ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятия «Эстетические представления» 5
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Аппликация как средство развития эстетических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 31
2.1. Диагностика исходного уровня развития эстетических
преставлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 31
2.2. Содержание работы по развитию эстетических представлений
старших дошкольников на занятиях аппликацией 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Формирование эстетических представлений у детей - актуальная проблема педагогики детства. Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте - понимание красоты окружающего его мира. К развитию эстетических качеств особенно сенситивно дошкольное детство. В современном дошкольном образовании процесс эстетического воспитания рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
В современном мире особое внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания. Он воспринимается как один из важных средств формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т. е. как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В формировании эстетических представлений у детей аппликация обладает большим потенциалом. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, развивают способность видеть прекрасное в окружающей жизни.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации».
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по аппликации направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации.
Задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «эстетические представления»;
- выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетических представлений у старших дошкольников;
- раскрыть возможности аппликации в формировании эстетических представлений у старших дошкольников;
- разработать комплекс занятий по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации и провести его в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
- педагогический эксперимент, который предусматривает констатирующий и формирующий этапы.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Давыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребенка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов.
Проблемы развития возможностей аппликации для детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Прасловой, М.А. Оразалиевой, В.А. Деркунской и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 «Ромашка» Свердловской области, Сухоложского района, село Знаменское.
Эстетическое представление - это результат эстетического восприятия, который закреплен в образе воспринятого объекта.
В рамках нашего исследования формируемыми эстетическими представлениями, являются представления о красоте в природе и в искусстве. Формирование эстетических представлений - это процесс, направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе, в жизни, искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления.
Сформированность эстетических представлений можно представить в единстве критериев: когнитивный критерий; эмоционально-чувственный критерий; деятельностный критерий.
Полноценно эстетическое формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе привлечения внимания ребенка к явления повседневной жизни, к предметам окружающего мира, к предметам изобразительного искусства.
Это способствуют получений знаний о мире, красоте природы, красоте и уникальности человека. Эстетическая отзывчивость ребенка, проявляется в закреплении положительных эмоций, развитию желаний творить.
В процессе комплекса занятий организовываются благоприятные условия развития эстетических интересов, способностей у дошкольников. Педагог, систематически осуществляет личностный подход к каждому ребёнку, содействует наиболее полноценному развитию общих эстетических и специально художественных талантов ребенка.
Педагог постепенно и целенаправленно проводить работу по развитию эстетического восприятия, эстетического суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д.
С раннего детства необходимо готовить детей к творчеству для формирования образного начала в художественной деятельности.
В результате диагностического исследования были получены следующие результаты:
- высокий уровень был выявлен у 2 дошкольников (20 %),
- средний уровень был выявлен у 2 детей (20 %).
- низкий уровень был выявлен у 6 воспитанников (60 %).
Результаты проведённого исследования говорят о недостаточном уровне сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по средствам аппликации.
На занятиях использовались словесные методы: метод художественного слова (загадывание загадок, чтение произведения), беседы (для развития эмоциональной отзывчивости), метод опроса (для развития знаний, развития наблюдательности, становление причинно-следственных связей, для развития умения высказывать о произведении, своих чувств), метод объяснения (для раскрытия особенностей художественного произведения). Наглядные методы: рассматривание репродукций картин, видеофрагмента выступления, рассматривание образца. Практический метод: выполнения детьми творческой работы.
После проведения разработанного нами комплекса занятий по развитию эстетических представлений по средствам аппликации при проведении повторного диагностирования нами получены следующие результаты:
- высокий уровень был выявлен у 4 дошкольников - (40 %),
- средний уровень был выявлен у 5 детей - (50 %).
- низкий уровень был выявлен у 1 воспитанников - (10 %).
Таким образом, можно сказать, что разработанный комплекс занятий по развитию эстетических представлений у детей старшего дошкольного 52
возраста является, результативны и может быть использован педагогами в рамках дошкольной образовательной организации в работе по развитию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
1. Алексахин, Н. Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / Н. Н. Алексахин // Дошкольное с радостью воспитание. - 1998. - № 3. - С. 23-27.
2. Аюева, И. А. Воспитывай личность [Текст] / И. А. Аюева // Дошкольное умение воспитание. - 2002. - № 2. - С. 8-17.
3. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] /
B. Г Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - СПб. : Изд-во Буковского, 2000. - 60 с.
4. Богат, В. Развивать творческое мышление [Текст] : ТРИЗ в дет. саду / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1, - С. 17-19.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - М. : Акад.проект, 2005. - 240 с.
6. Бореев, Ю. Б. Эстетика [Текст] : учеб. для вузов. / Ю. Б. Бореев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.
7. Бочарова, Н. Е. Как приобщить детей к искусству [Текст] / Н. Е. Бочарова // Дошкольное социальное образование. - 2002. - № 11. -
C. 23-35.
8. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - С. 32-38.
9. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы личности и психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-9.
10. Ветрова, Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности [Текст] / Т. Н. Ветрова. - Набережные Челны : [б. и.]. 2007. - 80 с.
11. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж : Учитель, 2004. - 131 с.
12. Воробьева, Д. И. Гармония развития [Текст] : интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. - СПб. : Детство-Пресс, 1995. - 219 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. - 671 с.
15. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М. : Сфера, 1999. - 80 с.
16. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
17. Джидарьян, И. А. Эстетическая потребность [Текст] / И. А. Джидарьян. - М. : Наука, 1986. - 191 с.
18. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
19. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для пед. ин-тов : в 2 т. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 1 : Содержание коммунистического воспитания в детском саду. - 256 с.
20. Дошкольник: обучение и развитие [Текст] : воспитателям и родителям / В. Н. Белкина [и др.]. - Ярославль : Акад. развития, 2001. - 255 с.
21. Дронова, О. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте [Текст] / О. Дронова // Дошкольное воспитание. - 1996 . - № 6 . - С. 98-101.
22. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству [Текст] : обучение дошкольников технике аппликации и коллажа / Н. В. Дубровская. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 225 с.
23. Жданова, Т. В. Художественно-эстетическое развитие детей [Текст] / Т. В. Жданова // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 2. - С. 62-75.
24. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией : пособие для воспитателей дет сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
25. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков и умений детей 5-7 лет [Текст] : пособие эстетическое для дошкольных учреждений / Н. В. Квач. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 68 с.
26. Коган, Л. Н. Искусство и мы [Текст] / Л. Н. Коган. - М. : Молодая гвардия, 1970. - 269 с.
27. Кол, М.-Э. Наука через искусство [Текст] / М.-Э. Кол, Дж. Поттер. - Минск : Попурри, 2005. - 144 с.
28. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет [Текст] : конспекты занятий / Д. Н. Колдина. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с. 65
29. Коллективное творчество дошкольников [Текст] : конспекты занятий / Г. В. Кушнир [и др.] ; под ред. А. А. Грибовской. - М. : Сфера, 2005. - 187 с.
30. Колль, М.-Э. Дошкольное творчество [Текст] / М.-Э. Колль ; пер. с англ. Е. А. Бакушева. - Минск : Попурри, 2005. - 256 с.
31. Колль, М.-Э. Рисование красками [Текст] / М-Э. Колль ; пер. с англ. М. Е. Ханыковой. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 63 с.
32. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
33. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. - 143 с.
34. Комарова, Т. С. Как научить ребенка аппликации [Текст] : обучение детей в дет саду и в школе / Т. С. Комарова. - М. : Столетие, 1998. - 141 с.
35. Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - М. : Пед. о-во России, 2005. - 128 с.
36. Константинов, Н. А. История педагогики [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - М. : Просвещение, 2008. - 447 с.
37. Лихачев, Б. Т. Методологические основы педагогики [Текст] / Б. Т. Лихачев ; Самар. ин-т упр. - Самара : Изд-во СИУ, 1998. - 193 с.
38. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Д. Б. Лихачёв. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
39. Лопатина, А. А. Краски рассказывают сказки [Текст] : как научить рисовать каждого : для занятий с детьми мл. и сред. возраста / А. А. Лопатина, М. Скребцова. - М. : Амрита-Русь, 2004. - 222 с.
40. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : планирование, конспекты занятий, метод. рекомендации : метод. пособие для специалистов дошкольных образоват. учреждений / И. А. Лыкова. - М. : Карапуз : Сфера, 2009. - 144 с.
41. Лыкова, И. А. Цветные ладошки [Текст] : программа худож. воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И. А. Лыкова. - М. : Карапуз Дидактика, 2007. - 144 с.
42. Мацкевич, М. Войди в мир искусства [Текст] : программа эстетич. воспитания / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 1998 . - № 4 . - С. 16-22.
43. Микляева, Н. В. Комментированное рисование в детском саду [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева. - М. : Сфера, 2010. - 122 с.
44. Мир детства: Дошкольник [Текст] / сост. Л. Е. Журова, Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1987. - 256 с.
45. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]: планирование, конспекты занятий / А. В. Никитина. - СПб. : КАРО, 2007. - 96 с.
46. Ожерельева, О. В. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : уроки изобразит. искусства / О. К. Ожерельева // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 58-64.
47. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Пед. о-во России, 2008. - 608 с.
48. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]: пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 172 с.
49. Плетенчук, Н. Опыт, фантазия, творчество [Текст] : материалы для орг. изобразит. деятельности в дет. саду / Н. Плетенчук // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 61-64.
50. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / авт.- сост. А. В. Антонова [и др.] ; под ред. М. А. Васильевой [и др.]. - М. : Мозаика Синтез, 2007. - 208 с.
51. Аппликация с детьми дошкольного возраста [Текст] : нетрадицион. техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова [и др.]. - М. : Сфера, 2005. - 138 с.
52. Руковицын, М. М. Эстетическое воспитание детей [Текст] / М. М. Рукавицын. - М. : Знание, 1978. - 112 с.
53. Рыдзелева, Г. А. Искусство как источник развития ребенка [Текст] : комплекс. занятие в ст. группе дет. сада / Г. А. Рыдзелева // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 5. - С. 62-64.
54. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. - 204 с.
55. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
56. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех [Текст] : книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик. - М. : Дет. лит., 1989. - 365 с.
57. Соломенникова, О. А. Радость творчества [Электронный ресурс] /
О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с. - IURL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212483 (дата обращения:
21.12.2018).
58. Столович, Л. Н. Природа эстетической ценности [Текст] / Л. Н. Столович. - М. : Политиздат, 1972. - 271 с.
59. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е. В. Субботский. - СПб. : Питер, 2005. - 334 с.
60. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / В. Б. Косминска [и др.]. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
61. Торшилова, Е. М. Шалун, или Мир дому твоему [Текст] / Е. М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С. 92-102.
62. Утробина, К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир [Текст] / К. К. Утробина, Г. Ф. Утробина. - М. : Гном и Д, 2011. - 64 с.
63. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А. А. Фатеева. - Ярославль : Акад. развития, 2006. - 96 с.
64. Фиона, У. Я умею рисовать [Текст] / У. Фиона. - М. : РОСМЭН- ПРЕСС, 2003. - 96 с.
65. Фокина, Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Т. Фокина // Дошкольное умение и воспитание. - 1999. - № 1. - С. 35-45.
66. Халезова, Н.В. Как понимают старшие дошкольники, значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах [Текст] / Н. Халезова, Р. Чумичева // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. - С. 52-54.
67. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 2007. - 520 с.
68. Хрестоматия по эстетическому воспитанию [Текст] / сост. С. П. Максимюк. - Киев : Вища шк., 1986. - 327 с.
69. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1972. - 287 с.
70. Шалина, Л. С. Уроки для самых маленьких [Текст] / Л. С. Шалина // Юный художник. - 1991. - № 6. - С. 45-46.
71. Шацкая, В. Н. Музыкальная работа и быт детей [Текст] / В. Н. Шацкая // Этапы новой школы : сб. ст. и докл. / под ред. С. Т. Шацкого.
- М., 1923. - С. 98-105.
72. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительное деятельности в детском саду [Текст] : программа, конспекты : пособие для педагогов дошкольных. учреждений / Г. С. Швайко. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 159 с.
73. Школа изобразительного искусства [Текст] / под общ. ред. В. С. Угарова. - М. : Изобразит. искусство, 1986. - 346 с.
74. Шоргина, Т. А. Красивые сказки [Текст] : эстетика для малышей / Т. А. Шорыгина. - М. : Прометей, 2003. - 134 с.
75. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2005. - 384 с.
76. Эстетика [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина.
- М. : Центр, 2000. - 240 с.
77. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.
78. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Дубровская [и др.] ; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Академия, 2002. - 256 с.
79. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства [Текст]: сб. ст. / под ред. В. В. Колокольникова. - М. : АПН РСФСР, 1962. - 47 с.
80. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусств [Текст] / Шадрин. гос. пед. ин-т ; под ред. Р. И. Капустиной. - Шадринск : [б. и.], 1999. - 239 с.