Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы с детьми - инвалидами в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Дошкольная образовательная организация: цели, задачи, функции 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов
дошкольного возраста 13
1.3. Воспитательная работа: понятие, сущность, направления 20
1.4. Методы и формы воспитательной работы с детьми-инвалидами в
дошкольной образовательной организации 29
Глава 2. Опытно поисковая работа в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №19 «Лилия» 39
2.1. Анализ воспитательной работы муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19
«Лилия» с детьми-инвалидами 39
2.2. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с детьми - инвалидами в дошкольной образовательной организации 52
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения
Актуальность исследования: на сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время в Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них значительное число детей-инвалидов. По сведениям Министерства здравоохранения за 5 лет количество детей-инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206).
На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной и учебной деятельности.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает воспитание детей-инвалидов в условиях специальной группы в массовом детском саду, а также среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Дети-инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающими детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей-инвалидов, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Доступным для детей-инвалидов образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой ребенок-инвалид перестанет ощущать себя не таким как все и приобретет право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
На сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях существуют трудности по предоставлению качественных образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам. Это связано в большей степени с недостаточной разработанностью методологической основы психолого - педагогического сопровождения детей-инвалидов, а также трудностями в выборе форм и методов воспитательной работы с детьми-инвалидами, которая бы способствовала психологической и социальной реабилитации детей в общеобразовательной организации.
Вышесказанное определило выбор темы исследования:
«Воспитательная работа с образовательной организации».
Таким образом, возникает противоречие исследования между высокой востребованностью воспитательной работы с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.
Проблема исследования: каковы методы и формы воспитательной работы с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: воспитательная работа с детьми-инвалидами.
Предмет исследования: методы и формы воспитательной работы с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и практических данных разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно воспитательная работа с детьми- инвалидами в дошкольной образовательной организации будет успешной при реализации следующих методов: игротерапия, психогимнастика, сказкотерапия, иглотерапия, работа в сенсорной комнате, а также при успешной реализации следующих форм воспитательной работы с детьми- инвалидами: мероприятия, дела, игры.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с целями, задачами и функциями дошкольной образовательной организации;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей-инвалидов дошкольного возраста;
3. Определить понятие, сущность и направления воспитательной работы;
4.Определить методы и формы воспитательной работы с детьми- инвалидами в дошкольной образовательной организации ;
5.Проанализировать воспитательную работу дошкольного учреждения «Детский сад №19» с детьми-инвалидами.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация и эмпирические - беседа, анкетирование.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Лилия»
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Современная система образования в свете модернизации претерпевает значительные изменения. Эти преобразования ориентируют специалистов на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Все большее распространение в наше время получает инклюзивное воспитание детей-инвалидов в условиях обычной дошкольной организации и среди сверстников в обычной группе. Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, выполняющая 8 основных важных функций и комплекс задач: осуществление охраны жизни и здоровья детей; обеспечение их интеллектуальному, личностному и физическому развитию; приобщение к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с родителями в интересах полноценного развития ребенка. Современная дошкольная образовательная организация в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна обеспечить высокое его качество, доступность, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. Мы рассмотрели цели, задачи, функции дошкольной образовательной организации, тем самым выполнив первую задачу нашего исследования.
Второй задачей было дать психолого-педагогическую характеристику детей-инвалидов дошкольного возраста. Ребенок-инвалид - это ребенок, которому присвоена группа инвалидности, осуществляемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей-инвалидов: отсутствует мотивация к познавательной деятельности, темп выполнения задания очень низкий, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение), трудности в понимании инструкций, нарушение координации движений, повышенная тревожность, высокий уровень психомышечного напряжения, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, характерна повышенная утомляемость (дети быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании), повышенная возбудимость (беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству).
В ходе решения третьей и четвертой задачи удалось рассмотреть понятие, сущность и направления воспитательной работы, а также методы и формы воспитательной работы с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации. Воспитательная работа - целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом, либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Основное назначение - высветить в сознании ребенка ценность формируемых отношений, сделать их субъектами этих отношений. Формы воспитательной работы с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации - это мероприятия (беседы, зарядки, экскурсии, встречи, культпоходы, прогулки, обучающие занятия), дела (ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли), игры (сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, специально разработанные развивающие и терапевтические игры). Методы воспитательной работы с детьми - инвалидами в дошкольной образовательной организации - это игротерапия, психогимнастика, сказкотерапия, коррекционная работа в сенсорной комнате.
В ходе решения пятой задачи удалось выявить, что в основу работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №19 «Лилия» положены цели и задачи, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В МБДОУ происходит сопровождение детей инвалидов, сопровождающими задачами которого являются:
1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
2.Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития.
4. Создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Цель комплекса мероприятий по воспитательной работе с детьми- инвалидами в образовательной организации - формирование у детей- инвалидов общечеловеческих ценностей, доброты, внимания к ближнему; создание комфортной, доброжелательной обстановки; развитие психо - физических способностей детей-инвалидов, их эмоциональной сферы; воспитание в детях чувства сопереживания, милосердия. Предполагаемыми результатами нашего комплекса мероприятий по воспитательной работе с детьми-инвалидами будут являться: создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов у детей; создание условий для социализации их в обществе.
1. Алейникова И.В. "Я блондин, а он плохо ходит"/ И. Алейникова // Упр. шк.: Прил. к газ. "Первое сент.", 2007. 175 с.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 102 с.
3. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2008.
4. Белоброва М.М. Специфика работы логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования / М.М. Белоброва // Логопед, 2011. 200 с.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
6. Будай Л.П. Возможности театрального музея для развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. - //Начальная школа: плюс до и после, 2013, №10, 81 с.
7. Бурцева И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовительная к школе группа. //Дошкольная педагогика, 2013. 169 с.
8. Бутенко, В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада / В. Н. Бутенко // Психология обучения. — (Психология формировния личности), 2010. 62 с.
9. Гарбер Е.И. О природе психики. М.: Школа-Пресс 1, 2001.
10. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Академический проект, 2005. 320 с.
11. Груздева Л.А. Учебно-методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями. //Справочник замдиректора школы, 2013.
12. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. //Справочник старшего воспитателя, 2009.
13. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2012. 192 с.
14. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
15. Екжанова Е.А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008. 286 с.
16. Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов / Н.П. Жигарева. М.: Дашков и Ко, 2011. 216 с.
17. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г. М.: ТЦ Сфера, 2013.
18. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно- развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008 .
19. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. 71 с.
20. Карпенкова И.В. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие/ Под ред. М.Л. Семенович. М.: Теревинф, 2010. 160 с.
21. Картухина Г.Н. Организация развивающего пространства в условиях интегрированного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. //Методист, 2008.
22. Клещевникова В.И. Нормативно-правовое обеспечение работы коррекционных и оздоровительных групп ДОУ. //Справочник руководителя ДОУ, 2009. 222 с.
23. Климентьева З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций. Казань. 2013.
24. Комплексная работа с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Учебно-методические материалы предлагает библиотека ИРРО. М.: Лабиринт, 2003. 180с.
25. Кривоносова Т.М. Правовой статус детей-инвалидов и детей с ОВЗ в новом законе об образовании. //Справочник руководителя ОУ, 2013.
26. Кузнецова, Г.В. Проблемы детей с двигательными нарушениями в условиях массового сада / Коррекционная педагогика, 2011.
27. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кузьмина Ольга Сергеевна ; Омс. гос. пед. ун-т. Омск, 2015. 202 с.
28. Кучмаева О.В. Нормативная база инклюзивного образования: опыт Москвы. //Народное образование, 2013, №7, с.32.
29. Лазуренко С.Б. Комплексный подход к определению образовательного маршрута детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / С.Б. Лазуренко //Дефектология, 2011.
30. Лекерова Г.Ж. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, 2010. 302 с.
31. Малафеев Н.Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ХХ1веке: учебное пособие, 2007. 320 с.
32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр
«Академия», 2003. 85 с.
33. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции. Дефектология, 2009.
34. Малофеев Н.Н. Специальное образование: наука // Вестник
образования: Тематическое приложение: Специальное образование: состояние, перспективы развития, 2003. 150 с.
35. Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография /Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации, 2012. 207 с.
36. Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV, 2010. 201 с.
37. Миронова М.В. Влияние семьи на жизненный путь ребенка-инвалида: автореф. дис. канд. социол. наук / Миронова Марина Владимировна ; Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2009.
38. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства РФ от 16.01.2002 г.
39. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности - способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики. М.: УЦ «Перспектива», 2012.172 с.
40. Проект. Методические рекомендации по отнесению дошкольных
образовательных учреждений к определенному виду: о
целесообразности расширения видового многообразия дошкол. образоват. учреждений / Департамент гос. политики и норматив.- правового регулирования в сфере образования М-ва образования и науки России // Нар. Образование, 2007.
41. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
42. Пузанов Б.П. Дефектология: словарь-справочник / Б.П.Пузанов. М.: ТЦ Сфера, 2005 .
43. Пушинский С.А. Развитие инклюзивного образования: сборник. М: РООИ «Перспектива», 2007.
44. Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Самарцева Евгения Георгиевна; Орлов. гос. ун-т. Орел, 2012. 212 с.
45. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: методическое пособие. М.: Айрис- пресс, 2004.
46. Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка- инвалида с детства: Автореф. дис...канд. пед. наук / М.М.Семаго; Рос. акад. образования. НИИ дефектологии, 1992. 101 с.
47. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005. (Библ. психолога-практика), 2007.
48. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ
(ред.от 03.08.2018).
49. Семина Н.Н. Как учить детей с ОВЗ / Нина Семина // Здоровье детей : прил. к газ. "Первое сент.". (Репортаж), 2008.
50. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2006.
51. Смолин, О.Н. Экслюзив об инклюзиве / О.Н. Смолин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2012.
52. Тенкачева Т. Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тенкачева Татьяна Рашитовна ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. рук. Е. А. Нахимова. Екатеринбург, 2014. 216 с.
53. Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2010.
54. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
55. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования/ Министерство образования и науки
Российской Федерации. М.: Просвещение, 2013.
56. Федорова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями: автореф. дис. канд. пед. наук / Федорова Светлана Сергеевна; Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2006.
57. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды, 2012. 227с.
58. Флерова Ж.М. Логопедия: Ростов н/Д., 2003. 302 с.
59. Чирва Е.И., Карплюк П.Н. Организация воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной организации: Методические рекомендации. Горно-Алтайск, 2004. 98 с.
60. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, 2004. 236 с.
61. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. 2004.
62. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социс., 2003. 106 с.