Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №96986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Анализ литературы по проблеме патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности патриотического воспитания
у младших школьников 13
1.3. Возможности внеурочной деятельности
в воспитании патриотизма у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
2.1. Изучение патриотических представлений и качеств
у младших школьников 37
2.2. Организация внеурочной деятельности,
направленной на воспитание патриотических качеств
у младших школьников 47
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У обучающихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Подтверждение значимости патриотического воспитания отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [51, с.31]. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Эта же идея заложена в ФГОС второго поколения и раскрывается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [14, с.29]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях патриотического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью [30].
Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: патриотического, нравственного, эстетического. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Данный возраст характеризуется высокой восприимчивостью воздействий из вне, верой в истинность только изучаемого, проговариваемого, в непреложность и значимость нравственных общепризнанных мерок.
Основам патриотического воспитания посвящены труды многих исследователей: М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С. Соловьёва, И. Ильина и др. Во всех трудах подчёркивалось особенная важность воспитания в ребенке любви к Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре и ее традициям.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». А.С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» [4, с.192].
Ценностно-смысловые установки сегодня являются одним из личностных результатов образования уже в начальной школе. Они отражают личностные качества школьников и их индивидуально-личностные позиции [50]. Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма, а в юношеском возрасте молодые люди смогут выстраивать для себя определённую систему нравственных ценностей, взглядов на жизнь.
Большой потенциал в патриотическом воспитании заключён во внеурочной деятельности учеников в начальной школе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности, нацелены на патриотическое воспитание: духовно-нравственное, общекультурное, обще интеллектуальное, социальное.
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических качества. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике уровень патриотического воспитания у младше школьников, организовать внеурочную деятельность и провести сравнительный анализ, направленный на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной целине необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по вопросу патриотического воспитания в педагогике и выделить особенности патриотического воспитания младших школьников.
2. Раскрыть возможности внеурочной деятельности в патриотическом воспитании у младших школьников.
3. Провести педагогическую диагностику патриотических представлений и качеств у младших школьников.
4. Описать формы внеурочной деятельности, направленные на воспитание патриотических качеств у младших школьников.
5. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение; опрос).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в не посредственной практике педагогов для патриотического воспитания младших школьников в процессе в неурочной деятельности, а также для организации досуговой деятельности в начальных классах.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Патриотическое воспитание всегда было актуально, несмотря на то, что воспитание патриотизма достаточно разная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно опытные педагогические кадры. Школа является одним из самых важных институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый знания для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств, в том числе патриотизма, и роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.
Патриотизм - это чувство гордости за отечество, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну крепче, краше, богаче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами.
Патриотическое воспитание - это систематическая деятельность по организации и развитию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности и преданности своему Отечеству и Родине, готовность к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей. Период младшего школьного возраста в силу своего психического развития, является благоприятным для воспитания патриотизма и патриотических чувств, так как на данном периоде своего развития ребенок пока еще отвечает доверием к взрослому, ему присуща внушаемость, подражательность, искренность чувств и эмоциональная отзывчивость. Все знания и впечатления, пережитые в детстве, навсегда остаются с человеком.
Анализ современной литературы, посвященной патриотическому воспитанию, позволяет сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной, ей стоит уделять особое внимание в образовательном процессе. Что касается внеурочной деятельности, то стоит отметить, что данное время обладает определенным потенциалом общественных ценностей, с помощью которого можно реализовать патриотическое воспитание. Самые распространенные формы проведения патриотических мероприятий: экскурсии, кружки, походы и т.п. являются интересными моментами для школьников и с помощью которых можно привлечь их к активному участию во всех мероприятиях.
Внеурочная деятельность обладает большими возможностями для патриотического воспитания младших школьников. Материал, изучаемый на внеклассных занятиях, оказывает сильное воспитательное воздействие на учеников. У школьников формируются знания истории русской культуры, развития страны, представления о понятиях и нравственном поведении. Следовательно, формируется гордость за своё Отечество, а также расширяется кругозор и словарный запас.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность с целью формирования патриотического мировоззрения, гражданской позиции, развития чувства гордости за своё отечество в младшем школьном возрасте. Задачи, поставленные в исследовании, выполнены:
1) Дана характеристика исследуемых понятий патриотического воспитания в педагогике;
2) Изучена и проанализирована психолого-педагогическая
литература по изучаемой проблеме;
3) Выявлены эффективные формы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности;
4) Проанализирован уровень патриотическому воспитанию младших школьников;
5) Организованна внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников;
6) Обобщены и проанализированы полученные результаты исследовательской работы.
Многообразны средства и методы, которые используются для достижения результатов: беседа, рассказ, дискуссия, работа с книгой; исследовательский метод, показ картин, карт; метод художественного исполнительства, конкурсы, экскурсии, праздник, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций; деятельность по охране природы, общественно полезная деятельность.
На основе определения понятия «патриотическое воспитание» и выявленных структурных компонентов были определены показатели патриотической воспитанности:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- поведенческий.
По итогам проведенного комплекса занятий повысился уровень патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста. Сопоставляя результаты двух исследований можно сказать, что все три компонента выросли после комплекса занятий по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание учеников выросло на 45%.
• Когнитивный компонент вырос на 18% (с 49% до 67%).
• Эмоциональный компонент вырос на 19% (с 53% до 72%).
• Поведенческий компонент вырос на 8% (с 66% до 70%).
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что понятие патриотизм в разные периоды развития общества рассматривался по-разному, тем не менее, всегда остается значимым для человечества качеством. Сегодня как никогда ясно, что без патриотического воспитания у растущего поколения ни в экономике, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свой духовно-нравственный стержень - любовь к Отечеству, к своей Родине.
По итогам результатов исследования можно сделать общий вывод о том, что проведенная нами работа полностью себя оправдала, потому что после проведенных нами внеклассных мероприятий заметно повышается уровень патриотических представлений не только о стране, но и о Родине в целом. Дети осознают всю прелесть и богатство природы, тем самым чувство любви к Родине и к своим родным и близким становятся сильнее.



1. Агапова, И.А. Мы - патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: / И.А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 368 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст]: / В. Г. Асеев. - М.: Просвещение, 1976. - 375с.
3. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. в 13-т. [Текст]: / Н.Ф. Бельчиков. - М.: АН СССР, 1954. - 676 с.
4. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст]: / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М.: 2006. - 192с.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]: / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. -152с.
6. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе
[Текст]: / Н. И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
7. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст]: / Е.Н.Бородина. - М.: Екатеринбург, 2016. - 115 с.
8. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы [Текст]: / А. А. Волчкова, С. Н. Пищулин. - М.: Монография, 2003, - 226 с.
9. Вырщиков А.Н., Служение Отечеству как смысл Российского патриотизма [Текст]: / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - М.: Волгоград 2005, - 167 с.
10. Вырщиков, А. Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен [Текст]: / С.В. Дармодехина, А.К. Быкова. - М.: Гос., 2007. - 328 с.
11. Гусева, Т. В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира [Текст]: / Т.В. Гусева. - М.: Начальная школа, 2011. - 54 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]: / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
13. Загвязинский В.И., Педагогический словарь [Текст]: / И.В. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Струкова. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
14. Иманбекова, Ш.К. Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций [Текст]: / Ш.К. Иманбекова. - М.: Молодой ученый. - 2016. - 806 с.
15. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание младших
школьников [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/patrioticheskoevospitanie-uchascheysya-molodezhi-v-sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 22.11.2018).
16. Константинов. Ю. С. Сборник официальных документов по детскоюношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи [Текст]: / Ю. С. Константинов. - М.: 1999. - 379 с.
17. Крумова, А.А. Значение внеурочной деятельности в воспитании младших школьников [Текст]: / А. А. Крумова, Г. Н. Мусс // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 55 с.
18. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века [Текст]: / П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2007. - 141 с.
19. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие [Текст]: / С.В. Смульский. - М.: РАГС, 2010. - 170 с.
20. Маврин, С. А. Понятие целостности воспитания и его развитие в
современной педагогической науке [Текст]: / С.А. Маврин., Е.В.
Бурмистрова. - М.: Просвещение, 1997, - 266 с.
21. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст]: / Н.В. Мазыкина. - М.: Воспитание школьников - №6, 2002, С. 153.
22. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст]: / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение,1976. - 183 с.
23. Мальковская, Т.Н. Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся [Текст]: / Т.Н. Мальковская. - М.: АПН СССР, НИИ / Российская государственная библиотека. 2008. - 165 с.
24. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников
в контексте национально-регионального компонента начального общего образования [Текст]: / Т. М. Маслова. - М.: Академия, 2007. - 147 с.
25. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. - М.: Просвещ., 1984. - 256 с.
26. Мухарева, Л.Д. Дополнительное образование и воспитание [Текст]: / Л. Д. Мухарева // Научно-методический журнал. - 2007. - №7. - С.45.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
28. Научная статья «Развитие патриотизма у младших школьников во
внеурочной деятельности». [Электронный ресурс] // URL:
ййр8://т1Ьигок.ги/паисЬпауа-81а1уа-гагуй1е-ра1гюЙ7ша-и-ш1аЙ8ЫЙ8Ько1шкоу-уо-упеигосЬпоу-йеуа1е1по8Й- 1732683.html
(дата обращения: 22.11.2018).
29. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
[Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 97368 (дата обращения:
21.10.2018).
30. Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст]: / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
31. О государственной программе [Текст]: / Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. - М.: Академия, 2001. - 3 с.
32. Ожегова, С.И. Словарь русского языка [Текст]: / С. И. Ожегова. - М.: Просвещение, 2005. - 247 с.
33. Петровский, А.В. Психология и педагогика [Текст]: / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Высш. шк., 2001. - 512 с.
34. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]: дис. д-ра пед. наук : 06.00.03 / В.В. Пионтковский ; М.: Якутск, 2006. - 62 с.
35. Подгорнова, С.В. Культур ориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Подгорнова, Л.М. Ванюшкина. - М.: СПбАППО, 2011. - 113 с.
36. Райхлина Е. Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи [Текст]: / Е.Л. Райхлина. - М.: Воспитание школьников. - 2009. - 26 с.
37. Сейненский, А.Е. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: / А.Е. Сейненский. - М.: Просвещение, 2003.
38. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. - М.: Академия, 2012. - 496 с.
39. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско-
патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст]: / И. В. Следзевский // Журнал школьника. - 2007. - №1. - С. 25.
40. Советова, Е. В. Система воспитательной работы в школе [Текст]: / Е. В Советова., О. В. Шувалова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
41. Сокинина, А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников [Текст]: / А.А. Сокинина. - М.: Начальная школа. - 2013. - 50 с.
42. Степанов, П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе [Текст]: / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 96 с.
43. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
44. Сухомлинский, В.А. Родина - в сердце твоём [Электронный
ресурс] //
URL: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-
tematika/all/2013/09/13/vasukhomlinskiy-rodina-v-serdtse-tvoyom
(дата обращения: 25.10.2018).
45. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского
образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст]:/ Т.Б. Табарданова, Е.В. Федотова, И.В. Скворцова. - М.:
Димитровград: УИПКПРО, 2013. - 63 с.
46. Тоболкина, И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания [Текст]: / И. Н. Тоболкина. - М.: Одаренный ребенок. - 2009. - 48 с.
47. Устинова, Л.А. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст]: / Л.А Устинова. - М.: Просвещение, 2012. - 512 с.
48. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11-т [Текст]: / К. Д. Ушинский, А.М. Еголина. - М.: Академия педагогических наук, 1948. - 655 с.
49. ФГОС НОО (2015) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/55170507/(дата обращения: 29.10.2018).
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
51. Циулина, М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды [Текст]: / М. Циулина. - М.: Воспитание, 2013. - 24 с.
52. Шарль Монтескье Библиотека для студента [Электронный
ресурс] // URL: http://www.plib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov111.html
(дата обращения: 01.11.2018).
53. Шацкий, С.Т. Школа для детей или дети для школы
[Электронный ресурс]// URL:
https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/galag/33.php(дата обращения: 11.11.2018).
54. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст]: / Н.Е. Щуркова. - М: Центр, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ