Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2. Воспитательная работа в школе: понятие, цель, задачи,
направления 24
1.3. Направления, методы, формы воспитательной работы классного
руководителя с младшими подростками в школе 30
Глава 2. Опыт воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками на примере МАОУ СОШ № 23 г. Волчанска ...42
2.1. Анализ деятельности школы по воспитательной работе классного
руководителя с младшими подростками 42
2.2. Первичная диагностика воспитательной работы классного
руководителя с младшими подростками 48
2.3. Комплекс мероприятий по воспитательной работе классного
руководителя с младшими подростками в школе 55
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2. Воспитательная работа в школе: понятие, цель, задачи,
направления 24
1.3. Направления, методы, формы воспитательной работы классного
руководителя с младшими подростками в школе 30
Глава 2. Опыт воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками на примере МАОУ СОШ № 23 г. Волчанска ...42
2.1. Анализ деятельности школы по воспитательной работе классного
руководителя с младшими подростками 42
2.2. Первичная диагностика воспитательной работы классного
руководителя с младшими подростками 48
2.3. Комплекс мероприятий по воспитательной работе классного
руководителя с младшими подростками в школе 55
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность темы исследования. В момент коренных изменений системы образования Российской Федерации, её модернизации и создании образовательных проектов национального характера, вопросы организации воспитания современных учащихся занимают одно из приоритетных мест.
При становлении Российской Федерации слово «воспитание» отошло на второй план, так как страна была увлечена процессом обучения. В результате данной образовательной политики, государство столкнулось с таким поколением граждан, которые плохо осведомлены об истории своего народа и страны, имеют потребительское отношение к близким людям.
Преобразования в социально-экономических отношениях в стране требуют от подростков адаптации к современным условиям жизни.
Возникает проблема: каким образом в условиях рынка, при смещении ценностных ориентиров и норм морали, сохранить нравственные качества для современного поколения.
Осуществляя процесс воспитательной работы классными руководителями, школа интегрирует жизнь учащихся, учебные занятия, внеурочные занятия за пределами школы, оказывая влияние на предметно-эстетическую, социально-природную среду, неуклонно расширяя воспитательное пространство.
Период младшего подросткового возраста является наиболее благоприятным для закрепления способностей учащихся, для раскрытия в них основ духовного, физического и нравственного здоровья. Выстраивать воспитательный процесс надо так, чтобы жизнь в классе строилась на совместной деятельности учащихся и родителей.
Изучением психолого-педагогической характеристикой младшего подросткового возраста так же занимался Л.С. Выготский. [13].
Проблемой воспитательной работы на протяжении многих лет занимается Е.В. Алексеева, которая раскрывает содержание и сущность воспитательной системы в теоретическом и практическом ее понимании [2].
Планирование воспитательной работы классного руководителя предопределяет достижения системы воспитательной работы в целом. Целенаправленная и четкая организация, прогнозирование и планирование, является помощью педагогам школы для предотвращения отрицательных явлений и ошибок. Систематизированный алгоритм работы, позволят выявить перспективы и пути для решения поставленных воспитательных задач. Четкая организация деятельности классного руководителя является залогом успеха всего воспитательного процесса в школе, поэтому именно организации необходимо уделить особое внимание.
Анализ научной литературы и образовательной практики позволяет сформулировать противоречие между: необходимостью воспитательной работы классными руководителями с младшими подростками в школе и недостаточно разработанным содержанием воспитательной работы в школе по данному вопросу.
Проблема исследования: какие формы, методы и направления входят в содержание воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе?
Таким образом, вышесказанное определило выбор темы исследования: «Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе».
Объект исследования: процесс воспитательной работы классного руководителя в школе.
Предмет исследования: содержание воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных представить комплекс мероприятий по организации воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе должна строиться на основе программы, которая включает в себя выделенные формы (мероприятия, игры, лекции, экскурсии и т.д), методы (беседы, коллективные творческие дела и т.д) и направления (художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное и т.д).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
2. Рассмотреть понятие «воспитательной работы в школе», определить цель, задачи, направления.
3. Определить формы, методы, направления воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе.
4. Проанализировать деятельность воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в МАОУ СОШ № 23 г. Волчанск.
5. Провести первичную диагностику воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, сравнение и обобщение;
- эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: МАОУ СОШ № 23 г. Волчанск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
При становлении Российской Федерации слово «воспитание» отошло на второй план, так как страна была увлечена процессом обучения. В результате данной образовательной политики, государство столкнулось с таким поколением граждан, которые плохо осведомлены об истории своего народа и страны, имеют потребительское отношение к близким людям.
Преобразования в социально-экономических отношениях в стране требуют от подростков адаптации к современным условиям жизни.
Возникает проблема: каким образом в условиях рынка, при смещении ценностных ориентиров и норм морали, сохранить нравственные качества для современного поколения.
Осуществляя процесс воспитательной работы классными руководителями, школа интегрирует жизнь учащихся, учебные занятия, внеурочные занятия за пределами школы, оказывая влияние на предметно-эстетическую, социально-природную среду, неуклонно расширяя воспитательное пространство.
Период младшего подросткового возраста является наиболее благоприятным для закрепления способностей учащихся, для раскрытия в них основ духовного, физического и нравственного здоровья. Выстраивать воспитательный процесс надо так, чтобы жизнь в классе строилась на совместной деятельности учащихся и родителей.
Изучением психолого-педагогической характеристикой младшего подросткового возраста так же занимался Л.С. Выготский. [13].
Проблемой воспитательной работы на протяжении многих лет занимается Е.В. Алексеева, которая раскрывает содержание и сущность воспитательной системы в теоретическом и практическом ее понимании [2].
Планирование воспитательной работы классного руководителя предопределяет достижения системы воспитательной работы в целом. Целенаправленная и четкая организация, прогнозирование и планирование, является помощью педагогам школы для предотвращения отрицательных явлений и ошибок. Систематизированный алгоритм работы, позволят выявить перспективы и пути для решения поставленных воспитательных задач. Четкая организация деятельности классного руководителя является залогом успеха всего воспитательного процесса в школе, поэтому именно организации необходимо уделить особое внимание.
Анализ научной литературы и образовательной практики позволяет сформулировать противоречие между: необходимостью воспитательной работы классными руководителями с младшими подростками в школе и недостаточно разработанным содержанием воспитательной работы в школе по данному вопросу.
Проблема исследования: какие формы, методы и направления входят в содержание воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе?
Таким образом, вышесказанное определило выбор темы исследования: «Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе».
Объект исследования: процесс воспитательной работы классного руководителя в школе.
Предмет исследования: содержание воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных представить комплекс мероприятий по организации воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе должна строиться на основе программы, которая включает в себя выделенные формы (мероприятия, игры, лекции, экскурсии и т.д), методы (беседы, коллективные творческие дела и т.д) и направления (художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное и т.д).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
2. Рассмотреть понятие «воспитательной работы в школе», определить цель, задачи, направления.
3. Определить формы, методы, направления воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе.
4. Проанализировать деятельность воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в МАОУ СОШ № 23 г. Волчанск.
5. Провести первичную диагностику воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, сравнение и обобщение;
- эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: МАОУ СОШ № 23 г. Волчанск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Как показывает исследование, существующие проблемы в воспитательной работе младших подростков на современном этапе обуславливают необходимость более подробного рассмотрения данного вопроса.
Анализ психолого-педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с младшими подростками комплексной регулярной воспитательной работы классным руководителем в школе.
В ходе работы над темой «Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе» нами было проанализировано современное состояние проблемы.
Актуальность воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, между необходимостью воспитательной работы с младшими подростками в образовательном учреждении и недостаточно разработанным содержанием организации воспитательной работы в среднем звене школы.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы изучили:
1. Психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст приходится на возраст от 10 до 13 лет в соответствии с периодизацией Я. Фруктовой.
Младший подростковый возраст - это время развития (физического, физиологического и т.д.), когда происходят кардинальные изменения в организме и в психике младшего подростка, а также происходит формирование личности человека.
Главное новообразование младшего подросткового возраста - это открытие «Я», осознание собственной индивидуальности.
У младших подростков складывается две системы взаимоотношений: одна - с взрослыми, другая - со сверстниками, которые нередко входят в противоречие друг с другом.
2. Рассмотрели воспитательную работу в школе: понятие, цель, задачи, направления.
Воспитательная работа классного руководителя в школе - профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и открытом социуме. Она предполагает выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
Цель воспитательной работы школы - развитие высокоинтеллектуальной, компетентной, сознательной личности с гражданской позицией, способной к самореализации и проявления своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи воспитательной работы:
1) формирование общения и доброжелательных отношений младших подростков;
2) совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения младших подростков;
3) развитие умений и навыков умственного труда;
4) воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;
5) воспитание эстетической культуры;
6) физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
7) развитие самостоятельности;
8) интеллектуальный и личностный рост, стимулирование психического развития младших подростков.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания.
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие
направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
3. Рассмотрели формы и методы воспитательной работы в школе. Формы воспитательной работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
Организация и проведение работы по воспитанию, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Формы воспитания - способы воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности младших подростков. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания».
По результатам диагностики выявления уровня организации воспитательной работы с младшими подростками в школе необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы педагогами МАОУ СОШ № 23 г. Волчанска в 2017/2018 уч. гг. можно считать выполненными.
Можно сделать вывод, что в средней школе хоть и уделяется внимание воспитательной работе младших подростков, но как оказалось в неполном объеме.
Сравнивая результаты диагностик, мы пришли к выводу, что комплекс разработанных нами мероприятий дал положительные результаты.
Уровень организации воспитательной работы с младшими подростками в средней школе значительно повысился.
Таким образом, воспитательная работы с младшими подростками - это система действий педагогических работников образовательной организации, направленных на выявление состояния воспитательной работы в школе и проектирование её развития.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных направлений, форм и методов воспитательной работы, общие усилия школы и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы с младшим подросткам.
Цель исследования достигнута, мы разработали и внедрили комплекс мероприятий по организации воспитательной работы младших подростков в школе.
В ходе нашей работы подтверждены гипотеза и решены поставленные задачи практического характера.
Анализ психолого-педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с младшими подростками комплексной регулярной воспитательной работы классным руководителем в школе.
В ходе работы над темой «Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе» нами было проанализировано современное состояние проблемы.
Актуальность воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, между необходимостью воспитательной работы с младшими подростками в образовательном учреждении и недостаточно разработанным содержанием организации воспитательной работы в среднем звене школы.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы изучили:
1. Психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст приходится на возраст от 10 до 13 лет в соответствии с периодизацией Я. Фруктовой.
Младший подростковый возраст - это время развития (физического, физиологического и т.д.), когда происходят кардинальные изменения в организме и в психике младшего подростка, а также происходит формирование личности человека.
Главное новообразование младшего подросткового возраста - это открытие «Я», осознание собственной индивидуальности.
У младших подростков складывается две системы взаимоотношений: одна - с взрослыми, другая - со сверстниками, которые нередко входят в противоречие друг с другом.
2. Рассмотрели воспитательную работу в школе: понятие, цель, задачи, направления.
Воспитательная работа классного руководителя в школе - профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и открытом социуме. Она предполагает выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
Цель воспитательной работы школы - развитие высокоинтеллектуальной, компетентной, сознательной личности с гражданской позицией, способной к самореализации и проявления своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи воспитательной работы:
1) формирование общения и доброжелательных отношений младших подростков;
2) совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения младших подростков;
3) развитие умений и навыков умственного труда;
4) воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;
5) воспитание эстетической культуры;
6) физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
7) развитие самостоятельности;
8) интеллектуальный и личностный рост, стимулирование психического развития младших подростков.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания.
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие
направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
3. Рассмотрели формы и методы воспитательной работы в школе. Формы воспитательной работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
Организация и проведение работы по воспитанию, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Формы воспитания - способы воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности младших подростков. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания».
По результатам диагностики выявления уровня организации воспитательной работы с младшими подростками в школе необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы педагогами МАОУ СОШ № 23 г. Волчанска в 2017/2018 уч. гг. можно считать выполненными.
Можно сделать вывод, что в средней школе хоть и уделяется внимание воспитательной работе младших подростков, но как оказалось в неполном объеме.
Сравнивая результаты диагностик, мы пришли к выводу, что комплекс разработанных нами мероприятий дал положительные результаты.
Уровень организации воспитательной работы с младшими подростками в средней школе значительно повысился.
Таким образом, воспитательная работы с младшими подростками - это система действий педагогических работников образовательной организации, направленных на выявление состояния воспитательной работы в школе и проектирование её развития.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных направлений, форм и методов воспитательной работы, общие усилия школы и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы с младшим подросткам.
Цель исследования достигнута, мы разработали и внедрили комплекс мероприятий по организации воспитательной работы младших подростков в школе.
В ходе нашей работы подтверждены гипотеза и решены поставленные задачи практического характера.
Подобные работы
- Киноклуб как форма правового воспитания младших подростков в
школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация правового воспитания младших подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание культуры поведения у младших подростков
в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Специфика деятельности классного руководителя в сельской школе (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Организация воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовой культуры у младших подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



