выполнения детьми творческой работы.
После проведения разработанного нами комплекса занятий по развитию эстетических представлений по средствам аппликации при проведении повторного диагностирования нами получены следующие результаты:
- высокий уровень был выявлен у 4 дошкольников - (40 %),
- средний уровень был выявлен у 5 детей - (50 %).
- низкий уровень был выявлен у 1 воспитанников - (10 %).
Таким образом, можно сказать, что разработанный комплекс занятий по развитию эстетических представлений у детей старшего дошкольного 52
возраста является, результативны и может быть использован педагогами в рамках дошкольной образовательной организации в работе по развитию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



