Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2. Воспитательная работа в школе: понятие, цель, задачи,
направления 24
1.3. Направления, методы, формы воспитательной работы классного
руководителя с младшими подростками в школе 30
Глава 2. Опыт воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками на примере МАОУ СОШ № 23 г. Волчанска ...42
2.1. Анализ деятельности школы по воспитательной работе классного
руководителя с младшими подростками 42
2.2. Первичная диагностика воспитательной работы классного
руководителя с младшими подростками 48
2.3. Комплекс мероприятий по воспитательной работе классного
руководителя с младшими подростками в школе 55
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность темы исследования. В момент коренных изменений системы образования Российской Федерации, её модернизации и создании образовательных проектов национального характера, вопросы организации воспитания современных учащихся занимают одно из приоритетных мест.
При становлении Российской Федерации слово «воспитание» отошло на второй план, так как страна была увлечена процессом обучения. В результате данной образовательной политики, государство столкнулось с таким поколением граждан, которые плохо осведомлены об истории своего народа и страны, имеют потребительское отношение к близким людям.
Преобразования в социально-экономических отношениях в стране требуют от подростков адаптации к современным условиям жизни.
Возникает проблема: каким образом в условиях рынка, при смещении ценностных ориентиров и норм морали, сохранить нравственные качества для современного поколения.
Осуществляя процесс воспитательной работы классными руководителями, школа интегрирует жизнь учащихся, учебные занятия, внеурочные занятия за пределами школы, оказывая влияние на предметно-эстетическую, социально-природную среду, неуклонно расширяя воспитательное пространство.
Период младшего подросткового возраста является наиболее благоприятным для закрепления способностей учащихся, для раскрытия в них основ духовного, физического и нравственного здоровья. Выстраивать воспитательный процесс надо так, чтобы жизнь в классе строилась на совместной деятельности учащихся и родителей.
Изучением психолого-педагогической характеристикой младшего подросткового возраста так же занимался Л.С. Выготский. [13].
Проблемой воспитательной работы на протяжении многих лет занимается Е.В. Алексеева, которая раскрывает содержание и сущность воспитательной системы в теоретическом и практическом ее понимании [2].
Планирование воспитательной работы классного руководителя предопределяет достижения системы воспитательной работы в целом. Целенаправленная и четкая организация, прогнозирование и планирование, является помощью педагогам школы для предотвращения отрицательных явлений и ошибок. Систематизированный алгоритм работы, позволят выявить перспективы и пути для решения поставленных воспитательных задач. Четкая организация деятельности классного руководителя является залогом успеха всего воспитательного процесса в школе, поэтому именно организации необходимо уделить особое внимание.
Анализ научной литературы и образовательной практики позволяет сформулировать противоречие между: необходимостью воспитательной работы классными руководителями с младшими подростками в школе и недостаточно разработанным содержанием воспитательной работы в школе по данному вопросу.
Проблема исследования: какие формы, методы и направления входят в содержание воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе?
Таким образом, вышесказанное определило выбор темы исследования: «Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе».
Объект исследования: процесс воспитательной работы классного руководителя в школе.
Предмет исследования: содержание воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных представить комплекс мероприятий по организации воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе должна строиться на основе программы, которая включает в себя выделенные формы (мероприятия, игры, лекции, экскурсии и т.д), методы (беседы, коллективные творческие дела и т.д) и направления (художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное и т.д).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
2. Рассмотреть понятие «воспитательной работы в школе», определить цель, задачи, направления.
3. Определить формы, методы, направления воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в школе.
4. Проанализировать деятельность воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками в МАОУ СОШ № 23 г. Волчанск.
5. Провести первичную диагностику воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, сравнение и обобщение;
- эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: МАОУ СОШ № 23 г. Волчанск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Как показывает исследование, существующие проблемы в воспитательной работе младших подростков на современном этапе обуславливают необходимость более подробного рассмотрения данного вопроса.
Анализ психолого-педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с младшими подростками комплексной регулярной воспитательной работы классным руководителем в школе.
В ходе работы над темой «Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе» нами было проанализировано современное состояние проблемы.
Актуальность воспитательной работы классного руководителя с младшими подростками обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, между необходимостью воспитательной работы с младшими подростками в образовательном учреждении и недостаточно разработанным содержанием организации воспитательной работы в среднем звене школы.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы изучили:
1. Психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст приходится на возраст от 10 до 13 лет в соответствии с периодизацией Я. Фруктовой.
Младший подростковый возраст - это время развития (физического, физиологического и т.д.), когда происходят кардинальные изменения в организме и в психике младшего подростка, а также происходит формирование личности человека.
Главное новообразование младшего подросткового возраста - это открытие «Я», осознание собственной индивидуальности.
У младших подростков складывается две системы взаимоотношений: одна - с взрослыми, другая - со сверстниками, которые нередко входят в противоречие друг с другом.
2. Рассмотрели воспитательную работу в школе: понятие, цель, задачи, направления.
Воспитательная работа классного руководителя в школе - профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и открытом социуме. Она предполагает выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
Цель воспитательной работы школы - развитие высокоинтеллектуальной, компетентной, сознательной личности с гражданской позицией, способной к самореализации и проявления своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи воспитательной работы:
1) формирование общения и доброжелательных отношений младших подростков;
2) совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения младших подростков;
3) развитие умений и навыков умственного труда;
4) воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;
5) воспитание эстетической культуры;
6) физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
7) развитие самостоятельности;
8) интеллектуальный и личностный рост, стимулирование психического развития младших подростков.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания.
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие
направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
3. Рассмотрели формы и методы воспитательной работы в школе. Формы воспитательной работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
Организация и проведение работы по воспитанию, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Формы воспитания - способы воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности младших подростков. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания».
По результатам диагностики выявления уровня организации воспитательной работы с младшими подростками в школе необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы педагогами МАОУ СОШ № 23 г. Волчанска в 2017/2018 уч. гг. можно считать выполненными.
Можно сделать вывод, что в средней школе хоть и уделяется внимание воспитательной работе младших подростков, но как оказалось в неполном объеме.
Сравнивая результаты диагностик, мы пришли к выводу, что комплекс разработанных нами мероприятий дал положительные результаты.
Уровень организации воспитательной работы с младшими подростками в средней школе значительно повысился.
Таким образом, воспитательная работы с младшими подростками - это система действий педагогических работников образовательной организации, направленных на выявление состояния воспитательной работы в школе и проектирование её развития.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных направлений, форм и методов воспитательной работы, общие усилия школы и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы с младшим подросткам.
Цель исследования достигнута, мы разработали и внедрили комплекс мероприятий по организации воспитательной работы младших подростков в школе.
В ходе нашей работы подтверждены гипотеза и решены поставленные задачи практического характера.
1. Александрова Е. В. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование. 2012. № 9. С.227-235.
2. Алексеева Е. В. Рекомендации по составлению плана воспитат. работы для классных руководителей М: Интер, 2014. С.69-74.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
4. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова. М.: Просвещение, 2014. 176 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
6. Блонский П. П. О мышление подростка/ П. П. Блонский // Возрастная и педагогическая психология. 5-е изд., стереотип. М .: Академия, 2008. С. 273-275.
7. Борытко Н.С. Целеполагание в воспитательной работе // Воспитание школьников. 2012. № 1. С. 2-8.
8. Букин А. Р. Можно ли управлять воспитанием? // Управление школой: Прилож. к газ. "Первое сентября". 2013. № 36. С. 6-12.
9. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань: Изд-во КГУ, 1967.
10. Волховитин С. М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня // Старшая школа. 2015. № 2. С. 50-52.
11. Воронов В. В. Технология воспитания и личность учителя // Школа и производство. 2013. № 7. С. 7-11.
12. Воропаев М. И. Стратегия развития школы // Народное образование. 2013. № 7. С. 117-121.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество подростка/ Л. С.
Выготский // Возрастная и педагогическая психология. 5-е изд., стереотип. М .: Академия, 2008. С. 283-285.
14. Гаврилин А. В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы // Педагогическая диагностика. 2012. № 5. С.114-119.
15. Голованова Н. Ф. Особенности технологии воспитательной работы в старшей школе // Старшая школа: Плюс до и после. 2013. № 3. С. 59-67.
16. Григорьев Д. Н. Результаты и эффекты воспитания // Воспитательная работа в школе. 2012. № 5. С. 117-123.
17. Демакова И. В. Гуманитарные критерии оценки воспитательной деятельности общеобразовательной школы // Воспитательная работа в школе. 2013. № 2. С. 91-98.
18. Забродский Н. Н. Возрастная психология: пособие. / М. М. Забродский. М .: Академия, 2002. 103 с.
19. Золотухина И. В. Уровень готовности педагога к воспитательной деятельности // Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 9-16.
20. Каверин Ю. В. Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год // Воспитательная работа. 2011. № 6. С. 119-122.
21. Кле М. Психология подростка / М.Кле // Психология развития. М .: ЧеРо, 2005. С. 318-330.
22. Коган М. Н. Метод проектов в воспитательной работе // Воспитательная работа в школе. 2011. № 4. С. 120-126.
23. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». 2005. 448 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М. : ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
25. Куприянов Б. А. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2013. № 4. С.19-26.
26. Кутишенко В. П. Возрастная и педагогическая психология (курс лекций): учеб. пособие. / В. П. Кутишенко. (2-е изд). М .: Центр учебной литературы, 2010. 128 с.
27. Леванова Е. Тренинги психопластики для подростков // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 119-125.
28. Лекерова Г. Ж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения // Психология обучения. 2012. № 6. С. 17-28.
29. Леонова А. Б. Психодиагностика и регуляция функциональных состояний учащихся / А. Б. Леонова; под ред. Г. Г. Аракелова // Учителям и родителям о психологии подростка. М .: Высшая школа, 1990. С. 168-197.
30. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2009. 160 с.
31. Мещеряков Б.Г., Зинченко, В.П.
Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 666 с.
32. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. М. : Педагогика, 2016. 198 с.
33. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / М.: Академия, 2007. 419 с.
34. Немов Р. С. Психология: Учеб. [Для студ. высш. учеб. зав.]: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. (3-е изд.) М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 608 с.
35. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова. М.: Просвещение, 1996. 351 с.
36. Ополовнина И. В. Концепция воспитательной системы школы // Старшая школа: Плюс до и после. 2013. № 6. С. 42-44.
37. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2009. 531 с.
38. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
39. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. 296 с.
40. Пергаменщик Л.А. БГПУ: Факультет психологии // Краткая характеристика психологического развития подростка. Режим доступа: http://psy.bspu.unibel.by/psy pozn/docs/1-1-3.htm.
41. Психологический словарь/ под общ. ред. И.А. Петровского. М., 1990.
42. Психолого-педагогический словарь/ Автор сост. В.А. Мижериков - Ростов на Дону. : Феникс, 1998. 540 с
43. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана. СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 512 с.
44. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы/ А.А. Реан - СПб. : Питер, 1999. 299 с.
45. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность/ М.: Академия, 2009. 208 с.
46. Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб.з аведений / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
47. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
48. Российская педагогическая энциклопедия/ под ред. А.П. Горкина. М. : БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1999.
49. Свечение М. В. Возрастная психология: пособие. / В. Свечение, Л. П. Василенко. М .: Академиздат, 2005. 360 с.
50. Социальная компетентность: словарь / под ред. И.Р. Гумерова. СПб. : Питер, 1999.
51. Степанов П. В. Воспитательный процесс: от изучения результатов
к управлению по результатам // Воспитательная работа. 2010. № 4. С. 61-64.
52. Степанов П. В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся // Управление воспитательным процессом в школе. 2014. № 1. С. 93-100.
53. Талько М. И. Изменения в организме младшего подростка / Н. И. Талько // Психолог. 2006. № 2-3. С. 36-37.
54. Тимошко Е.А., Лепнева, О.А. Качество воспитательного процесса: проблемы изучения оценки/ Педагогическая диагностика. 2011. №
4. С. 5-16.
55. Фруктовая Я. С. Формирование морально-этических норм у младших подростков / Я. С. Фруктовая // Психолог. 2006. № 33. С. 7-10.
56. Чабовская А.П., Голубев, В.В., Егорова, Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Учебник для студентов педагогических институтов / А.П. Чабовская, В.В. Голубев, Т.И. Егорова. 3-е изд., доп. и перераб. М. : Просвещение, 1987. 272 с.
57. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
58. Шостром Э. Анти - Карнеги / Э. Шостром. Мн.: Попурри, 2004. 127 с.
59. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: МПА, 1995. 224 с.
60. Якиманская И. С. Психология и педагогика сегодня: монография (под общ.ред. М. Ю. Бурыкиной) / Якиманская И. С., Виноградова Е. Е., Гончакова Сибирская Н. П., Данилова С. И., Мезенцева Е. Б., Окулова Н.П., Уртенов Н. С. Ставрополь, Логос, 2012. 164 с.