Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности

Работа №96954

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей
у детей 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Возможности художественной деятельности в развитии творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование по выявлению исходного уровня
развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста в художественной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103


В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые не только имеют прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует систему образования на формирование творческой личности, развитие творческих способностей детей. Успешность решения этих задач во многом предопределяется организацией педагогического процесса в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), когда закладываются основы активности, самостоятельности, творческого потенциала.
В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» [53]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривается развитие у детей «эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности» [53].
Большие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста содержит художественная деятельность (изобразительная, декоративная, конструктивная и т.д.), которая обладает мощным развивающим потенциалом. Особенность занятий по художественной деятельности состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической творческой деятельности, которая служит в старшем дошкольном возрасте необходимым звеном целостного процесса интеллектуального и творческого развития детей. На занятиях художественного творчества каждый ребенок - познает и творит.
Большой вклад в исследование развития творческих способностей у детей дошкольного возраста внесли многочисленные отечественные и зарубежные ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, О.М. Дьяченко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, Э.П. Торренс, М.К. Тутушкина и др.).
Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста исследованы в работах Г.Г. Григорьевой, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.Э. Симановского, Г.А. Урунтаевой и др.
Изучением использования художественной деятельности в развитии творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте занимались ученые Н.В. Ветлугина, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина Е.А. и др. В методических пособиях этими авторами подчеркивается, что важными средствами развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются изобразительная деятельность и конструирование, которые (как виды продуктивной художественной деятельности), наряду с игровой, являются ведущими в дошкольном возрасте.
Вместе с тем считаем важным подчеркнуть, что, несмотря на отмеченную выше достаточно высокую степень разработанности проблемы развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, многие вопросы продолжают оставаться актуальными и недостаточно систематизированными. Более того, анализ ситуации, сложившейся на практике в современных ДОО, свидетельствует о том, что в основном воспитатели уделяют внимание интеллектуальному развитию детей и подготовке их к обучению в школе в ущерб развитию творческих способностей детей.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики определяет необходимость обновления подходов к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, в первую очередь, связанных с организацией этой работы, а также разработки и использования комплекса занятий по художественной деятельности, способствующего успешному развитию творческих способностей детей. Однако данные вопросы не получают должного теоретического осмысления и практической разработанности.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Учитывая актуальность проблемы, роль художественной деятельности в развитии творчества детей дошкольного возраста, интереса, который она вызывает у них, была определена тема исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития творческих способностей у детей.
2. Выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать содержание по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования, посвященные вопросам развития творческих способностей детей: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, А.И. Савенков, А.Э. Симановский, В.Б. Синельникова, Э.П. Торренс и др.; исследования, посвященные изучению специфики детского творчества и развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности: Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, В.В. Малова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, С.В. Соколова и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: изучение педагогического опыта, беседы, наблюдение за художественной деятельностью детей, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных, их графическая обработка.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что сформулированные теоретические выводы могут быть учтены в работе ДОО в направлении творческого развития дошкольников. Разработанный комплекс занятий по художественной деятельности может быть использован педагогами дошкольного и дополнительного образования, родителями в направлении развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (далее МАДОУ) - Детский сад № 2 «Радуга» г. Арамиля Свердловской области. В проектной работе приняли участие 20 детей старшей группы детского сада, возраст детей 5-6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой, на что указывают исследования педагогов, психологов, методистов, таких как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.Э. Симановский, М.К. Тутушкина и др.
1. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения (С.Л. Рубинштейн).
Творческие способности ребенка дошкольного возраста - это способность в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, прежде всего для самого ребенка, проявляя творческое мышление и воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения (Е.Е. Кравцова).
На основе анализа литературы и позиции А.И. Савенкова мы определяем творческие способности детей старшего дошкольного возраста в единстве 3-х критериев и показателей:
1) гибкости как способности высказывать большое количество идей для решения поставленной задачи или проблемы;
2) оригинальности как способности придумывать образы, их детали, новые структуры этих образов, использовать их в новых, необычных качествах, придавать им новые функции;
3) вариативности как способности предлагать большое число путей, способов, методов решения проблемы при изменяющихся условиях. Эти критерии и показатели дают возможность выявить уровни развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Анализ работ Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и других авторов показал, что особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что они развиваются чаще всего в игровой, художественной и изобразительной видах деятельности на основе развития творческого мышления и воображения. Творческие проявления детей дошкольного возраста - это созданные детьми продукты творческой деятельности - игры с новым сюжетом и оригинальными образами-персонажами, рисунки, поделки, стихотворения, рассказы и т.д.
3. Художественная деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческих способностей детей посредством художественно-изобразительных средств разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального, театрального и т.д. (Т.С. Комарова).
Педагогические возможности художественной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в ней создаются все условия для творческой деятельности детей, развития у них гибкости, оригинальности и вариативности творческого воображения, стремления быть творцом художественно-эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
В нашем исследовании в качестве художественной деятельности выбрано конструирование из бумаги (оригами и квиллинг), которое, по мнению многих педагогов (Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, О.Г. Рибцун и др.) развивает творческое мышление и творческое воображение детей, так как в процессе конструирования дети конструируют по собственному воображению, придумывают новые образы, дополняют их оригинальными деталями, формой, цветом, изобретают для них новые функции и назначение, используют свои поделки в новых условиях
Проектировочная работа была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - Детский сад № 2 «Радуга» г. Арамиля Свердловской области.
4. На констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по трем критериям (гибкость, оригинальность и вариативность) и соответствующим им показателям, предложенным А.И. Савенковым. На каждый критерий нами подобраны по 2 задания:
- для критерия «гибкость»: методика «Солнце в комнате» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова и методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;
- для критерия «оригинальность»: творческое задание «Волшебный квадратик» А.Э. Симановского и методика «Складная картинка» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова;
- для критерия «вариативность»: методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова и творческое задание «Покажи, как двигается, говорит» О.М. Дьяченко.
Результаты проведенной диагностики показали, что 10% (2 детей) показали высокий уровень, 35% (7 детей) имеют средний уровень и 55% (11 детей) - низкий уровень развитости творческих способностей. Таким образом, у детей преобладающим является низкий уровень развитости творческих способностей. Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
5. В ходе практического исследования по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан проект комплекса занятий «Страна сказок» по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Он имеет художественно-эстетическую направленность, она мотивирует детей к проявлениям творчества, способствует воспитанию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
Согласно разработанному нами комплексу занятий «Страна сказок» мы выделили два вида работы с бумагой. Первый вид работы с бумагой - создание фигурок из бумаги, второй вид работы с бумагой - применение фигурок из бумаги. В процессе изготовления поделок из бумаги воспитатели используют словесные, наглядные, практические и творческие методы, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку. Занятий проводятся в форме художественно-дидактических игр, творческих заданий, коллективных или групповых творческих работ и конструктивных игр по мотивам сказок. Так же в содержание комплекса занятий по художественной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Цель дипломной работы достигнута, так как в процессе работы решены все поставленные задачи. Мы можем сделать вывод, что конструирование из бумаги как вид художественной деятельности является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.



1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества [Текст] / В. И. Андреев. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2015. - 352 с.
3. Большой психологический словарь [Текст] ; под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - СПб. : Прайм Еврознак, 2009. - 811 с.
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Детство-пресс, 2012. - 287 с.
5. Выготский Л.С. В поисках новой психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Либроком, 2013. - 302 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психол. очерк [Текст]: кн. для учителя. - З-е изд. [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. URL:
http: //psychologiya.com.ua/psixologiya tvorchestva/1953 -vygotskij -1s-
voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste psixologicheskij-ocherk-3-e-
izd.html (17.11.2018).
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 243 с.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2011. - 185 с.
9. Груздова И.А. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / И.А. Груздова [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 390 с.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] ; авт.-сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 321 с.
11. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. - М. : Мозаика-синтез, 2014.- 189 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /
B. Н. Дружинин. - СПБ. : Питер, 2010. - 368 с.
13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. - 197 с.
14. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2013.-176 с.
15. Еремина Р.А. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста [Текст] / Р.А. Еремина, Н.И. Кудрина. - Саранск, 2013. - 70 с.
16. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников : конспекты темат. занятий и демонстрац. материал для работы с детьми 5-6 лет [Текст] /
O. М. Жихарева. - М. : Гном, 2015. - 48 с.
17. Завалько Г.А. Философские проблемы эстетики [Текст] / Г.А. Завалько. - М. : URSS: ЛИБРОКОМ, 2016. - 400 с.
18. Иванова Л.В. Развитие образного мышления и творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования [Текст] / Л.В. Иванова, Е.А. Пудеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.- Т 7. -C.51-55.
19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П.Ильин. - СПб. : Питер, 2014 - 448 с.
20. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов /
P. Г. Казакова. - М. : Владос, 2012. - 324с.
21. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство-пресс, 2016. - 305 с.
22. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги [Текст] / В.И. Коваленко. - Минск: Беларусь, 2011. - 372 с.
23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
-192 с.
24. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М. : Сфера, 2013. - 128 с.
25. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 264 с.
26. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 168 с.
27. Куприна Н.Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: дисс. доктора пед. наук / Н.Г. Куприна. ФГОУВПО «Московский государственный университет культуры и искусств». - Химки, 2008. - 360 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/obw- pedagogika/jekologo-jesteticheskij-podhod-v-hudozhestvennom-vospitanii- detej.html(17.11.2018).
28. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]: программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. - М.: Сфера, 2017.-240 с.
29. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2014. - 144 с.
30. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2013. - 592 с.
31. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры [Текст] : метод. пособие для дошкол. учреждений / В.В. Малова. - М.: Владос, 2010.-360 с.
32. Методики диагностики универсальных творческих способностей дошкольников В.Т. Кудрявцева и В.Д. Синельникова [Электронный ресурс].
- URL: https://studopedya.ru/1-77025.html (18.11.2018).
33. Николаева Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - СПб. : Питер, 2014. - 240 с.
34. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду [Текст] / И.В. Новикова. - Ярославль : Акад. развития, 2010. - 96 с.
35. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы и др. - М.: Мозаика-синтез, 2016. - 304 с.
36. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова. - М. : Академия, 2015. - 192 с.
37. Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст] /
К.К. Платонов. - М.: Академия, 2010. - 256 с.
38. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Владос, 2014. - 226 с
39. Рибцун О.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / О.Г. Рибцун, Ю.В. Рибцун. - Киев: Литера ЛТД, 2011. - 32 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
41. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
42. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
43. Симановский А.Э. Как развивать творческие возможности [Текст] / А.Э. Симановский // Энциклопедия воспитания и развития; под ред. Л.Ю. Субботина. - Ярославль, 2014. - С. 249-254.
44. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: метод. пособие для
воспитателей ДОО [Текст] / С.В. Соколова. - 2-е изд., доп. - СПб.: Детство- Пресс, 2010. - 123 с.
45. Соколова С.В. Сказка оригами. Игрушки из бумаги [Текст] / С.В. Соколова. - М.: Эксмо, 2004. - 246 с.
46. Соснин Э.А. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность [Текст] / Э.А. Соснин, Б.Н. Пойзнер. - Томск : STT, 2013. - 520 с.
47. Теплов Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии ; под ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 304 с.
48. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Э.П. Торренса [Текст] : метод. руководство / Е.Е. Туник. - М.: Иматон, 2008. - 170 с.
49. Тутушкина М.К. Практическая психология [Текст] : учебник для вузов / М.К. Тутушкина. - 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.
50. Урунтаева Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2012. - 368 с.
51. Хромова И.В. Диагностика творческого развития личности [Текст] : метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / И.В. Хромова. - Новосибирск, 2013. - 44 с.
52. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 216 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утв. приказом Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - М.: Аспект-плюс, 2017. - 38 с.
54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: ЭКСМО, 2018. - 144 с.
55. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Авт.-сост. : М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Academia, 2014. - С. 35-41.
56. Фокина Т.А. Программа художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Т.А. Фокина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С.35-38.
57. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Академический проект, 2012. - 312 с.
58. Швайко Г.С. Художественно-изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2014. - 140 с.
59. Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей [Текст] / Н.Б. Шумакова // Развитие творческой активности школьника; под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Академия, 2014. - С. 19-34.
60. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах[Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Детство-пресс, 2014. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ