ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 7
1.1. Формирование нравственных представлений детей как
педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности народной педагогики в формировании нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 39
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Содержание работы по формированию нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание нравственных норм, значимости института семьи, духовных ценностей, что затрудняет процесс нравственного становления детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание способствует формированию гармоничной личности, осознающей моральные нормы и ценности, определяющие основу отношений между людьми в обществе. Современное состояние российского общества ставит перед учебными заведениями ряд неотложных задач, направленных на воспитание у подрастающего поколения уважения к истории и традициям своего народа, формирование нравственности.
В общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Исследование нравственного воспитания имеет историческую основу. Идея нравственного совершенства человека как основа воспитания гражданина находила отражение в трудах философов (Аристотель, Демокрит, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А Бердяев, В.С. Мухина), психологов (И. Герберт, Л.С. Выготский, Л.Н. Толстой, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская) и педагогов (Я.А. Каменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Л.Д. Громова, Б.Т. Лихачев, О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, М.А. Бесова).
Наиболее благоприятным периодом для формирования и развития нравственных представлений является дошкольный возраст, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного восприятия действительности. Именно в этом возрасте имеет значение процесс формирования нравственных представлений, накопление знаний о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. Поэтому необходимо организовать целенаправленную работу педагогов над разъяснением и раскрытием таких понятий как нравственные нормы, нравственные отношения человека к обществу, труду, к окружающим его людям и самому себе. Как считали выдающиеся педагоги (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец), именно дошкольный возраст является приоритетным в формировании нравственных представлений.
Приоритетную роль в формировании нравственных представлений играет народная педагогика. Идеи народной педагогики, любви к родине красной нитью проходят во всех жанрах фольклора. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились неповторимые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с былинами, поговорками, сказками, пословицами, мы приобщаем их к национальным и общечеловеческим ценностям. Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Но стоит отметить, что произведения фольклора недостаточно используется педагогами дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, возникает противоречие между значимостью формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе фольклора для их формирования.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора».
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса мероприятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «нравственные представления» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности народной педагогики в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции духовно-нравственного развития и воспитания (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), положения педагогов - психологов, изучающих вопросы формирования нравственных представлений (И.Ф. Харламов, Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович), теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.Л. Божинская), теории и методики воспитания (С.Г. Карпенчук, Л.В. Омельяненко, А.И. Кузьминский, У.Б. Ибрагимова, Р.Т. Мейрбекова, Г.А. Умирзахова), современные проблемы воспитания (А.П. Орлова).
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, педагогическое проектирование.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на материале фольклора, способствующее формированию нравственных представлений, повышению качественному уровню их сформированности.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей города Тавда Свердловской области. В исследовании приняли участие 19 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 59 наименований издания, приложения.
На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В настоящее время от реализации задач духовно-нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и
целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах детского сада.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [4]. Один из этапов нравственного воспитания - это формирование нравственных представлений. Нравственные представления - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой [3].
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в нравственном становлении личности. Именно в старшем дошкольном возрасте возникают такие предпосылки, которые позволяют эффективно заниматься нравственным воспитанием. У дошкольников активно осваиваются нормы морали, формируются нравственные привычки, чувства, отношения, нравственные представления о моральных ценностях.
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогает выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
В работе определены показатели сформированности нравственных представлений с учетом выделенных компонентов нравственного развития (нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение):
- когнитивный,
- эмоционально-мотивационный,
- поведенческий.
Для определения уровней сформированности выделенных показателей были использованы следующие методики:
- методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ» [51];
- методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Сюжетные картинки» [51];
- методика О.С.Богдановой и И.А.Каирова [42].
Анализ результатов выполнения диагностических заданий показал, что восемь детей обладают высоким уровнем сформированности нравственных представлений (42%), у шести детей (32%) выявлен средний уровень сформированности нравственных представлений и у пяти детей низкий уровень сформированности нравственных представлений (26%).
На основе полученных результатов был разработан план совместной работы с родителями, комплекс мероприятий для занятий с детьми и созданы направления в работе по оформлению художественно-эстетической среды по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
В нашей работе для формирования когнитивного показателя применялись следующие методы: метод организации деятельности, коллективная игра, разновидности словесного метода: разъяснение, беседа; метод доверительного взаимодействия (общение, обсуждение). В рамках формирования данного показателя были использованы такие педагогические средства как: художественные средства (сказки, поговорки, пословицы, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок), игры, тематические занятия на их основе, игровые ситуации.
Для формирования эмоционально-мотивационного показателя применялись следующие методы: чтение и просмотр сказок, театрализация сказок, продуктивный метод, пример, упражнение, создание проблемных ситуаций. Также были применены такие педагогические средства как: художественные средства - сказки, потешки, прибаутки, частушки, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок, русские народные праздники («Успение», «Зимние Святки», «Колядки», «Рождество», «Масленица», «Пасха»), игровые ситуации, игры с использованием мимики и пантомимики.
Для формирования поведенческого показателя использовались следующие методы: приучение, упражнение, руководство деятельностью, пример взрослого и детей, пример положительных героев былин и сказок, поощрение. В работе по формированию данного показателя применялись следующие педагогические средства: тематические занятия на основе русских народных сказок, игровые ситуации с использованием пословиц и поговорок, поручения коллективного характера.
1. Аникин, В.М. Устное народное творчество [Текст] / В.М. Аникин. - М.: Академия, 2013. - 752 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. — Минск : Изд-во Университетское, 1990. — 500 с.
3. Антилогова, Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.spf.kesu.ru/
portal/psy2002/1.8.shtml (дата обращения: 20.04.2018).
4. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. - 2008 - №4 - С. 78-80.
5. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. - М. : Просвещение, 1979. - 301 с.
6. Байчорова, С.Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С.Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. - Карачаевск, 2005. - С. 28-30.
7. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2013. - 151 с. 5.
8. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. - М. : Просвещение, 2013. - 213 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологические исследования) / Л.И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.
10. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических
учебных заведений 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.
11. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
12. Буре, Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 5. - С. 16-17.
13. Ващенко, Г.Г. Воспитательный идеал. Учебник для педагогов, воспитателей молодежи и родителей. — 3-е изд. — Полтава, 1994. — Т. 1. — 191 с.
14. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] / В. П. Ватаман. - СПб. : Детство, 2012. - 311 с.
15. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 33-35.
16. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
17. Володева, А.А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Володева // Педагогические науки: журнал. - 2014. - № 6. - С. 27-29.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.-480 с.
19. Герасимова, Л.Н. Озарение. Программа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Н. Герасимова. - Казань : ВЛАДОС,
2012. - 291с.
20. Гладких, Л.П. Воспитание сказкой [Текст] / Л.П. Гладких. - СПб. : Мир детской литературы, 2012. - 294 с.
21. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. -М.: Русский язык, 1980 Т-3, 555 с.
22. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. I М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
23. Дмитриева, И.Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 7. - С. 50-54.
24. Зимина, И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И.К. Зимина / Дошкольное воспитание, 2005. - № 5. - С. 11-15.
25. Ибрагимова, У.Б., Мейрбекова Р.Т., Умирзахова Г.А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1 - С. 8-12
26. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - М. : Флинта: Наука, 2012. - 320 с.
27. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. - М. : Просвещение, 2013. - 301 с.
28. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание.- 2001. - № 9. - С. 98-101
29. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. Сл. И примеч.: А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. - М.: Правда, 1991. - 496 с.
30. Князева, О.А., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство-Пресс, 2010.—304 с: ил.
31. Куприна, Л.С., Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Маркеева, О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 304 с.
32. Лескина, И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 79-86.
33. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Академия, 1972. - 195 с.
34. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: специальный курс - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. - 551 с.
35. Ломбина, Т.Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников [Текст] / Т.Н. Ломбина // Психолог в детском саду. - 2012. - №2. - С. 68-88.
36. Майская, Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст] / Т.Н. Майская // Сборник статей и тезисов / под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск : КИРА,
2013. - 444 с.
37. Макеева, И.П., Чуракова, М.Д., Хорева, Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000», 2002. - 20 с.
38. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / В.В. Малова. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 207 с.
39. Маркушева, М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Маркушева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3. С. 20-23.
40. Маркушева, М.Е. Формирование нравственных представлений ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : методическая разработка / М.Е. Маркушева. - М.: РОНО, - 2011. - № 10.
41. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1975.-239с.
42. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1979. - 290 с.
43. Педагогическая энциклопедия. М., Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999. - 669 с.
44. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно- метод. Пособие / Под. Ред. Т.В. Волосовец, - М.: В.Секачев, 2002. - 256с.
45. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -- М.: НМЦ СПО.С.М. Вишнякова, 1999.-538 с.
46. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11-18.
47. Российская педагогическая энциклопедия // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/russpenc/13.php(дата обращения: 25.04.2018).
48. Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-74.
49. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Минск: Народная асвета, 1981. - 288 с. 40.
50. Треннева, Г.М. Фольклор и народное слово [Текст] / Г.М. Треннева, К. Е. Корепова. - М. : Просвещение, 2013. - 393 с.
51. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской
психологии. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - С. 97-98.
52. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2004. - 576 с.
53. Фархшатова, И.А., Давлетова, М.С. Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет [Текст] / И.А. Фархшатова, М. С. Давлетова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 168-172.
54. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ. Режим доступа:http://www.consultant.ru(дата обращения: 20.03.2018).
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
56. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.
57. Широких, О.Б. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций у дошкольников [Текст] / О.Б. Широких, Н.В. Космачева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 42-46.
58. Якобсон, С.Г., Щур, В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм [Текст]: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М., 1977. - 108 с.
59. Якунина, И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И.В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19-21.