ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «творческое развитие» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности творческого развития детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Изобразительная деятельность как средство творческого развития
детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностическое исследование творческого развития детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности на констатирующем этапе проектировочной работы 28
2.2. Содержание проектировочной работы по творческому развитию детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политики, является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, и разделяющего традиционные ценности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) важной задачей является «развитие творческих способностей детей, приобщение к изобразительному искусству, художественно-творческой компетентности детей» [53, с. 5]. Также важными задачами являются формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, эстетических, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, и формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет творческое развитие.
В нашем исследовании под творческим развитием детей старшего дошкольного возраста мы понимаем процесс, одним из направлений которого является развитие творческих способностей, то есть совокупности психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их целенаправленно не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно¬волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Появляется оценочное отношение к себе и другим. Дошкольники умеют обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объектом исследования является процесс творческого развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Предметом исследования является комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «творческое развитие»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
творческого развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в процессе творческого развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Уточнить показатели творческого развития детей, подобрать диагностические задания и провести диагностику по определению уровней творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
5. В ходе проектировочной работы разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, А.И. Савенков); теоретические положения о роли изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребенка (И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Т.Г. Казакова, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, О.М. Дьяченко, Г.Г. Григорьева).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по творческому развитию детей.
База проектировочной работы: Екатеринбургское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 587 (МАДОУ ЦРР - детский сад № 587). В проектировочной работе приняло участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Проектировочная работа по творческому развитию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме творческого развития детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста; разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами показателей творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема развития творческой личности, одним из центральных направлений творческого развития является развитие творческих способностей. Изученный теоретический материал следующих авторов Т.С. Комарова, Б.М. Теплов, Т.Г. Казакова, А.И. Савенков, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Н.В.Кондратьева, О.М. Дьяченко и др. и проделанная проектировочная работа, позволили сделать следующие выводы:
1. Творческое развитие - это процесс, одним из направлений которого является развитие творческих способностей, т.е. совокупности психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно- творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание «детьми нового, субъективно и объективно значимого продукта деятельности, в ходе которого реализуется их художественный потенциал и ранее ими усвоенный изобразительный, познавательный, эмоциональный и социальный опыт для отображения своих представлений, впечатлений, отношения к окружающему миру» [46, с. 8].
Результатом процесса развития творческих способностей можно считать развитость творческих способностей в единстве следующих показателей (по А.И. Савенкову): продуктивность мышления, проявляющаяся в способности вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на заданную тему; оригинальность мышления, проявляющаяся в способности выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных; гибкость решения, проявляющаяся в способности легко и быстро находить новые решения, устанавливать необычные ассоциативные связи; разработка идей, проявляющаяся в способности внедрять идеи в продукты творчества, детализировать выполненный продукт творчества, наполнить продукт творчества интересными подробностями.
2. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческих способностей. Особенности восприятия и мышления необходимо учитывать при формировании умения действовать в своей работе не шаблонно (оригинальность мышления). Особенности активного использования творческого потенциала в своей работе (продуктивность мышления), особенности самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную реальность, а затем и к творческой инициативе (гибкость решения), особенности изменений, затрагивающих все сферы жизнедеятельности ребенка (разработка идей) - все это необходимо учитывать при выборе тематики изобразительной деятельности.
Роль детского сада в процессе творческого развития огромна. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для творческого развития.
3. Педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Она направлена на выявление уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по заданным показателям, а именно: продуктивность мышления, оригинальность мышления, гибкость решения и разработка идей.
Количественный и качественный анализ результатов проведенной диагностики показал, что:
- больше половины детей имеют высокий уровень творческого развития, трое детей имеют средний уровень творческого развития, но демонстрируют потенциал к нему, и только один ребенок имеет низкий уровень творческого развития;
- для поднятия уровня творческого развития детей необходима дополнительная работа.
4. Изобразительная деятельность является эффективным средством творческого развития детей старшего дошкольного возраста. С помощью изобразительной деятельности у детей формируется алгоритм действий в выражении своих идей.
Изобразительная деятельность, направленная на творческое развитие дошкольников, может быть разнообразной по виду, типу, продолжительности, условиям и результатам. В ходе изобразительной деятельности у ребенка происходит удовлетворение потребности в продуктивной творческой изобразительной деятельности; активно проявляется творческий потенциал (продуктивность мышления); развивается умение действовать не по шаблону (оригинальность мышления); происходит совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта (гибкость решения); совершенствуется самовыражение, развивается эмоциональная сфера (разработка идей).
5. В ходе проектировочной работы нами был разработан комплекс занятий по изобразительной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач творческого развития. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения, а также разработанные нами игровые дидактические задания (смотреть приложение 1 и 2) и книжка-малышка по всем темам комплекса.
Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечит положительный результат в развитии показателей творческих способностей.
1. Байназарова, Т. Б. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников [Текст] / Т. Б. Байназарова, А. Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 77-80.
2. Барташникова, И. А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7лет [Текст] / И. А. Барташникова. - Екатеринбург : Фалео, 1997. - 412 с.
3. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. - М. : Просвещение, 1977. - 344 с.
4. Богат, В. В. Развивать творческое мышление [Текст] / В. В. Богат // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. - С. 17-19.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2010. - 287 с.
6. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] /О. В. Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ», 2000. - 112 с.
7. Веккер, Л. М Психические процессы [Текст] / Л. М. Веккер // Воображение и психологическое время. - 1994. - № 4. - С. 62-71.
8. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]. В 6-ти т. Т. 6 / Л. С. Выготский. - М. : Наука, 1982. - 455 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2014. - 536 с.
11. Гаспарова, Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 20¬28.
12. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования [Текст] / Г. А. Глотова. - Екатеринбург, 2012. - 287 с.
13. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 1997. - 268 с.
14. Григорьева, Г. Г. Игровые технологии в системе субъектно-ориентированного образования детей в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева // Сборник Материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2013. - № 2.
15. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. - 197 с.
...