Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового просвещения педагогов в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Правовое просвещение: понятие, сущность 6
1.2. Педагоги дошкольных образовательных организаций как субъекты
образовательных отношений 15
1.3. Правовое просвещение педагогов как направление деятельности ДОО 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому просвещению педагогов в дошкольной образовательной организации 39
2.1. Анализ деятельности муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 6 г. Невьянска по правовому просвещению педагогов 39
2.2. Комплекс мероприятий по правовому просвещению педагогов в
дошкольной образовательной организации 49
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 64
Актуальность темы. Педагог является одним из основных участников образовательного процесса в дошкольной организации. За ним признаются важнейшие права и свободы в сфере образования, на него возлагаются обязанность и ответственность, что закреплено в соответствующих федеральных и региональных нормативно - правовых документах, а также в нормативных актах конкретной ОО (устав, правила внутреннего распорядка, трудовой договор, договор о сотрудничестве с родителями ребёнка, посещающих ДОО и др.) При этом большая часть педагогического коллектива укажет неполный перечень своих прав и обязанностей. Большинство педагогов не знакомы с содержанием основных документов, закрепляющих права детей, устанавливающих абсолютный, запрет на их ущемление в семье и ОУ, описывающих меры по защите прав ребёнка в системе образования и т.д.
Достаточно расплывчаты представления о том, как положения Конвенции ООН о правах ребёнка реализуются в педагогическом процессе конкретной ДОО.
Работа по правовому просвещению педагогов в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием реализации и защиты прав ребёнка, создания целостного механизма правового обучения и воспитания в нашей стране.
Правовое просвещение педагогов направлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса.
Правовая просвещенность педагога - это такое состояние его личности, которое даёт ему возможность осознанно выбирать правомерный способ действий в различных ситуациях и посильно способствовать укреплению законности и правопорядка в конкретном образовательном учреждении, во всей системе образования и в обществе в целом, просвещая и воспитывая родителей и детей.
Степень научной разработанности: К настоящему времени в науке накоплен значительный материал, создающий теоретическую базу для изучения процесса правового просвещения. Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования нашли отражение в работах Б.С. Гершунского [17], Ю.В. Атемаскиной [4;5;6;7], О.И. Давыдовой [23], Е.А. Певцовой [53], однако в их работах нет материала по правовому просвещению педагогов в дошкольной образовательной организации, именно поэтому возникла необходимость в изучении данного вопроса.
Противоречие: между необходимостью правового просвещения педагогов и недостаточностью методических рекомендаций по ее осуществлению в деятельности дошкольных образовательных организаций.
Проблема исследования: Как проводить правовое просвещение педагогов в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: правовое просвещение педагогов.
Предмет исследования: содержание правового просвещения педагогов в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и реализовать комплекс мероприятий правового просвещения педагогов в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс правового просвещения педагогов в дошкольной образовательной организации будет реализован при применении комплекса мероприятий по правовому просвещению педагогов в ДОО, а также непрерывности правового просвещения и информационной поддержки педагогов.
Задачи:
1. Изучить понятие, сущность правового просвещения.
2. Рассмотреть педагогов дошкольных образовательных организаций как субъекты образовательных отношений.
3. Разобрать правовое просвещение педагогов как направление
деятельности ДОО.
4. Проанализировать из опыта работы МБДОУ №6 г. Невьянск по правовому просвещению педагогов.
Методы исследования:
- Теоретические - анализ, сравнение, обобщение.
- Эмпирические - анкетирование, тестирование, опрос, математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6, г. Невьянск, Свердловская область.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
Таким образом, сутью правового просвещения является процесс распространения правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества.
Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту развитости населения, а также проявлением уважения к праву и законности среди широких слоёв населения России.
Целью правового просвещения является развитие правовых знаний, законопослушного поведения и гражданской ответственности, а также рост правового самопознания и оптимизация познавательной деятельности.
В результате правового просвещения должны: - знать права, гарантии и законные интересы, обязанности и ответственность родителей и детей, - уметь: выступать в роли защитников интересов в законодательном порядке, предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации.
В работе были рассмотрены педагогические работники как субъекты образовательного процесса.
Одной из главных фигур образовательного процесса выступает педагог. Благодаря многолетнему опыту, накапливаемому и передающемуся сквозь года, педагог является связующим звеном поколений, носителем общественно-исторических знаний и умений. В быстро меняющемся ритме современной жизни, профессия педагога остается неизменной, хотя её качественный состав, содержание и требования постоянно меняются.
Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъектных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.
Работа по правовому просвещению педагогов является не только одним из направлений в системе правового просвещения участников педагогического процесса в ДОУ, но и необходимым условием реализации и защиты прав ребёнка, создания целостного механизма правового обучения и воспитания в нашей стране.
Правовое просвещение педагогов направлено на повышение знаний в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса.
Мероприятия по повышению уровня правовых знаний педагогических работников, участвующих в воспитании детей, должны обеспечивать систематическое изучение нормативных правовых документов различного уровня, обеспечивающих защиту, реализацию прав и свобод детей, изучение методик и технологий, поддержку поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности, разработку и реализацию программ освоения основ права.
Для осуществления данных действий необходима систематическая и целенаправленная работа с педагогами дошкольных образовательных организаций по правовому просвещению.
Из анализа деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 6 г. Невьянска по правовому просвещению педагогов можно выделить следующие существующие проблемы:
- Недостаточные знания сотрудников дошкольного образовательного учреждения не только в области собственных прав и обязанностей, но и прав детей и их законных представителей.
- Периодичность изучения нормативно-правовых актов, а также мониторинг изменений в законодательстве в сфере образования происходит редко.
- Недостаточные знания в области права не позволяют правильно решить профессиональные задачи, возникающие во время образовательного процесса.
С целью правового просвещения педагогов в дошкольной образовательной организации был разработан комплекс мероприятий.
Комплекс по правовому просвещению педагогов рассчитан на один года и разделен на 5 этапов: информационно - аналитический, мотивационно-целевой, организационно - исполнительный, контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный.
Разработанный комплекс мероприятий по правовому просвещению педагогов в дошкольной образовательной организации направлен на продуктивную работу.
После дальнейшей реализации данного комплекса педагоги дошкольного образовательного учреждения повысят свою мотивацию к изучению нормативно-правовых актов, смогут реализовывать положения и разбираться в юридических вопросах как на профессиональном поприще, так и в собственной жизни.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеева Т.Н. Формирование социально-правовой грамотности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях. М., 2010. 142 с.
2. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения. М., 2015. 68 с.
3. Атагимова Э.И., Горбачева Е.В. Методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса. М.: ФБУ НЦПИ, 2016. 76 с.
4. Атемаскина Ю. В. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ. М.: Академия, 2010. 121 с.
5. Атемаскина Ю. В. Профессиональные объединения педагогов в
современном дошкольном учреждении. М.: Академия, 2007. 69 с.
6. Атемаскина Ю. В. Правовое просвещение участников педагогического процесса в ДОУ - одно из направлений реализации Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина. М.: АлтГПА, 2009. 97 с.
7. Атемаскина Ю. В. Управление процессом формирования правовой культуры участников образовательного процесса ДОУ на основе программно-целевого подхода. М., 2012. 152 с.
8. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. М.: Детство-Пресс, 2012. 112 с.
9. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М.: Юрист, 2001. 256 с.
10. Балабан М.А., Леонтьева О.М. Образование как «рыночный» интеграл личных интересов. Новые ценности образования: десять концепций. Серия «Новые ценности образования». М.: Инноватор, 1995. 21с.
11. Браже Т.Г. Роль гуманитарной культуры в жизнедеятельности взрослых. Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Ч. 1. М., 1995. 32 с.
12. Беепалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
13. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005. 240 с.
14. Большой юридический словарь под ред. Сухарева В.Е. М., 2001. 703 с.
15. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления. М., 1999. 19 с.
16. Владиславлев А. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
17. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. 432 с.
18. Глинкина Т.А. Правовая подготовка работников образования. М.: АПК и ПРО, 1998. 103 с.
19. Горшунова Н.В. Модернизация управляющей системы школы, реализующей новые педагогические идеи. М, 1997. 236 с.
20. Грант Н. Л. Правосознание и правовая культура. М.: Юрист, 1998. 9 с.
21. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вуза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 195 с.
22. Давыдов Г. П. Содержание правового образования М., 1981. 32 с.
23. Давыдова О. И. Права детства. М.: БГПУ, 2004. 120 с.
24. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002. 120 с.
25. Евсикова Е.И. Формирование правовой культуры школьников. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2007. 175 с.
26. Загородникова Г. В «зеркале» учительских оценок: методика измерения степени удовлетворенности педагогов своим трудом. М., 2001. 35 с.
27. Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». М.: Юрайт, 2000. 264с.
28. Зарецкая И.И. Функции воспитания по управлению процессом социализации личности. М.: АПК и ПРО, 2001. 174 с.
29. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд. М.: Новая школа, 1997. 320 с.
30. Ибрагимова З.Н. Правовая культура Российской Федерации в схемах. М.: Переплетчик, 2017. 64 с.
31. Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф. О развитии системы послевузовского педагогического образования. М.: АПК и ПРО, 2001. 33 с.
32. Как защитить права детей? Система работы с педагогическими кадрами. М., 2004. 9 с.
33. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. М., 1999. 22 с.
34. Каминская В. И. Правовое сознание как элемент паровой культуры М., 1974. 52 с.
35. Карлаш М. Основы деятельности заместителя директора школы. М.,
2000. 42 с.
36. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. Учебно¬практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. 36 с.
37. Кац A.M. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности заместителя руководителя общеобразовательного учреждения (завуча). Учебно-практическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. 40с.
38. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 53 с.
39. Коротаева Е. Видимый и невидимый фронт деятельности. М., 1999. 23 с.
40. Красюн Г.А. Теория и практика эффективного управления инновационным образовательным учреждением школой-комплексом. М., 1997.198 с.
41. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 253 с.
42. Кудрявцева В.Н. Правовое поведение. Норма и патология. М.: Наука, 1982. 287 с.
43. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухин В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. М.: Образование - Культура, 2001. 212 с.
44. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. М.: Издательство ЛГУ, 1975. 378 с.
45. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность как объект воздействия в системе повышения квалификации. М.: АПК и ПРО,
2001. 313 с.
46. Муслимова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения. М., 2004. 391 с.
47. Немова Н. Истоки противостояния, или о некоторых мелочах в управлении школой М., 1999. 38 с.
48. Немова Н.В. Использование принципов развивающего обучения в менеджмент-образовании руководителей школ. М.: АПК и ПРО, 2001. 236 с.
49. Никитин Э. Тернистая тропа к рынку, или Новые экономические отношения в системе образования. М, 1996. ЗЗ с.
50. Образовательное право. Учебно-методическое пособие. Экспериментальная образовательно-профессиональная программа / М: Восточный университет, 1999. 120 с.
51. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Зерцало,
1998. 416 с.
52. Панова О.А. Взаимодействие педагогов и педагогических коллективов с органами управления в области образования при внедрении инновационных разработок и проведении опытно-экспериментальных работ в школе. М.: Тверь, 1993. 19 с.
53. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков. М.: Новый учебник, 2003. 416 с.
54. Помогайбин В.Н. Право на образование в России: проблемы развития и стагнации. Право и образование. М., 1999. 45 с.
55. Пономарева Г.М. Общие проблемы современного образования. М.: АПК и ПРО, 2001. 8 с.
56. Привезенцев В.А. Как сошьешь, так и износишь. О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы. М., 2000 г.
57. Противоречия и пути их разрешения в деятельности школьных советов. Материалы Международного симпозиума. М.: Международная ассоциация содействия школьным советам, 1993. 102 с.
58. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. М., 1999. 93 с.
59. Сидоренкова И.В. Особенности правового воспитания учащихся в системе «Школа - колледж». М., 2005. 18 с.
60. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
61. Ушаков К.М. Управление изменениями как актуальное содержание повышение квалификации руководителей. М.: АПК и ПРО, 2001. 223 с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Сфера, 2018. 80 с.
63. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Эксмо, 2017. 224 с.
64. Хавроничев В. Управленческое решение: поиск и реализация. Из
опыта исследования взаимоотношений администрации и педагогов. М.,1999. 225 с.
65. Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе постдипломного образования педагогических кадров. М., 1997. 47 с.
66. Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности. М., 2000. 217 с.
67. Ягудин З.Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением. М., 2001. 215 с.