ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Самоконтроль в структуре учебной деятельности детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Становление самоконтроля у детей младшего школьного возраста
в процессе обучения 14
1.3. Педагогические средства развития самоконтроля у младших
школьников в учебной деятельности 18
1.4. Анализ учебно-методических комплексов для начальной школы
в контексте развития самоконтроля у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Изучение особенностей самоконтроля младших школьников
на начальном этапе опытно-поисковой работы 31
2.2. Обеспечение на уроках психолого-педагогических условий
для развития учебного самоконтроли у младших школьников 40
2.3. Итоги практической деятельности по теме исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
Проблема формирования и развития уровня самоконтроля учащихся, как составляющей контрольно-оценочной функции является одной из важных проблем становления учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Самоконтроль является основной частью любого вида деятельности человека и направлен на анализ поведения, то есть контроль собственных действий и воздействий [3]. Основным компонентом учебной деятельности обучающегося является действие самоконтроля, когда получаемые знания перерастают в результаты. Действия рефлексивно выявляются и оцениваются учеником самостоятельно по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действие самоконтроля должно осуществляться самостоятельно со стороны обучающегося на протяжении развития и становления учебной деятельности, не зависимо от контроля педагогом.
Согласно федерального образовательного стандарта начального общего образования формирование учебного самоконтроля является одним из планируемых метапредментных результатов обучения по основной образовательной программе начального общего образования, а именно у учащихся должно быть сформирование умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Актуальность темы исследования заключается в том, что с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, не только в учебной деятельности, но и в игре, труде. Организация педагогом учебной деятельности формирует у обучающихся умение самостоятельно ставить перед собой задачи такие как: планировать свою учебную деятельность, выбирать подходящие учебные действия для ее реализации, самостоятельно осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение адекватно оценить полученные результаты [2]. Появление и становление процесса самоконтроля означает, что структура учения наполняется всеми необходимыми компонентами. Происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что принято называть умением учиться.
Проблемой формирования самоконтроля у младших школьников занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Кабыльницкая, Г.А. Соболева, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др. В их трудах говорится, что в достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Результатом деятельности становится изменение самого обучающегося, уровня его развития, поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
В психолого-педагогическую литературе исследователей Б.Г. Ананьев, А.Я. Арет, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында, А.К. Маркова, Г.С. Никифоров и др. представлены различные подходы к пониманию учебного самоконтроля. Одни авторы рассматривают самоконтроль как качество именно личностное, другие считают, что самоконтроль является важнейшим компонентом в системе саморегуляции. Педагоги считают самоконтроль важнейшим учебным умением. В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей деятельности.
В целом, в научной литературе представлены психолого-педагогические разработки, в которых содержаться теоретические основы для формирования и развития учебного самоконтроля младших школьников.
Вместе с тем отмечается недостаток методических рекомендаций для педагогов, на основе которых можно было бы целенаправленно и своевременно формировать, и развивать учебный самоконтроль, начиная с первых лет обучения младших школьников.
Все вышеизложенное определяет противоречие между высокими требованиями ФГОС к метапредметным результатам учебной деятельности, в том числе учебного самоконтроля младших школьников и отсутствием специальных разработок для учителей развитию и совершенствованию у младших школьников умения контролировать учебные действия.
Проблема заключается в определении психолого-педагогических условий условий, обеспечивающих развитие учебного самоконтроля у младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия развития учебного самоконтроля у младших школьников».
Объект исследования: развитие учебного самоконтроля у младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
способствующие формированию учебного самоконтроля у младших школьников.
Цель: теоретически обосновать и апробировать на практике психолого - педагогические условия, обеспечивающие формирование учебного самоконтроля у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи исследования:
- изучить понятие «учебный самоконтроль» в психолого-педагогической литературе;
- на основе теоретических источников и анализа современных программно-методических комплексов выявить и отобрать психолого-педагогические условия, необходимые для развития учебного самоконтроля у младших школьников;
- систематизировать игровые приемы развития учебного самоконтроля у младших школьников и разработать для обучающихся в начальной школе;
- изучить динамику развития учебного самоконтроля у младших школьников с учетом целенаправленно создаваемых психолого-педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Самоконтроль один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Становление самоконтроля заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение, без помощи педагога, т.е. самостоятельно.
Согласно федерального образовательного стандарта начального общего образования формирование учебного самоконтроля является одним из планируемых метапредментных результатов обучения по основной образовательной программе начального общего образования, а именно у учащихся должно быть сформирование умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Развитие самоконтроля имеет большое значение при выполнении самостоятельной учебной работы, как на уроке, так и дома, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
На основе анализа программно-методических комплексов «Школа - 2100», «Гармония», «Перспектива», «Развивающая система Л.Н. Занкова», «Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» было выявлено, что формирование педагогом самоконтроля важная часть для каждого ученика, для того чтобы, дети могли выполнять и сравнивать свои действия с образцами, контролировать правильность какого-либо результата и делать выводу не только по поводу учебной деятельности, но и определять правильность своего поведения вне школы.
Согласно работам методистов успеха в формировании самоконтроля у детей можно достичь с помощью ряда психолого-педагогических условий: применение методических пособий, постепенное усложнение действия контроля по мере овладения учащимися данным умением, использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания, целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля; постепенный переход к новому материалу, но и от работы педагога, а так же от индивидуального подхода к каждому ученику, использование индивидуального контроля.
Важнейшими психолого-педагогическими условиями развития учебного самоконтроля является реализация теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, а также использование методов и приемов активизирующих практическую деятельность, в нашем случае - это игровой метод.
На основе выявленных особенностей самоконтроля младших школьников была проведена опытно-поисковая работы для внедрения в практику психолого-педагогических условий развития у младших школьников учебного самоконтроля.
В исследовании принимали 25 учащихся 2 «А» класса гимназии №47.
Исследование проводилось в три этапа: диагностический, формирующий, итоговый.
Диагностика развития особенностей самоконтроля младших школьников проводилось с применением группы методик: корректурная проба Бурдона; методики «Кодирование» (11 субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка); «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской).
Проведенная первичная диагностика позволила сделать следующие выводы:
- более половины школьников имеют низкий уровень концентрации внимания, что влечет за собой ряд проблем с обучением и требуют дополнительной работы по повышению уровня концентрации внимания.
- у учащихся слабо развиты такие параметры, как включаемость в работу, работоспособность, возможности работать продуктивно, умения контролировать результат выполненного действия, способности к произвольности и темпе деятельности и переключению внимания.
- уровень самоконтроля у половины школьников сформирован на среднем уровне, но при этом 35% детей имеют низкий уровень, что в свою очередь требует дополнительных занятий.
На основании результатов проведенной диагностики были сформулированы два необходимых условия развития учебного самоконтроля у второклассников изучаемого класса:
1) обеспечение этапности в формировании навыка самоконтроля в процессе обучения;
2) применение игровых приемов для формирования навыка самоконтроля в процессе обучения.
Первое условие было основано на разработке этапов формирования навыка самоконтроля по теории П.Я. Г альперина, в которой описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием. Данные этапы развития самоконтроля обеспечивались с помощью методического аппарата программно-методического комплекса, а также за счет включения дополнительных дидактических материалов для детей, которые позволяли объективно проводить самопроверку работы. Для этого использовались памятки, алгоритмы, образцы и т.п. средства в соответствии с уровнем овладении детьми учебным самоконтролем.
Второе условие состояло в использовании игрового метода, который был реализован через специальные игровые задания на материла математики, русского языка и игры при проведении на уроках физкультминуток. В нашем исследовании в основном используются дидактические и подвижные игры.
В рамках исследования подобраны игры и упражнения для повышения уровня самоконтроля у младших школьников. Упражнения и игры были распределены по дням недели и включали задания по математике, русскому языку, риторике и подвижные игры.
Далее в процессе исследования были проанализированы результаты итоговой диагностики уровня самоконтроля младших школьниках.
Результаты Корректурной пробы Б. Бурдона на итоговом этапе исследования показали, что на 8% увеличилось количество детей среднего уровня и на 3% высокого уровня. При этом значительно снизилось количество детей на низком (8%) и очень низком уровне (3%). Часть школьников имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно.
Результаты Методики «Кодирование» показывают, что на 5% увеличилось количество детей, имеющих средний уровень. При этом стоит отметить, что у детей данной группы ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности, но в тоже время при правильной методической работе этот навык будет улучшаться.
Данные результатов методики И.И. Аргинской на диагностическом и итоговом этапах исследования показывают, что 72% школьников показало средний уровень сформированности навыка самоконтроля (улучшилось на 21%), но при это 21% и 2% детей все еще имеют низкий и очень низкий уровень, что в свою очередь требует продолжения дополнительных занятий.
В целом итоговая диагностика показала положительную динамику развития учебного самоконтроля младших школьников. Эти результаты дают возможность сделать вывод об эффективности созданных психолого-педагогических условиях для формирования учебного самоконтроля у младших школьников.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
1. Александровская, Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] // Психология учебной деятельности школьников/ Э.М. Александровская. - М.: 1982.
2. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 1978. - № 4
3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
4. Батий, Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий [Текст] / Ю.Ю. Батий // Начальная школа. - 1979. -№ 4. - С.41-43.
5. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] // Психология / Под ред. А.В. Петровского / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 1979. - 400с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Собр. соч. «Психологические исследования» / Л. С. Выготский. - М.: 1982. - Т.2. - 326 с.
7. Выготский, Л.С. Младший школьный возраст [Электронный ресурс] // Организация работы с молодёжью. 2015. URL: http://dedovkgu.narod.ru/porm/porm14.htm (дата обращения: 15.04.2018)
8. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962. - 450 с.
9. Габеева, Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Габеева Л.Н.; Бурятский гос. ун-т. - Улан-Уде, 2007. - 171 с.
10. Гнедова, Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Возрастная и педагогическая психология. 1972. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18251.php (дата обращения: 15.04.2018)
11. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 1978. - 150 с.
12. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в
жизни ребенка [Электронный ресурс] // Педагогика. 1990. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/24.php// (дата
обращения: 14.04.2018)
13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретических и экспериментальных психологических исследований [Текст] // Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
14. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990. - 160 с.
15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] // Общие работы по педагогике / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1996. - 544 с.
...