Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование УУД у младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Работа №96957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1. Сущность универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе 6
1.2. Формирование универсальных учебных действий (УУД) при изучении
окружающего мира 11
1.3. Диагностика сформированности универсальных учебных действий
(УУД) на уроках окружающего мира 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 25
2.1. Диагностика исходного уровня УУД (констатирующий эксперимент) 25
2.2 Технология формирования конкретных УУД 40
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


За последнее время в обществе случились немаловажные изменения в представлении о целях образования и путях их воплощения. Взамен классической передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, основной целью школьного образования является осуществление становления возможности ребенка самостоятельно назначать учебные цели, предполагать пути их реализации, держать под контролем, иначе говоря, контролировать и оценивать собственные заслуги и успехи, то есть формирование умения учиться. Достижение представленной цели может быть реализовано благодаря развитию системы универсальных учебных действий (УУД).
Концепция универсальных учебных действий направлена на то, чтобы каждый обучающийся мог самостоятельно, в индивидуальной форме осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели и задачи, искать способы их осуществления, а также уметь контролировать, прогнозировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результативность. Универсальные учебные действия создают условия для становления личности и ее самосовершенствования.
Развитость универсальных учебных действий обеспечивает каждому ребенку шанс индивидуального и удачного усвоения новых знаний, умений, способностей и компетентностей на базе формирования умения обучаться. Такая возможность гарантируется тем, что УУД - это обобщенные действия, создающие мотивацию к обучению и способствующие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Изучением универсальных учебных действий занимались некоторые педагоги и психологи: Татьяна Алексеевна Беляева, Александр Григорьевич Асмолов, Наталья Михайловна Конышева, Таисия Сергеевна Жидкина и др.
Каждый учебный предмет в соответствии с предметным содержанием и способами организации учебной работы школьников открывает определённые вероятности для развития универсальных учебных действий.
В ФГОС НОО курс «Окружающий мир» рассматривается как почва для исследования значимой части предметов основной школы, а также как предмет, который представляет собой совокупность природных и социальных явлений, то есть компонентов единого мира. Курс «Окружающий мир» может помочь учащемуся в становлении личностного восприятия; чувственного, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и принимать участие в созидательной работе на благо родной страны.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что уроки окружающего мира могут стать основой для формирования универсальных учебных действий. В этом заключается актуальность темы моей дипломной работы.
Объект исследования - образовательный процесс младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Целью дипломной работы является: рассмотреть теоретически и экспериментально проверить эффективность применения способов развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Рассмотреть приемы развития УУД у обучающихся начальной школы на уроках «Окружающий мир».
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации технологий обучения формирования УУД младших школьников.
4. Проанализировать результаты диагностики развития УУД.
Для решения установленных задач применяличь данные методы исследования:
теоретические: синтез и анализ психологической, методической,
педагогической, методологической литературы по вопросам исследования;
методы эмпирического исследования: анкетирование,
психодиагностические методики, собеседование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение, анализ деятельности учителей и школьников; графическое представление результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


От цели усвоения школьником определенных знаний, умений и способностей в пределах отдельных учебных дисциплин к цели становления личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных умений, которые обеспечивают важную компетенцию ребенка - умение учиться, определяют важность проблемы развития УУД детей младшего школьного возраста. Приобретение определенной цели становится вероятным при помощи развития у школьников комплекса УУД как эффективного средства обучения предмету.
В ходе рассмотрения теоретических основ формирования УУД у детей младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир» были решены следующие задачи:
1. Проанализировав педагогическую и методологическую литературу по изучаемой теме, была раскрыта сущность понятия «универсальные учебные действия». Основываясь на определение, данное А.Г. Асмоловым, под «универсальными учебными действиями» подразумевается система обобщенной деятельности обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной деятельности, которые обеспечивают способность детей к самостоятельному усвоению новых знаний, к сознательному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию.
2. В дипломной работе рассмотрена классификация УУД, которая предложена разработчиками ФГОС второго поколения. Система универсальных учебных действий состоит из четырех взаимосвязанных между собой блоков (видов): 1) личностные УД; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные учебные действия; 4) коммуникативные УД.
3. Мы выяснили, что универсальный характер учебных действий выражается в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, гарантируют связь всех периодов образовательного процесса, а также уровни изучения и понимания учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. УУД леат в основе организации и регуляции любой деятельности школьника независимо от ее предметного содержания.
5. Целостный характер умения к самосовершенствованию позволяет определить систему УУД как главную компетенцию - «умение учиться». Принципы развития данной компетенции формируются в период начального обучения ребенка в школе. Полученный опыт в этот период во многом обеспечивает благополучность обучения ребенка в течение всей дальнейшей жизни, ее развитие и становление.
6. На диагностическом срезе проведенного нами исследования были получены результаты, свидетельствующие о низком, среднем и высоком уровне зрелости универсальных учебных действий в экспериментальном классе. В контрольной группе уровень УУД - находится на среднем уровне. На формирующем уровне проведенной работы экспериментальной группы были использованы педагогически технологии проблемного обучения, проектного обучения и технологии критического мышления. Каждое занятие было направлено на развитие у школьников универсальных учебных действий.
Исходя из результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что степень зрелости учебных действий в экспериментальном классе у некоторых детей повысился до среднего и высокого уровня. В контрольной группе положительная динамика развитости УУД у детей едва заметна.
Изучив теоретическую часть по теме дипломной работы, проанализировав методологическую и педагогическую литературу, поработав с детьми на практике, можно сделать вывод, что цель данной работы достигнута. Мы раскрыли сущность понятия «универсальные учебные действия», приемы формирования УУД и диагностику их сформированности, опытно-экспериментальным методом проверили продуктивность осуществления педагогических условий развития УУД младших школьников.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. - 2009г.
2. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст]/ И.Н. Агафонова //Управление начальной школой. - 2009. - № 2 - С.4-9.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011г. - 162 с.
4. Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных
действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный ресурс] // О. С. Андронова. - URL:
ййр://открытыйурок.рф/статьи/632112/ (дата обращения: 21.05.2018)
5. Беляева, Т.А. Формирование начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // URL: ййр://открытыйурок.рф/начальная-школа/ (дата обращения 21.05.2018)
6. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст]: Учебно-методическое пособие / Битянова, М.Р. - 2007 г. - 120 с.
7. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] /
Н. Ф. Виноградова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4. - С. 11-15.
8. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст] / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : Первое сент., 2008. - 68 с.
9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : НИИОПП, 1981. - 157 с.
10. Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей
к школе [Текст]/ Емельянова, Н.И . - Воспитатель. 2010. №10, с. 61-67.
11. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Клепинина, З.А., Аквилева, Г.Н. - М.: Академия, 2008.
12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008г. - 49 с.
13. Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия [Текст]: практический аспект формирования / Леонова, В.Д. - М.: Просвещение, 2014.- 255 с
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя./ Маркова А.К. - М.: Просвещение, 1983 - 96 с.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] /Н.В. Медведева // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011 - №7 - 3 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ