Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей
у детей 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Возможности художественной деятельности в развитии творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование по выявлению исходного уровня
развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста в художественной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей
у детей 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Возможности художественной деятельности в развитии творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование по выявлению исходного уровня
развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста в художественной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые не только имеют прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует систему образования на формирование творческой личности, развитие творческих способностей детей. Успешность решения этих задач во многом предопределяется организацией педагогического процесса в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), когда закладываются основы активности, самостоятельности, творческого потенциала.
В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» [53]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривается развитие у детей «эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности» [53].
Большие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста содержит художественная деятельность (изобразительная, декоративная, конструктивная и т.д.), которая обладает мощным развивающим потенциалом. Особенность занятий по художественной деятельности состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической творческой деятельности, которая служит в старшем дошкольном возрасте необходимым звеном целостного процесса интеллектуального и творческого развития детей. На занятиях художественного творчества каждый ребенок - познает и творит.
Большой вклад в исследование развития творческих способностей у детей дошкольного возраста внесли многочисленные отечественные и зарубежные ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, О.М. Дьяченко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, Э.П. Торренс, М.К. Тутушкина и др.).
Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста исследованы в работах Г.Г. Григорьевой, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.Э. Симановского, Г.А. Урунтаевой и др.
Изучением использования художественной деятельности в развитии творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте занимались ученые Н.В. Ветлугина, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина Е.А. и др. В методических пособиях этими авторами подчеркивается, что важными средствами развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются изобразительная деятельность и конструирование, которые (как виды продуктивной художественной деятельности), наряду с игровой, являются ведущими в дошкольном возрасте.
Вместе с тем считаем важным подчеркнуть, что, несмотря на отмеченную выше достаточно высокую степень разработанности проблемы развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, многие вопросы продолжают оставаться актуальными и недостаточно систематизированными. Более того, анализ ситуации, сложившейся на практике в современных ДОО, свидетельствует о том, что в основном воспитатели уделяют внимание интеллектуальному развитию детей и подготовке их к обучению в школе в ущерб развитию творческих способностей детей.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики определяет необходимость обновления подходов к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, в первую очередь, связанных с организацией этой работы, а также разработки и использования комплекса занятий по художественной деятельности, способствующего успешному развитию творческих способностей детей. Однако данные вопросы не получают должного теоретического осмысления и практической разработанности.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Учитывая актуальность проблемы, роль художественной деятельности в развитии творчества детей дошкольного возраста, интереса, который она вызывает у них, была определена тема исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития творческих способностей у детей.
2. Выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать содержание по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования, посвященные вопросам развития творческих способностей детей: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, А.И. Савенков, А.Э. Симановский, В.Б. Синельникова, Э.П. Торренс и др.; исследования, посвященные изучению специфики детского творчества и развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности: Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, В.В. Малова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, С.В. Соколова и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: изучение педагогического опыта, беседы, наблюдение за художественной деятельностью детей, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных, их графическая обработка.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что сформулированные теоретические выводы могут быть учтены в работе ДОО в направлении творческого развития дошкольников. Разработанный комплекс занятий по художественной деятельности может быть использован педагогами дошкольного и дополнительного образования, родителями в направлении развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (далее МАДОУ) - Детский сад № 2 «Радуга» г. Арамиля Свердловской области. В проектной работе приняли участие 20 детей старшей группы детского сада, возраст детей 5-6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» [53]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривается развитие у детей «эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности» [53].
Большие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста содержит художественная деятельность (изобразительная, декоративная, конструктивная и т.д.), которая обладает мощным развивающим потенциалом. Особенность занятий по художественной деятельности состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической творческой деятельности, которая служит в старшем дошкольном возрасте необходимым звеном целостного процесса интеллектуального и творческого развития детей. На занятиях художественного творчества каждый ребенок - познает и творит.
Большой вклад в исследование развития творческих способностей у детей дошкольного возраста внесли многочисленные отечественные и зарубежные ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, О.М. Дьяченко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, Э.П. Торренс, М.К. Тутушкина и др.).
Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста исследованы в работах Г.Г. Григорьевой, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.Э. Симановского, Г.А. Урунтаевой и др.
Изучением использования художественной деятельности в развитии творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте занимались ученые Н.В. Ветлугина, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина Е.А. и др. В методических пособиях этими авторами подчеркивается, что важными средствами развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются изобразительная деятельность и конструирование, которые (как виды продуктивной художественной деятельности), наряду с игровой, являются ведущими в дошкольном возрасте.
Вместе с тем считаем важным подчеркнуть, что, несмотря на отмеченную выше достаточно высокую степень разработанности проблемы развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, многие вопросы продолжают оставаться актуальными и недостаточно систематизированными. Более того, анализ ситуации, сложившейся на практике в современных ДОО, свидетельствует о том, что в основном воспитатели уделяют внимание интеллектуальному развитию детей и подготовке их к обучению в школе в ущерб развитию творческих способностей детей.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики определяет необходимость обновления подходов к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, в первую очередь, связанных с организацией этой работы, а также разработки и использования комплекса занятий по художественной деятельности, способствующего успешному развитию творческих способностей детей. Однако данные вопросы не получают должного теоретического осмысления и практической разработанности.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Учитывая актуальность проблемы, роль художественной деятельности в развитии творчества детей дошкольного возраста, интереса, который она вызывает у них, была определена тема исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития творческих способностей у детей.
2. Выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать содержание по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования, посвященные вопросам развития творческих способностей детей: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, А.И. Савенков, А.Э. Симановский, В.Б. Синельникова, Э.П. Торренс и др.; исследования, посвященные изучению специфики детского творчества и развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности: Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, В.В. Малова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, С.В. Соколова и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: изучение педагогического опыта, беседы, наблюдение за художественной деятельностью детей, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных, их графическая обработка.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что сформулированные теоретические выводы могут быть учтены в работе ДОО в направлении творческого развития дошкольников. Разработанный комплекс занятий по художественной деятельности может быть использован педагогами дошкольного и дополнительного образования, родителями в направлении развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (далее МАДОУ) - Детский сад № 2 «Радуга» г. Арамиля Свердловской области. В проектной работе приняли участие 20 детей старшей группы детского сада, возраст детей 5-6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Изучение развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой, на что указывают исследования педагогов, психологов, методистов, таких как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.Э. Симановский, М.К. Тутушкина и др.
1. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения (С.Л. Рубинштейн).
Творческие способности ребенка дошкольного возраста - это способность в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, прежде всего для самого ребенка, проявляя творческое мышление и воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения (Е.Е. Кравцова).
На основе анализа литературы и позиции А.И. Савенкова мы определяем творческие способности детей старшего дошкольного возраста в единстве 3-х критериев и показателей:
1) гибкости как способности высказывать большое количество идей для решения поставленной задачи или проблемы;
2) оригинальности как способности придумывать образы, их детали, новые структуры этих образов, использовать их в новых, необычных качествах, придавать им новые функции;
3) вариативности как способности предлагать большое число путей, способов, методов решения проблемы при изменяющихся условиях. Эти критерии и показатели дают возможность выявить уровни развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Анализ работ Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и других авторов показал, что особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что они развиваются чаще всего в игровой, художественной и изобразительной видах деятельности на основе развития творческого мышления и воображения. Творческие проявления детей дошкольного возраста - это созданные детьми продукты творческой деятельности - игры с новым сюжетом и оригинальными образами-персонажами, рисунки, поделки, стихотворения, рассказы и т.д.
3. Художественная деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческих способностей детей посредством художественно-изобразительных средств разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального, театрального и т.д. (Т.С. Комарова).
Педагогические возможности художественной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в ней создаются все условия для творческой деятельности детей, развития у них гибкости, оригинальности и вариативности творческого воображения, стремления быть творцом художественно-эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
В нашем исследовании в качестве художественной деятельности выбрано конструирование из бумаги (оригами и квиллинг), которое, по мнению многих педагогов (Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, О.Г. Рибцун и др.) развивает творческое мышление и творческое воображение детей, так как в процессе конструирования дети конструируют по собственному воображению, придумывают новые образы, дополняют их оригинальными деталями, формой, цветом, изобретают для них новые функции и назначение, используют свои поделки в новых условиях
Проектировочная работа была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - Детский сад № 2 «Радуга» г. Арамиля Свердловской области.
4. На констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по трем критериям (гибкость, оригинальность и вариативность) и соответствующим им показателям, предложенным А.И. Савенковым. На каждый критерий нами подобраны по 2 задания:
- для критерия «гибкость»: методика «Солнце в комнате» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова и методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;
- для критерия «оригинальность»: творческое задание «Волшебный квадратик» А.Э. Симановского и методика «Складная картинка» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова;
- для критерия «вариативность»: методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова и творческое задание «Покажи, как двигается, говорит» О.М. Дьяченко.
Результаты проведенной диагностики показали, что 10% (2 детей) показали высокий уровень, 35% (7 детей) имеют средний уровень и 55% (11 детей) - низкий уровень развитости творческих способностей. Таким образом, у детей преобладающим является низкий уровень развитости творческих способностей. Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
5. В ходе практического исследования по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан проект комплекса занятий «Страна сказок» по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Он имеет художественно-эстетическую направленность, она мотивирует детей к проявлениям творчества, способствует воспитанию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
Согласно разработанному нами комплексу занятий «Страна сказок» мы выделили два вида работы с бумагой. Первый вид работы с бумагой - создание фигурок из бумаги, второй вид работы с бумагой - применение фигурок из бумаги. В процессе изготовления поделок из бумаги воспитатели используют словесные, наглядные, практические и творческие методы, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку. Занятий проводятся в форме художественно-дидактических игр, творческих заданий, коллективных или групповых творческих работ и конструктивных игр по мотивам сказок. Так же в содержание комплекса занятий по художественной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Цель дипломной работы достигнута, так как в процессе работы решены все поставленные задачи. Мы можем сделать вывод, что конструирование из бумаги как вид художественной деятельности является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
1. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения (С.Л. Рубинштейн).
Творческие способности ребенка дошкольного возраста - это способность в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, прежде всего для самого ребенка, проявляя творческое мышление и воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения (Е.Е. Кравцова).
На основе анализа литературы и позиции А.И. Савенкова мы определяем творческие способности детей старшего дошкольного возраста в единстве 3-х критериев и показателей:
1) гибкости как способности высказывать большое количество идей для решения поставленной задачи или проблемы;
2) оригинальности как способности придумывать образы, их детали, новые структуры этих образов, использовать их в новых, необычных качествах, придавать им новые функции;
3) вариативности как способности предлагать большое число путей, способов, методов решения проблемы при изменяющихся условиях. Эти критерии и показатели дают возможность выявить уровни развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Анализ работ Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и других авторов показал, что особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что они развиваются чаще всего в игровой, художественной и изобразительной видах деятельности на основе развития творческого мышления и воображения. Творческие проявления детей дошкольного возраста - это созданные детьми продукты творческой деятельности - игры с новым сюжетом и оригинальными образами-персонажами, рисунки, поделки, стихотворения, рассказы и т.д.
3. Художественная деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческих способностей детей посредством художественно-изобразительных средств разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального, театрального и т.д. (Т.С. Комарова).
Педагогические возможности художественной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в ней создаются все условия для творческой деятельности детей, развития у них гибкости, оригинальности и вариативности творческого воображения, стремления быть творцом художественно-эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
В нашем исследовании в качестве художественной деятельности выбрано конструирование из бумаги (оригами и квиллинг), которое, по мнению многих педагогов (Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, О.Г. Рибцун и др.) развивает творческое мышление и творческое воображение детей, так как в процессе конструирования дети конструируют по собственному воображению, придумывают новые образы, дополняют их оригинальными деталями, формой, цветом, изобретают для них новые функции и назначение, используют свои поделки в новых условиях
Проектировочная работа была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - Детский сад № 2 «Радуга» г. Арамиля Свердловской области.
4. На констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по трем критериям (гибкость, оригинальность и вариативность) и соответствующим им показателям, предложенным А.И. Савенковым. На каждый критерий нами подобраны по 2 задания:
- для критерия «гибкость»: методика «Солнце в комнате» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова и методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;
- для критерия «оригинальность»: творческое задание «Волшебный квадратик» А.Э. Симановского и методика «Складная картинка» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова;
- для критерия «вариативность»: методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова и творческое задание «Покажи, как двигается, говорит» О.М. Дьяченко.
Результаты проведенной диагностики показали, что 10% (2 детей) показали высокий уровень, 35% (7 детей) имеют средний уровень и 55% (11 детей) - низкий уровень развитости творческих способностей. Таким образом, у детей преобладающим является низкий уровень развитости творческих способностей. Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
5. В ходе практического исследования по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан проект комплекса занятий «Страна сказок» по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Он имеет художественно-эстетическую направленность, она мотивирует детей к проявлениям творчества, способствует воспитанию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
Согласно разработанному нами комплексу занятий «Страна сказок» мы выделили два вида работы с бумагой. Первый вид работы с бумагой - создание фигурок из бумаги, второй вид работы с бумагой - применение фигурок из бумаги. В процессе изготовления поделок из бумаги воспитатели используют словесные, наглядные, практические и творческие методы, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку. Занятий проводятся в форме художественно-дидактических игр, творческих заданий, коллективных или групповых творческих работ и конструктивных игр по мотивам сказок. Так же в содержание комплекса занятий по художественной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Цель дипломной работы достигнута, так как в процессе работы решены все поставленные задачи. Мы можем сделать вывод, что конструирование из бумаги как вид художественной деятельности является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в разных видах аппликации
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



