УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие о рефлексии в психолого-педагогической литературе б
1.2. Специфика становления учебной рефлексии у младших школьников 14
1.3. Теоретические основания для создания педагогических условий, обеспечивающих развитие учебной рефлексии у младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА
ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Изучение особенностей учебной рефлексии младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Характеристика условий, обеспечивающих развитие учебной рефлексии у младших школьников 49
2.3. Итоги работы по теме исследования59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие о рефлексии в психолого-педагогической литературе б
1.2. Специфика становления учебной рефлексии у младших школьников 14
1.3. Теоретические основания для создания педагогических условий, обеспечивающих развитие учебной рефлексии у младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА
ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Изучение особенностей учебной рефлексии младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Характеристика условий, обеспечивающих развитие учебной рефлексии у младших школьников 49
2.3. Итоги работы по теме исследования59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования. Главной ценностью образования на современном этапе является развитие у человека потребности и возможности выйти за пределы исследуемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование. В связи с этим возникает необходимость в формировании умений анализировать уровень личностного роста и собственной учебной деятельности. В соответствии с ФГОС в России целью современного образования становится воспитание личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию, а содержание образования ориентируется на осознание учащихся как субъектов образовательного процесса.
У младших школьников часто возникают трудности рефлексивного характера при осуществлении учебной деятельности. Отсутствие самопознания, умений анализировать свои мысли, беспристрастно оценивать свои возможности негативно влияют на процесс обучения.
Особое внимание к понятию «рефлексия» представителей различных отраслей научного знания детерминирована развитием общественной жизни, потребностью личности в понимании, оценке самой себя. Понятие «рефлексия» прослеживается уже в идеях Аристотеля и Платона, а затем в трудах таких философов, как Гегель, Р. Декарт, Д. Дидро, А. Лейбниц, Дж. Локк, Б.Спиноза, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг, в исследованиях современных философов и методологов (М. Бахтин, С. Гессе, В. Зинченко, Г. Щедровицкий), в теории аналитической и индивидуальной психологии (А. Адлер, В. Олпорт, С. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
С развитием тенденции гуманизации образования понятие «рефлексия» начало рассматриваться отечественными психологами и педагогами (Б. Ананьев, А. Бодалев, Л. Выготский, В. Вульфов, В. Давыдов, В. Загвязинский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Д. Эльконин). Для выяснения сущности рефлексивных умений считаем необходимым проанализировать понятие «рефлексия», рассмотреть некоторые подходы к исследованию феномена рефлексии. Этимологический и лексико-семантический анализ понятия «рефлексия» указывает на устойчивость содержания понятия, несмотря на его пяти вековую историю.
Объектом исследования является рефлексия младших школьников.
Предметом исследования являются условия, обеспечивающие развитие учебной рефлексии у младших школьников.
Цель данной работы состоит в обобщении подходов к определению и обоснование теоретического содержания понятия рефлексия как актуальной педагогической проблемы и выявлении условий развития учебной рефлексии у младших школьников для применения в образовательной практике.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение целого ряда задач.
1. Раскрыть сущность понятия рефлексии в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику специфике становления учебной рефлексии у младших школьников в составе учебной деятельности.
3. Описать педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников.
4. На основе педагогической диагностики разработать и апробировать условия, обеспечивающие развитие рефлексии учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы и эмпирические (в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛ
У младших школьников часто возникают трудности рефлексивного характера при осуществлении учебной деятельности. Отсутствие самопознания, умений анализировать свои мысли, беспристрастно оценивать свои возможности негативно влияют на процесс обучения.
Особое внимание к понятию «рефлексия» представителей различных отраслей научного знания детерминирована развитием общественной жизни, потребностью личности в понимании, оценке самой себя. Понятие «рефлексия» прослеживается уже в идеях Аристотеля и Платона, а затем в трудах таких философов, как Гегель, Р. Декарт, Д. Дидро, А. Лейбниц, Дж. Локк, Б.Спиноза, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг, в исследованиях современных философов и методологов (М. Бахтин, С. Гессе, В. Зинченко, Г. Щедровицкий), в теории аналитической и индивидуальной психологии (А. Адлер, В. Олпорт, С. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
С развитием тенденции гуманизации образования понятие «рефлексия» начало рассматриваться отечественными психологами и педагогами (Б. Ананьев, А. Бодалев, Л. Выготский, В. Вульфов, В. Давыдов, В. Загвязинский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Д. Эльконин). Для выяснения сущности рефлексивных умений считаем необходимым проанализировать понятие «рефлексия», рассмотреть некоторые подходы к исследованию феномена рефлексии. Этимологический и лексико-семантический анализ понятия «рефлексия» указывает на устойчивость содержания понятия, несмотря на его пяти вековую историю.
Объектом исследования является рефлексия младших школьников.
Предметом исследования являются условия, обеспечивающие развитие учебной рефлексии у младших школьников.
Цель данной работы состоит в обобщении подходов к определению и обоснование теоретического содержания понятия рефлексия как актуальной педагогической проблемы и выявлении условий развития учебной рефлексии у младших школьников для применения в образовательной практике.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение целого ряда задач.
1. Раскрыть сущность понятия рефлексии в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику специфике становления учебной рефлексии у младших школьников в составе учебной деятельности.
3. Описать педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников.
4. На основе педагогической диагностики разработать и апробировать условия, обеспечивающие развитие рефлексии учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы и эмпирические (в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛ
В результате написания данной работы была достигнута ее цель - обобщены подходы к определению и обосновано теоретическое содержание понятия рефлексия как актуальной педагогической проблемы и выявлены условия развития учебной рефлексии у младших школьников.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач.
1. Раскрыта сущность понятия рефлексии в психолого-педагогической литературе. 2. Дана характеристика специфике становления учебной рефлексии у младших школьников в составе учебной деятельности. 3. Описаны педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников. 4. Проведена опытно-поисковая работа по развитию учебной рефлексии у младших школьников. 5. Разработана и апробирована система работы учителя по развитию рефлексии учебной деятельности младших школьников.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы.
1. Под рефлексией понимается обращение индивида к его внутреннему миру, к опыту, мышлению, деятельности, переживаниям, то есть ко всему, что он видел, слышал, делал; основа самоидентификации человека; способность саморегуляции мышления осознавать собственное поведение и деятельность, то есть рефлексия выступает как контроль и самооценка; самопознание, направленное на отражение в сознании собственных конкретных способностей (умений, навыков).
2. Суть рефлексии обучающихся начальной школы заключается: в осознании того, что было сделано; в возможности задуматься над повышением качества работы; а в отношении учебной деятельности - в анализе собственного процесса учения. На этапе начального обучения младший школьник должен овладеть такими рефлексивными умениями учебной деятельности, как: самоконтроль (самоанализ и самокоррекция); самооценка.
3. Успешность обучения учащихся начальной школы определяется уровнем развития у них учебной рефлексии. Уровень развития рефлексии, в свою очередь, определяется уровнем развития контрольно-оценочных (ориентироваться на образец, осуществлять само- и взаимоконтроль, выражать оценочные суждения) умений и навыков.
4. Изучение особенностей учебной рефлексии младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы позволило выделить три группы младших школьников: у 1 обучающегося (5%) умения учебной рефлексии развиты в достаточной степени; умения учебной рефлексии недостаточно развиты у 17 испытуемых (85%); умения учебной рефлексии не развиты у 2 испытуемых (10%).
5. На основе проведенного исследования и анализа психолого-
педагогической литературы была разработана система работы учителя по развитию рефлексии учебной деятельности младших школьников. Развитие рефлексии учащихся начальной школы возможно при следующих педагогических условиях: обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия; педагогическое стимулирование самореализации в процессе исследовательской и игровой деятельности, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды; поэтапность включения школьников в творческую исследовательскую деятельность; соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности; применение разработанных форм, методов и средств обучения; соблюдение технологии проведения урока.
6. Проведенное повторное исследование показало положительную динамику в развитии учебной рефлексии младших школьников. Обучающиеся были поделены на две группы: в достаточной степени развиты умения учебной рефлексии у 4 обучающегося (20%) по сравнению с 1 обучающимся (5%) на начальном этапе опытной-поисковой работы; умения учебной рефлексии недостаточно развиты у 16 испытуемых (80%) по сравнению с 17 обучающимися (85%) на начальном этапе опытной- поисковой работы.
Таким образом, выделенные нами условия оказались эффективными.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач.
1. Раскрыта сущность понятия рефлексии в психолого-педагогической литературе. 2. Дана характеристика специфике становления учебной рефлексии у младших школьников в составе учебной деятельности. 3. Описаны педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников. 4. Проведена опытно-поисковая работа по развитию учебной рефлексии у младших школьников. 5. Разработана и апробирована система работы учителя по развитию рефлексии учебной деятельности младших школьников.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы.
1. Под рефлексией понимается обращение индивида к его внутреннему миру, к опыту, мышлению, деятельности, переживаниям, то есть ко всему, что он видел, слышал, делал; основа самоидентификации человека; способность саморегуляции мышления осознавать собственное поведение и деятельность, то есть рефлексия выступает как контроль и самооценка; самопознание, направленное на отражение в сознании собственных конкретных способностей (умений, навыков).
2. Суть рефлексии обучающихся начальной школы заключается: в осознании того, что было сделано; в возможности задуматься над повышением качества работы; а в отношении учебной деятельности - в анализе собственного процесса учения. На этапе начального обучения младший школьник должен овладеть такими рефлексивными умениями учебной деятельности, как: самоконтроль (самоанализ и самокоррекция); самооценка.
3. Успешность обучения учащихся начальной школы определяется уровнем развития у них учебной рефлексии. Уровень развития рефлексии, в свою очередь, определяется уровнем развития контрольно-оценочных (ориентироваться на образец, осуществлять само- и взаимоконтроль, выражать оценочные суждения) умений и навыков.
4. Изучение особенностей учебной рефлексии младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы позволило выделить три группы младших школьников: у 1 обучающегося (5%) умения учебной рефлексии развиты в достаточной степени; умения учебной рефлексии недостаточно развиты у 17 испытуемых (85%); умения учебной рефлексии не развиты у 2 испытуемых (10%).
5. На основе проведенного исследования и анализа психолого-
педагогической литературы была разработана система работы учителя по развитию рефлексии учебной деятельности младших школьников. Развитие рефлексии учащихся начальной школы возможно при следующих педагогических условиях: обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия; педагогическое стимулирование самореализации в процессе исследовательской и игровой деятельности, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды; поэтапность включения школьников в творческую исследовательскую деятельность; соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности; применение разработанных форм, методов и средств обучения; соблюдение технологии проведения урока.
6. Проведенное повторное исследование показало положительную динамику в развитии учебной рефлексии младших школьников. Обучающиеся были поделены на две группы: в достаточной степени развиты умения учебной рефлексии у 4 обучающегося (20%) по сравнению с 1 обучающимся (5%) на начальном этапе опытной-поисковой работы; умения учебной рефлексии недостаточно развиты у 16 испытуемых (80%) по сравнению с 17 обучающимися (85%) на начальном этапе опытной- поисковой работы.
Таким образом, выделенные нами условия оказались эффективными.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия развития
учебной рефлексии младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Условия развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Условия развития эмоциональной саморегуляции у младших
школьников средствами куклотерапии
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



