Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Правовое воспитание: понятие и сущность 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 17
1.3. Правовое воспитание младших школьников как направление
деятельности общеобразовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию младших школьников МАОУ СОШ № 13 города Североуральска 34
2.1. Анализ правового воспитания младших школьников 34
2.2. Диагностика уровня правовой воспитанности младших школьников.. 46
2.3. Разработка комплекса мероприятий по правовому воспитанию
младших школьников 52
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Правовое воспитание: понятие и сущность 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 17
1.3. Правовое воспитание младших школьников как направление
деятельности общеобразовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию младших школьников МАОУ СОШ № 13 города Североуральска 34
2.1. Анализ правового воспитания младших школьников 34
2.2. Диагностика уровня правовой воспитанности младших школьников.. 46
2.3. Разработка комплекса мероприятий по правовому воспитанию
младших школьников 52
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена важностью правового воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества. На исследование вопросов в сфере правового воспитания обращают внимание, как педагоги, так и юристы. Проблема в том, что в настоящий момент одной из значимых задач предъявляется становление гражданского общества, обязательных условиями которого является расширение и углубление правовых знаний граждан в целом и молодежи в частности, преимущество правового поведения, господство прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма.
Из сказанного следует, что формирование и развитие правового государства, в котором главными становятся соблюдение прав человека и ценность личности, находится в зависимости, в значительной степени, от воспитания и образования будущего поколения. Необходимость повышения информированности в области прав человека осознается мировым сообществом как важнейший компонент господства общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание собственных прав и свобод, способность ими воспользоваться, сохранить, конкретное осознание целостности свободы и ответственности составляет основу правовой воспитанности личности.
Понимание проблем, мешающих становлению гражданского общества, способствовали принятию Президентом Российской «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [30], Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [42], утверждению распоряжением Правительства Российской Федерации №167 от 5 февраля 2015 года плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей [35],методических рекомендаций по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации в письме от 3 октября 2017 года N 09-1995. Признание значимости правового воспитания отражено в письме Министерства Образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся» [32]
Обязанности осуществить принятые государством положения, достичь поставленных задач правового воспитания подрастающего поколения, в значительной степени, предъявляются как основные цели системы образования, в которую включены общеобразовательные организации, обеспечивающие воспитание личности, соединяющей в себе приверженность принципам морали, духовное, культурное богатство и правовую законопослушность, осуществляемое в сотрудничестве с родителями обучающихся.
В законе «Об образовании» подчёркивается, что основная задача школы - воспитание человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование данного общества. Обозначены главные приоритеты образования: воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе и семье. Отсюда следует, что в современный момент возникает крайняя необходимость в применении всевозможных воспитательных средств в образовательном процессе школы для воспитания школьников в атмосфере уважения прав человека, его человеческого достоинства, преобладания справедливости. Вследствие этого значительно увеличился интерес и ученых и педагогов к проблеме правового воспитания школьников[43]
Правовое воспитание школьников - непрерывный процесс в течение всех школьных лет получения образования ребенком. Особая роль в этом процессе отводится начальной школе, предъявляемая фундаментом, на котором базируется дальнейшее воспитание личности. Первый период обучения в школе - это период чувственного принятия всеобщих духовно-нравственных ценностей, являющихся основой человеческой культуры.
Психолого-возрастные особенности младшего школьника становятся благоприятными предпосылками для присвоения и интериоризации общечеловеческих ценностей. Помимо этого, в нынешних обстоятельствах возрастает потребность в профилактике противоправного поведения в среде детей, не являющихся еще полностью дееспособными, чтобы нести правовую ответственность, с целью предотвращения правонарушений и безнаказанности за свои действия.
Вопросам правового воспитания младших школьников на начальной ступени образования посвящены труды Н.Г. Аверина, С.Н. Башмаковой, Е.В. Горбачева, И.А. Плешкова, А.А. Савичева, Н.Г. Суворовой, В.В. Толмачевой, О.В. Чикишевой О.В. и др., но проблема требует дальнейшего изучения и практического использования.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации».
Противоречие заключается в расхождении между современными требованиями к правовому воспитанию младших школьников и недостаточностью теоретической разработки и практической реализации комплексов различных мероприятий по правовому воспитанию на ступени начального общего образования.
Проблема исследования как осуществлять правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации?
Объект исследования - правовое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - формы и методы правового воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс мероприятий по правовому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: разработка и проведение мероприятий, направленных на усвоение правовых знаний и представлений, формирование патриотических ценностей, взглядов, идеалов и умений применять права и обязанности в повседневной жизни, будут способствовать повышению уровня правовой воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты понятия «правовое воспитание».
2. Охарактеризовать развития младших школьников общеобразовательной организации.
3. Описать правовое воспитание младших школьников как направление деятельности общеобразовательной организации.
4. Проанализировать систему правового воспитания младших школьников в МАОУ СОШ №13 города Североуральска.
5. Осуществить диагностику уровня правовой воспитанности младших школьников МАОУ СОШ №13 города Североуральска
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение; эмпирические: анализ документов, анкетирование, тестирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 поселка Черемухово города Североуральска Свердловской области.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
Из сказанного следует, что формирование и развитие правового государства, в котором главными становятся соблюдение прав человека и ценность личности, находится в зависимости, в значительной степени, от воспитания и образования будущего поколения. Необходимость повышения информированности в области прав человека осознается мировым сообществом как важнейший компонент господства общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание собственных прав и свобод, способность ими воспользоваться, сохранить, конкретное осознание целостности свободы и ответственности составляет основу правовой воспитанности личности.
Понимание проблем, мешающих становлению гражданского общества, способствовали принятию Президентом Российской «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [30], Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [42], утверждению распоряжением Правительства Российской Федерации №167 от 5 февраля 2015 года плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей [35],методических рекомендаций по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации в письме от 3 октября 2017 года N 09-1995. Признание значимости правового воспитания отражено в письме Министерства Образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся» [32]
Обязанности осуществить принятые государством положения, достичь поставленных задач правового воспитания подрастающего поколения, в значительной степени, предъявляются как основные цели системы образования, в которую включены общеобразовательные организации, обеспечивающие воспитание личности, соединяющей в себе приверженность принципам морали, духовное, культурное богатство и правовую законопослушность, осуществляемое в сотрудничестве с родителями обучающихся.
В законе «Об образовании» подчёркивается, что основная задача школы - воспитание человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование данного общества. Обозначены главные приоритеты образования: воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе и семье. Отсюда следует, что в современный момент возникает крайняя необходимость в применении всевозможных воспитательных средств в образовательном процессе школы для воспитания школьников в атмосфере уважения прав человека, его человеческого достоинства, преобладания справедливости. Вследствие этого значительно увеличился интерес и ученых и педагогов к проблеме правового воспитания школьников[43]
Правовое воспитание школьников - непрерывный процесс в течение всех школьных лет получения образования ребенком. Особая роль в этом процессе отводится начальной школе, предъявляемая фундаментом, на котором базируется дальнейшее воспитание личности. Первый период обучения в школе - это период чувственного принятия всеобщих духовно-нравственных ценностей, являющихся основой человеческой культуры.
Психолого-возрастные особенности младшего школьника становятся благоприятными предпосылками для присвоения и интериоризации общечеловеческих ценностей. Помимо этого, в нынешних обстоятельствах возрастает потребность в профилактике противоправного поведения в среде детей, не являющихся еще полностью дееспособными, чтобы нести правовую ответственность, с целью предотвращения правонарушений и безнаказанности за свои действия.
Вопросам правового воспитания младших школьников на начальной ступени образования посвящены труды Н.Г. Аверина, С.Н. Башмаковой, Е.В. Горбачева, И.А. Плешкова, А.А. Савичева, Н.Г. Суворовой, В.В. Толмачевой, О.В. Чикишевой О.В. и др., но проблема требует дальнейшего изучения и практического использования.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации».
Противоречие заключается в расхождении между современными требованиями к правовому воспитанию младших школьников и недостаточностью теоретической разработки и практической реализации комплексов различных мероприятий по правовому воспитанию на ступени начального общего образования.
Проблема исследования как осуществлять правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации?
Объект исследования - правовое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - формы и методы правового воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс мероприятий по правовому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: разработка и проведение мероприятий, направленных на усвоение правовых знаний и представлений, формирование патриотических ценностей, взглядов, идеалов и умений применять права и обязанности в повседневной жизни, будут способствовать повышению уровня правовой воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты понятия «правовое воспитание».
2. Охарактеризовать развития младших школьников общеобразовательной организации.
3. Описать правовое воспитание младших школьников как направление деятельности общеобразовательной организации.
4. Проанализировать систему правового воспитания младших школьников в МАОУ СОШ №13 города Североуральска.
5. Осуществить диагностику уровня правовой воспитанности младших школьников МАОУ СОШ №13 города Североуральска
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение; эмпирические: анализ документов, анкетирование, тестирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 поселка Черемухово города Североуральска Свердловской области.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
Анализ теоретических взглядов на сущность понятия «правовое воспитание» показал наличие множественных подходов и суждений к его пониманию. В то же время на современном этапе становления гражданско- правового государства правовому воспитанию предоставляется первостепенная роль в ряду приоритетов образовательной политики. Так же термин «правовое воспитание» широко используется в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Выделяют два основных направления в понимании правового воспитания. Первое направление рассматривает правовое воспитание как целенаправленное повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Второе, в значительной мере, связано с правовой социализацией человека, когда он воспитывается окружающей средой в целом и социализируется в правовой сфере.
Правовое воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, поведенческих установок.
Цель правового воспитания - это повышение уровня правовой воспитанности младших школьников. К формам правового воспитания относится: правовое обучение; правовая пропаганда; устная правовая пропаганда; наглядная информация; воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам; самовоспитание.
Результатом правового воспитания является - правовая воспитанность. Правовая воспитанность включает в себя три компонента: когнитивный компонент, который включает запас правовых знаний и представлений человека о нормах права; эмоционально-оценочный компонент, характеризующийся отношением к праву и проявляющийся в наличии внутренней убежденности действовать в соответствии с правовыми нормами и поведенческий компонент, проявляющийся в умении использовать правовые знания, реализации правового поведения, выполнения своих обязанностей и адекватное отстаивание прав.
Изучение особенностей развития младших школьников общеобразовательной организации свидетельствует о том, что возраст сенситивен для правового воспитания, так как у ребенка в начальной школе имеет место становление основ научной картины мира, представлений гражданственности, моральных понятий, связанных с выполнением долга, пониманием единства прав и обязанностей. В этом возрасте у школьников развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, преобладает стремление взаимодействовать со значимым взрослым; восприимчивость к противодействию отрицательным поступкам, грубости и жестокости. Но так же присутствует легкоранимость, снижение воли и недостаточность жизненного опыта, поэтому необходимо целенаправленно формировать его убеждения и ценностные ориентации, направлять его активность на социально одобряемые действия, приветствуемые законом.
Правовое воспитание младших школьников является важным направлением в деятельности общеобразовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и стандартами современного начального общего образования. В образовательных организациях правовое воспитание осуществляется по направлениям: обеспечение получения знаний и информации по правовым вопросам; доведение до сведения необходимости законопослушного поведения, воспитание уважения к закону, честного выполнения обязанностей и соблюдения правовых норм. Для достижения целей и задач правового воспитания у классных руководителей и специалистов школы имеется достаточный запас педагогических и методических средств, методов, форм и приемов, практического опыта для проведения мероприятий с младшими школьниками и их родителями.
Анализ деятельности по правовому воспитанию младших школьников в МАОУ СОШ №13 города Североуральска показал, что положительным является снижение количества правонарушений; отсутствие роста числа школьников, поставленных на учет в учреждениях профилактики; отсутствие случаев школьного травматизма за учебный год; фактов жестокого обращения с несовершеннолетними. К минусам можно отнести отсутствие отдельного правового направления в планировании классного руководителя, недостаточную систематичность работы и использование традиционных форм мероприятий в работе с младшими школьниками.
Диагностика уровня правовой воспитанности младших школьников МАОУ СОШ №13 города Североуральска показала, что по тесту «Правила дорожного движения» преобладает низкий уровень; по методике «Мои права и свободы» также - низкий уровень; по методу незаконченный тезис «Моя страна» - средний; по тесту «Правила школьной жизни» - высокий. Младшие школьники ценят семью и Малую Родину, имеют средний уровень воспитанности, трудолюбивы, но чаще действуют по инициативе и под контролем взрослых, не проявляют самостоятельности и активности.
Выявлены пробелы в знаниях правового характера; неполное выполнение обязанностей школьника; недостаточное соблюдение правил и общественных норм; недостаточно сформированное убеждение в необходимости правопослушного поведения; недостаточная убежденность в необходимости и ценности участия в делах класса и школы, как проявления собственной гражданской позиции, отношения к своей стране и ее народу.
Для повышения уровня правовой воспитанности младших школьников разработан и осуществлен комплекс мероприятий, направленный на усвоение правовых знаний и представлений, формирование ценностей, взглядов, убеждений и умений применять права и обязанности в повседневной жизни.
Можно констатировать, что цели и задачи исследования достигнуты.
Выделяют два основных направления в понимании правового воспитания. Первое направление рассматривает правовое воспитание как целенаправленное повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Второе, в значительной мере, связано с правовой социализацией человека, когда он воспитывается окружающей средой в целом и социализируется в правовой сфере.
Правовое воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, поведенческих установок.
Цель правового воспитания - это повышение уровня правовой воспитанности младших школьников. К формам правового воспитания относится: правовое обучение; правовая пропаганда; устная правовая пропаганда; наглядная информация; воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам; самовоспитание.
Результатом правового воспитания является - правовая воспитанность. Правовая воспитанность включает в себя три компонента: когнитивный компонент, который включает запас правовых знаний и представлений человека о нормах права; эмоционально-оценочный компонент, характеризующийся отношением к праву и проявляющийся в наличии внутренней убежденности действовать в соответствии с правовыми нормами и поведенческий компонент, проявляющийся в умении использовать правовые знания, реализации правового поведения, выполнения своих обязанностей и адекватное отстаивание прав.
Изучение особенностей развития младших школьников общеобразовательной организации свидетельствует о том, что возраст сенситивен для правового воспитания, так как у ребенка в начальной школе имеет место становление основ научной картины мира, представлений гражданственности, моральных понятий, связанных с выполнением долга, пониманием единства прав и обязанностей. В этом возрасте у школьников развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, преобладает стремление взаимодействовать со значимым взрослым; восприимчивость к противодействию отрицательным поступкам, грубости и жестокости. Но так же присутствует легкоранимость, снижение воли и недостаточность жизненного опыта, поэтому необходимо целенаправленно формировать его убеждения и ценностные ориентации, направлять его активность на социально одобряемые действия, приветствуемые законом.
Правовое воспитание младших школьников является важным направлением в деятельности общеобразовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и стандартами современного начального общего образования. В образовательных организациях правовое воспитание осуществляется по направлениям: обеспечение получения знаний и информации по правовым вопросам; доведение до сведения необходимости законопослушного поведения, воспитание уважения к закону, честного выполнения обязанностей и соблюдения правовых норм. Для достижения целей и задач правового воспитания у классных руководителей и специалистов школы имеется достаточный запас педагогических и методических средств, методов, форм и приемов, практического опыта для проведения мероприятий с младшими школьниками и их родителями.
Анализ деятельности по правовому воспитанию младших школьников в МАОУ СОШ №13 города Североуральска показал, что положительным является снижение количества правонарушений; отсутствие роста числа школьников, поставленных на учет в учреждениях профилактики; отсутствие случаев школьного травматизма за учебный год; фактов жестокого обращения с несовершеннолетними. К минусам можно отнести отсутствие отдельного правового направления в планировании классного руководителя, недостаточную систематичность работы и использование традиционных форм мероприятий в работе с младшими школьниками.
Диагностика уровня правовой воспитанности младших школьников МАОУ СОШ №13 города Североуральска показала, что по тесту «Правила дорожного движения» преобладает низкий уровень; по методике «Мои права и свободы» также - низкий уровень; по методу незаконченный тезис «Моя страна» - средний; по тесту «Правила школьной жизни» - высокий. Младшие школьники ценят семью и Малую Родину, имеют средний уровень воспитанности, трудолюбивы, но чаще действуют по инициативе и под контролем взрослых, не проявляют самостоятельности и активности.
Выявлены пробелы в знаниях правового характера; неполное выполнение обязанностей школьника; недостаточное соблюдение правил и общественных норм; недостаточно сформированное убеждение в необходимости правопослушного поведения; недостаточная убежденность в необходимости и ценности участия в делах класса и школы, как проявления собственной гражданской позиции, отношения к своей стране и ее народу.
Для повышения уровня правовой воспитанности младших школьников разработан и осуществлен комплекс мероприятий, направленный на усвоение правовых знаний и представлений, формирование ценностей, взглядов, убеждений и умений применять права и обязанности в повседневной жизни.
Можно констатировать, что цели и задачи исследования достигнуты.
Подобные работы
- Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Экологическое воспитание младших школьников в общеобразовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание младших школьников
во внеурочной деятельности в школе
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовых знаний у подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Киноклуб как форма правового воспитания младших подростков в
школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация правового воспитания школьников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание младших школьников в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Правовое воспитание младших подростков в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



