Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №98396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «творческие способности» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности творческого развития детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности продуктивных видов деятельности в развитии творческих
способностей 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностическое исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно - поисковой работы 33
2.2. Формирующий этап развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


Творчество и творческие способности это не новый объект исследования. Он привлекает внимание мыслителей всех эпох.
В настоящее время, в век техники и научного прогресса, проблема творчества стала настолько актуальной, что ее можно отнести к «проблемам века». Ни у кого не вызывает сомнения то, что прогресс цивилизации зависит от людей, способных к творчеству. В «Законе об образовании в РФ» ст. 77 [56], акцентируется внимание на организацию получения образования лицами, про-явившими выдающиеся способности, в частности, творческие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, включает в себя содержание пяти образовательных областей. В содержательной области «Познавательное развитие» предполагается, в частности, «развитие воображения и творческой активности», а в содержательную область «Художественно -эстетическое развитие» внесена «реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно -модельной, музыкальной и др.)» [55]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о «готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности ребенка» [28].
Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Особыми возможностями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста обладает продуктивная деятельность. В дошкольном возрасте к продуктивным видам деятельности относятся рисование, лепка, аппликация, конструирование. Именно благодаря этим видам деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности детей проявляются наиболее ярко.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике свидетельствует о недостаточности методических разработок по организации творческой деятельности дошкольников. Всё вышесказанное определило выбор темы работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и провести в опытно - поисковой работе комплекс занятий продуктивными видами деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий продуктивными видами деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе литературных источников проанализировать содержание понятия «творческие способности»;
2) Выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
3) Раскрыть возможности занятий продуктивными видами деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4) На констатирующем этапе опытно -поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
5) Разработать и провести комплекс занятий по различным видам продуктивной деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования: наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.С. Вы-готский, В.Ф. Батюшков, Д.Б. Богоявленская, В.А. Левин, Н.В. Шайдурова, И.А. Лыкова, Н.В. Микляева, В.И. Волынкин, А.И. Савенков, Е.М. Торшилова, Н.Ю. Венгер, А.А. Мелик-Пашаев, Н.В. Дубровская, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Е.П. Торренс, Н. Роджерс, М. Дешар, С. Швейк, В.Х. Джин, и другие.
Методические подходы к развитию творческих способностей описаны в образовательных программах: «На крыльях детства» (под редакцией Н.В. Микляевой), «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой), «Образование для процветания» (под руководством Т.С. Комаровой), «Развитие» (под редакцией Л.А. Венгера).
В данной выпускной квалификационной работе применяются следующие методы научно-педагогического исследования:
1) Теоретическое изучение и анализ педагогической, научно -
методической литературы;
2) Педагогическое наблюдение;
3) Диагностика и творчески развивающие задания;
4) Изучение продуктов детского творчества;
5) Беседа;
6) Качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах и диаграммах.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР д/с №587 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 16 детей подготовительной группы №11.
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 61 источник литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое и практическое исследование подтвердило актуальность выбранной темы. Современному обществу необходимы творчески мыслящие люди, и воспитание творческой личности должно начинаться с детства.
Значительными возможностями для развития творческих способностей обладают дошкольные образовательные организации. Грамотная организация детского творчества приводит к развитию творческих способностей личности, что в дальнейшем поможет ей в успешной самореализации в жизни. Дошкольное образование обязано ориентироваться на реализацию образовательных стандартов и руководствоваться стандартизированными программами и критериями обучения и воспитания. В то же время здесь всегда есть возможность организовать работу по развитию творческих способностей дошкольников, особенно в старшей и подготовительной группах.
Поэтому для организации занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо было раскрыть сущность понятия «творческие способности» и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.
В данной работе мы опирались на определение, данное в педагогической энциклопедии, где В.В. Давыдов определяет как «способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца» [18].
Особенность творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в следующем: субъективная новизна продукта деятельности; ребенок не может критически оценить свой замысел.
Теоретически обосновано следующее: основой творческой личности является творческое воображение, и такие компоненты как оригинальность, разработанность содержания изображения и самостоятельность. Развивая творческие способности, мы формируем творческую личность в целом.
Диагностика развития творческих способностей мы провели по методике Н.В. Шайдуровой, применяя в диагностических заданиях тесты И.П. Торренса. После проведения констатирующего этапа опытно -поисковой работы была разработана комплекс занятий, направленный на развитие творческих способностей.
В содержания занятий введены следующие компоненты, способствующие развитию творческих способностей:
1. Использование моделирующих заданий, развивающих воображение на наглядно-образном уровне (планирование деятельности, продумывание и проговаривание способов изготовления).
2. Опора на жизненный и художественный опыт детей.
3. Предоставление детям свободы: в выборе объектов деятельности.
4. Включение в качестве структурного компонента на заключительных этапах урока игр, направленных на развитие творческих способностей.
В опытно-поисковой работе нами выявлено воздействие занятий продуктивными видами деятельности по лепке на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В целом, мы пришли к выводу, что занятия по продуктивной деятельностью, в частности, лепке, формируют у детей способность нестандартно мыслить, это продуктивный способ развития у них творческих способностей.



1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - М.: Казанский университет, 2014. - 567 с.
2. Аристотель Этика. Эстетика. Поэтика. [Текст] / Аристотель - М.: АСТ, 2011. - 1280 с.
3. Батюшков, Ф. Д. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 2010.
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 2008 г. -504с.
5. Бердяев, Н. А. «Смысл творчества. Опыт оправдании человека» [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И.Сахарова, 1989. - 200 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству. [Текст] / Д. Б. Богоявленская - М.: Знание, 2013. - 350 с.
7. Брушлинский, А. В. Субъект: Мышление, учение, воображение. [Текст] / А. В. Брушлинский. - М.: 1996
8. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей
детей младшего школьного возраста: учебно -методическое пособие для студентов начального образования. [Текст] / И. С. Бухарова. -М.: Урал. гос.
пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 106 с.
9. Ван'т Хал, Д Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье [Текст] / Д. Ван'т Хал. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 320 с.
10. Венгер, Л. А. Педагогика способностей. [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 2007. - 96 с.,
11. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / В.А.Ветлугина. М.: Просвещение, 2005.
12. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. [Текст] / В. И. Волынкин. - Ростов н /Д: Феникс, 2007г. — 441с
13. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. [Текст] / А. С. Воронин - Е: УГТУ-УПИ, 2006. - 35 с.
14. Вудвортс, Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова. [Текст] / Р. Вудвортс - М.: 2009. - 255 с.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л. С. Выготский - М.: Просвещение, 2012. - 93 с.
16. Голованова, И. Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф.дисс. канд.пед.наук. / И. Л. Голованова ; М., 2015. - 114 с.
17. Гоми, Т. Истории. Альбом для развития креативности [Текст] / Т. Гоми; пер.с англ.Т.Беляевой.- М Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 368 с.
18. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. [Текст] / В. В. Давыдов - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 670с
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
20. Дешар, М. Давайте создадим шедевр [Текст] / М. Дешар. - М.: Махаон, 2016. - 224 с.
21. Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2009. - 2-е изд. - 656 с.
22. Казакова, Т. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности. [Текст] / Т. Г. Казакова. - М. МПГУ, 2006 - 84 с.
23. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. [Текст] / Т. Г. Казакова. М.: Просвещение, 2014
24. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г. М . Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
25. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. [Текст] / Т. С. Камарова. М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 168 с.
26. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: 2011. - 359 с.
27. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9 (сентябрь). - С. 106-110.
28. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авт. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.
29. Костер, Дж.Б. Растим художников. Преподавание искусства детям : пер с англ Джоан Буза Костер [Текст] / Дж. Б. Костер. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 436с.
30. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2010. - 352 с.
31. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2001.
32. Леонтьев, А. Н. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов - М.: Международная педагогическая академия. - 1994.
33. Леонтьев, Л. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - №1;
34. Лук, А. Н. Психология творчества [Т екст] / А. Н. Лук. - М.: Ака-демия, 2008. - 336 с.
35. Лыкова И. А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
36. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем» Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. [Текст] / И. А. Лыкова- М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 112 с.
37. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / В. Я. Ляудис - М.: Изд-во УРАО, 2000
38. Мелик -Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев - М.: Бином, 2014. - 160 с.
39. Мелик -Пашаев А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев - М.: Феникс -, 2006.- 112с.
40. Микляева Н. В. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Первоцветы», 2014 - 252 с.
41. На крыльях Детства: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ИД Карапуз, 2014.
42. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1280 с.
43. Образование для процветания : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Т. С. Комаровой ; Агентство стратегич. инициатив.
44. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов вузов / авт. - сост. В. И. Загвязинский [и др.] ; под ред. В. И.Загвязинского, А. Ф. Закировой. [Текст] - М. : Академия, 2008. - 352 с
45. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 352 с.
46. Пономарев, Я. А. Психология творчества. [Текст] Я. А. Пономарев/ М. : Издательство «Наука», 2005. - 314 с.
47. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. [Текст] / М.: Педагогика-Пресс, 1996
48. Развитие. Образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. - М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2016 г. 173 с.
49. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике [Текст] / Е.С. Рапацевич / М. : Современное слово, 2001. - 928с.
50. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. №1.
51. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. [Текст] / С. Д Смирнов - М.: Аспект Пресс, 1995
52. Смит, Д, Одаренный ребенок / Под ред.О.М. Дьяченко. [Текст] / Д. Смит - М., 1997 -
53. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. [Текст] / В. А. Сухомлинский - М.: Концептуал, 2016. - 320 с.
54. Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. - 2004. - № 2.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.
56. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года
57. Цалок, В.А., Творчество: Философский аспект проблемы. 1989
58. Шадриков, В. Д. Способности человека. М., 1998
59. Шайдурова Н. В. Диагностика художественно -творческого развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. пед. факультета. - Барнаул: БГПУ, 2005 - 193 с.
60. Шайдурова Н. В. Проблемы диагностики художественно-творческого развития детей дошкольного возраста // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы: Материалы научно - практической конференции, посвященной 80-тилетию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МИГУ (1921 - 2001). - М: МПГУ, 2001.
61. Швейк, С. Художественная мастерская для детей [Текст] / С. Швейк. - СПб.: Питер, 2014. - 144 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ