Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №96999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие учебный самоконтроль в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности учебного самоконтроля у младших школьников
1.3. Педагогические приемы учебного самоконтроля обучающихся 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Педагогическая диагностика учебного самоконтроля у
младших школьников 26
2.2. Развитие учебного самоконтроля у обучающихся на уроках 33
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность исследования. Стремительно меняющееся общество, его большая информативность требует от современного человека умений четко определить свой выбор, свои ценности и жизненные приоритеты, быстро принимать решения в соответствии с актуальными и перспективными задачами личностного развития. Это требует формирование личности способной к саморазвитию и самообразованию, обладающей критичностью мышления, рефлексией, способностью к творческому решению жизненных ситуаций и преодолению трудностей, умений оптимизировать свои цели и определять программу их достижения.
Готовность субъекта к самообразованию и самовоспитанию зависит от уровня владения им системой умений, обеспечивающих осознанное и активное присвоения новых знаний и опыта, их применений в процессе обучения. Такие умения определяются как учебные универсальные действия. Формирование таких действий ФГОС НОО определяет и в качестве цели и в качестве главного необходимого результат образования в целом. Самоконтроль и самооценка входят в группу регулятивных действий, как необходимых и универсальных в учебной деятельности. Их значимость заключается в том, что все учебные действия обретают произвольность только при наличии самоконтроля деятельности учения.
Владение навыками, способность регулировать и совершенствовать действия самоконтроля и самооценки позволяет достичь метапредметных результатов в освоении основного обязательного начального общего образования: умений планировать свои учебные действия, координировать их с учебной задачей, вносить при необходимости коррективы и определять оптимальные и эффективные приемы, способы и условия достижения необходимых результатов.
Анализ литературы свидетельствует, что проблеме самоконтроля посвящено значительное количество работ. Работы П.К. Анохина [1], Н.А. Бернштейна [6] и др. по исследованию нейрофизиологических процессов саморегуляции, позволили установить, что самоконтроль, входящий в него как основной компонент, осуществляется на уровне условных рефлексов и производится с помощью механизма обратной связи.
Психологические аспекты самоконтроля раскрываются в трудах С.Л. Рубинштейна [28], А.Н. Леонтьева [20], В.В. Давыдова [12], П.Я. Гальперина [8], М.В. Гамезо [9], В.В. Чебышевой [35] и др. Педагогические вопросы, связанные с самоконтролем, как определенным звеном учебного процесса, рассматриваются в работах Ю.К. Бабанского [5], И.Я. Лернера [19], М.Н. Скаткина [9], Н.В. Ануфриевой [2] и других авторов.
Особенности формирования самоконтроля у школьников в учебной деятельности, раскрываются в работах В.В. Давыдова [12], Д.Б. Эльконина [36], Н.Ф. Талызиной [30], Зимней [15], Регуш [27]. Проблемой диагностики самоконтроля школьников занимались К.П. Мальцев [23], Эльконин [36], Т.Н. Князева [18], Н.В.Ануфриева [2], Л.В. Ижойкина [16] и другие авторы.
Обобщая сказанное, можно констатировать - актуальной является проблема относительно младших школьников в формировании у них навыков самоконтроля в учебной деятельности. Проблемой исследования является определение эффективных условий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию самоконтроля младших школьников в их учебной деятельности.
Объект исследования: формирование самоконтроля у младших школьников
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на развитие учебного самоконтроля у учащихся младших классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике педагогических приемов формирования учебного самоконтроля у младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие учебный самоконтроль, исходя из данных психологической и педагогической литературы;
- выявить особенности учебного самоконтроля младших школьников;
- описать педагогические приемы самоконтроля обучающихся на разных этапах урока;
- осуществить педагогическую диагностику учебного самоконтроля у младших школьников;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Лицей №180 «Полифорум», г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 1 «В» класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, педагогическое наблюдение).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Способности контролировать собственную учебную деятельность у младших школьников является актуальной проблемой педагогики, она же характеризуется и развитием школьника, его способностью к контролю, коррекции и регуляции, именно этому и посвящена данная работа.
В ходе проведения исследования получены определенные результаты.
1. Анализ теоретической и методической литературы раскрыл состояние проблемы изучения и формирования навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста. В русле деятельностного подхода самоконтроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.
В работе был выделен процесс перехода от внешнего контроля во внутренний, и определена роль педагога в этом процессе. Рассмотрены структурные компоненты (звенья) самоконтроля (по И.А. Зимней) и этапы его становления (по А.Г. Пачиной). Определены уровни сформированности навыков контроля у учащихся (по А.Г. Асмолову), рассмотрены возможности их проявления на примере учебных заданий по школьным дисциплинам (русский язык, литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
2. Выявили, что самоконтроль у младших школьников является одним из важнейших факторов, так как:
- учебная и познавательная деятельность формируется благодаря развитию самоконтроля и осознания процесса обучения и его содержание
- способствует развитию навыков планирования и коррекции;
3. В процессе анализа содержания учебников по программе «Начальная школа 21 века», были выделены наиболее часто встречающиеся приемы самоконтроля, позволяющие школьникам проверить результаты своей деятельности.
Они систематизируют приемы самоконтроля по видам учебных заданий, по степени активности детей, возможностей проведения взаимоконтроля. Создают педагогические условия, которые стимулируют школьников к использованию приемов самоконтроля на разных этапах урока. Для обеспечения интереса детей к действиям самоконтроля используют дидактические игры и занимательные формы работы (загадки, кроссворды, оригинальные способы классификации и т.п.).
4. Анализ диагностики самоконтроля (исследования Репкиной Г. В., Заикиной Е. В) позволил определить критерии его развития у младших школьников. По мнению авторов, ими являются: мотивационная готовность, оперативность, процессуальность, осознанность и эффективность, произвольность.
Подобраны диагностические задания Репкиной Г. В., и Заики Е.В, а именно тест «Характеристика действий самоконтроля у обучающихся».
5. Подобрали и реализовали приёмы самоконтроля на школьных дисциплинах (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), которые были направлены на развитие учебного самоконтроля младших школьников.
6. Провели сравнительный анализ результатов и установили, что в результате активного использования приёмов для развития учебного самоконтроля у учащихся на уроках, самоконтроль учащихся 1 «В» класса существенно возрос.
Цель и задачи исследования реализованы.


1. Анохин, П. К. Избранные труды [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
2. Ануфриева, Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе
развивающего обучения [Текст] : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Н. В.
Ануфриев; Санкт- Петербург. гос. ун-т. - Санкт- Петербург, 2000. - 184 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под. ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология [Текст] / Б. П. Бархаев. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
5. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н. В. Басова - Ростов н/Д. : "Феникс", 1999. - 416 с.
6. Бабанский, Н. А. Оптимизация процесса обучения (Обще дидактический аспект) [Текст] / Н. А. Бабанский. - М. : «Педагогика», 1977. - 256 с.
7. Батий, Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий [Текст] / Ю. Ю. Батий // Журнал начальная школа. - 1979. - №4. - С. 21-22.
8. Бернштейн, Н. А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов [Текст] / Н. А. Бенрштейн // Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 70-90.
9. Богоявлинский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д. Н. Богоявлинский, Н.А. Менчинская. - М. : Просвещение, 1959. - 345 с.
10. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Журнал начальная школа. - 2006. - №15.
12. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т.В.
Габай - М.: Издательство Московского университета, 2001. - 284 с.
13. Габеева, Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности [Текст] : автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Н Габеева ; Бурятский гос. ун-т. - Улан-Уде, 2007. - 171 с.
14. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : МГУ, 1985. - 45 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
16. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся [Текст] / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная - СПб., Питер, 2006. - 384 с.
17. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] / А. А. Гин. - М. : Вита-Пресс, 2002. - 88 с.
18. Громова, А. А. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] / А. А. Громова. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
19. Давыдов, В. В. Формирование учебной деятельности школьника [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 2002; - 215 с.
20. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 2001; - 233 с.
21. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Пед., 1986. - 240 с.
22. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б. П. Есипов. - М. : Уч.пед.гиз, 1961. - 239 с.
23. Жарова, JI. B. Учить самостоятельности. Книга для учителей
[Текст] / Л. В. Жарова. - М. : Просвещение, 1993. - 205 с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя - М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
25. Ижойкина, Л. В. Формирование у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию [Текст] : афтореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. В. Ижойкина ; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2015. - 212 с.
26. Ительсон, Л. Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении [Текст] / Л. Б. Ительсон // Журнал вопросы психологии. - 1961. - №2. - С. 7-9.
27. Князева, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование [Текст] / Т. Н. Князева. - СПб. : Речь, 2007. - 119 с.
28. Кувшинов, Н. И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения [Текст] / Н. И.Кувшинов. - М.: АПН РСФСР, 1958. - вып. 91. - 95 с.
29. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов. - М. : «Просвещение», 1964. - 344 с.
30. Лернер, И. Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках [Текст] / Проблемы школьного учебника. Выпуск 12 / И. Я. Лернер. - М. : Просвещение, 1983. - 256 с.
31. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
32. Локалова, Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младший школьников русскому языку, чтению и математике [Текст] / Изд. 3-е, перераб. и доп. / Н.П. Локалова. - М. : "Ось-98", 2003. - 96 с.
33. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся [Текст] / А. С. Лында. - М. : «Просвещение», 2005, - 159 с.
34. Мальцев, К. П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : 1962, - 211с.
35. Николаев, Л. Л. Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики [Текст] / Л. Л. Николаев // Журнал начальная школа. Плюс до и после. - 2004. - №9. - С. 7-8.
36. Пачина, А. Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. Г. Пачина // Журнал начальная школа. - 2004. - № 11. - С.31-37.
37. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / Под ред. М. М. Безруких. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 754 с.
38. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П. И. Пидкосистый. - М. : Педагогика, 1972. - 184 с.
39. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики [Текст] : Дидактика / учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - М. : ТетраСистемс, 2002. - 544 с.
40. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности [Текст] / Г. В. Репкина, Заикина Е. В. - Томск: Пеленг, 2002. - 256 с.
41. Регуш, Л. А. Педагогическая психология [Текст] / Л. А. Регуш. - М. : Питер, 2011. - 414 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 423 с.
43. Рувинский, Л. И. Самоконтроль как средство самовоспитания: Психологические исследования [Текст] / Л. И. Рувинский. - М. : 1970. - 262 с.
44. Рыжик, В. И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике [Текст] / В.И. Рыжик. - М. : 2007, 162 с.
45. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткина. - М. : Педагогика, 1984. - 95 с.
46. Страхов, Н. В. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся [Текст] / Н. В. Страхов // Журнал советская педагогика. - 1962. - №2. - С. 45.
47. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. / Н.Ф. Талызина. - М. : Издат. центр «Академия», 1998. - 288 с.
48. Тулькибаева, Н. Н. Оценочная деятельность учащихся [Текст] / Н. Н. Тулькибаева // Теория и практика развивающего обучения. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 123 с.
49. Тухман, И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников [Текст] / И. В. Тухман // Журнал начальная школа. - 2004. - №2. - С. 15.
50. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст] : пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
51. Царева, С. Е. Проверка решения задачи и формирование самоконтроля [Текст] / С.Е. Царева // Журнал начальная школа. - 1984. - №2. С.43 - 47.
52. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю [Текст] / Г. А. Цукерман // Журнал вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 19.
53. Чебышева, В. В. Самоконтроль в процессе труда и обучения [Текст] // Вопросы психологии обучения труду / В. В. Чебышева. - М. : Изд- во Акад. пед. Наук. - РСФСР, 1962. - 259 с.
54. Эльконин, Д. Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] // Педагогическая психология: Хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев. - СПб. : Питер, 2006. - 412 с.
55. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 2006. - 206 с.
56. Эрдниев, П. М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике [Текст] / М. П. Эрдниев. - М. : 2000. - 243 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ