Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации

Работа №96925

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Правовое воспитание: понятие и сущность 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 17
1.3. Правовое воспитание младших школьников как направление
деятельности общеобразовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию младших школьников МАОУ СОШ № 13 города Североуральска 34
2.1. Анализ правового воспитания младших школьников 34
2.2. Диагностика уровня правовой воспитанности младших школьников.. 46
2.3. Разработка комплекса мероприятий по правовому воспитанию
младших школьников 52
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения

Актуальность темы исследования обусловлена важностью правового воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества. На исследование вопросов в сфере правового воспитания обращают внимание, как педагоги, так и юристы. Проблема в том, что в настоящий момент одной из значимых задач предъявляется становление гражданского общества, обязательных условиями которого является расширение и углубление правовых знаний граждан в целом и молодежи в частности, преимущество правового поведения, господство прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма.
Из сказанного следует, что формирование и развитие правового государства, в котором главными становятся соблюдение прав человека и ценность личности, находится в зависимости, в значительной степени, от воспитания и образования будущего поколения. Необходимость повышения информированности в области прав человека осознается мировым сообществом как важнейший компонент господства общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание собственных прав и свобод, способность ими воспользоваться, сохранить, конкретное осознание целостности свободы и ответственности составляет основу правовой воспитанности личности.
Понимание проблем, мешающих становлению гражданского общества, способствовали принятию Президентом Российской «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [30], Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [42], утверждению распоряжением Правительства Российской Федерации №167 от 5 февраля 2015 года плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей [35],методических рекомендаций по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации в письме от 3 октября 2017 года N 09-1995. Признание значимости правового воспитания отражено в письме Министерства Образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся» [32]
Обязанности осуществить принятые государством положения, достичь поставленных задач правового воспитания подрастающего поколения, в значительной степени, предъявляются как основные цели системы образования, в которую включены общеобразовательные организации, обеспечивающие воспитание личности, соединяющей в себе приверженность принципам морали, духовное, культурное богатство и правовую законопослушность, осуществляемое в сотрудничестве с родителями обучающихся.
В законе «Об образовании» подчёркивается, что основная задача школы - воспитание человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование данного общества. Обозначены главные приоритеты образования: воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе и семье. Отсюда следует, что в современный момент возникает крайняя необходимость в применении всевозможных воспитательных средств в образовательном процессе школы для воспитания школьников в атмосфере уважения прав человека, его человеческого достоинства, преобладания справедливости. Вследствие этого значительно увеличился интерес и ученых и педагогов к проблеме правового воспитания школьников[43]
Правовое воспитание школьников - непрерывный процесс в течение всех школьных лет получения образования ребенком. Особая роль в этом процессе отводится начальной школе, предъявляемая фундаментом, на котором базируется дальнейшее воспитание личности. Первый период обучения в школе - это период чувственного принятия всеобщих духовно-нравственных ценностей, являющихся основой человеческой культуры.
Психолого-возрастные особенности младшего школьника становятся благоприятными предпосылками для присвоения и интериоризации общечеловеческих ценностей. Помимо этого, в нынешних обстоятельствах возрастает потребность в профилактике противоправного поведения в среде детей, не являющихся еще полностью дееспособными, чтобы нести правовую ответственность, с целью предотвращения правонарушений и безнаказанности за свои действия.
Вопросам правового воспитания младших школьников на начальной ступени образования посвящены труды Н.Г. Аверина, С.Н. Башмаковой, Е.В. Горбачева, И.А. Плешкова, А.А. Савичева, Н.Г. Суворовой, В.В. Толмачевой, О.В. Чикишевой О.В. и др., но проблема требует дальнейшего изучения и практического использования.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации».
Противоречие заключается в расхождении между современными требованиями к правовому воспитанию младших школьников и недостаточностью теоретической разработки и практической реализации комплексов различных мероприятий по правовому воспитанию на ступени начального общего образования.
Проблема исследования как осуществлять правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации?
Объект исследования - правовое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - формы и методы правового воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс мероприятий по правовому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: разработка и проведение мероприятий, направленных на усвоение правовых знаний и представлений, формирование патриотических ценностей, взглядов, идеалов и умений применять права и обязанности в повседневной жизни, будут способствовать повышению уровня правовой воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты понятия «правовое воспитание».
2. Охарактеризовать развития младших школьников общеобразовательной организации.
3. Описать правовое воспитание младших школьников как направление деятельности общеобразовательной организации.
4. Проанализировать систему правового воспитания младших школьников в МАОУ СОШ №13 города Североуральска.
5. Осуществить диагностику уровня правовой воспитанности младших школьников МАОУ СОШ №13 города Североуральска
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение; эмпирические: анализ документов, анкетирование, тестирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 поселка Черемухово города Североуральска Свердловской области.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических взглядов на сущность понятия «правовое воспитание» показал наличие множественных подходов и суждений к его пониманию. В то же время на современном этапе становления гражданско- правового государства правовому воспитанию предоставляется первостепенная роль в ряду приоритетов образовательной политики. Так же термин «правовое воспитание» широко используется в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Выделяют два основных направления в понимании правового воспитания. Первое направление рассматривает правовое воспитание как целенаправленное повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Второе, в значительной мере, связано с правовой социализацией человека, когда он воспитывается окружающей средой в целом и социализируется в правовой сфере.
Правовое воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, поведенческих установок.
Цель правового воспитания - это повышение уровня правовой воспитанности младших школьников. К формам правового воспитания относится: правовое обучение; правовая пропаганда; устная правовая пропаганда; наглядная информация; воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам; самовоспитание.
Результатом правового воспитания является - правовая воспитанность. Правовая воспитанность включает в себя три компонента: когнитивный компонент, который включает запас правовых знаний и представлений человека о нормах права; эмоционально-оценочный компонент, характеризующийся отношением к праву и проявляющийся в наличии внутренней убежденности действовать в соответствии с правовыми нормами и поведенческий компонент, проявляющийся в умении использовать правовые знания, реализации правового поведения, выполнения своих обязанностей и адекватное отстаивание прав.
Изучение особенностей развития младших школьников общеобразовательной организации свидетельствует о том, что возраст сенситивен для правового воспитания, так как у ребенка в начальной школе имеет место становление основ научной картины мира, представлений гражданственности, моральных понятий, связанных с выполнением долга, пониманием единства прав и обязанностей. В этом возрасте у школьников развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, преобладает стремление взаимодействовать со значимым взрослым; восприимчивость к противодействию отрицательным поступкам, грубости и жестокости. Но так же присутствует легкоранимость, снижение воли и недостаточность жизненного опыта, поэтому необходимо целенаправленно формировать его убеждения и ценностные ориентации, направлять его активность на социально одобряемые действия, приветствуемые законом.
Правовое воспитание младших школьников является важным направлением в деятельности общеобразовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и стандартами современного начального общего образования. В образовательных организациях правовое воспитание осуществляется по направлениям: обеспечение получения знаний и информации по правовым вопросам; доведение до сведения необходимости законопослушного поведения, воспитание уважения к закону, честного выполнения обязанностей и соблюдения правовых норм. Для достижения целей и задач правового воспитания у классных руководителей и специалистов школы имеется достаточный запас педагогических и методических средств, методов, форм и приемов, практического опыта для проведения мероприятий с младшими школьниками и их родителями.
Анализ деятельности по правовому воспитанию младших школьников в МАОУ СОШ №13 города Североуральска показал, что положительным является снижение количества правонарушений; отсутствие роста числа школьников, поставленных на учет в учреждениях профилактики; отсутствие случаев школьного травматизма за учебный год; фактов жестокого обращения с несовершеннолетними. К минусам можно отнести отсутствие отдельного правового направления в планировании классного руководителя, недостаточную систематичность работы и использование традиционных форм мероприятий в работе с младшими школьниками.
Диагностика уровня правовой воспитанности младших школьников МАОУ СОШ №13 города Североуральска показала, что по тесту «Правила дорожного движения» преобладает низкий уровень; по методике «Мои права и свободы» также - низкий уровень; по методу незаконченный тезис «Моя страна» - средний; по тесту «Правила школьной жизни» - высокий. Младшие школьники ценят семью и Малую Родину, имеют средний уровень воспитанности, трудолюбивы, но чаще действуют по инициативе и под контролем взрослых, не проявляют самостоятельности и активности.
Выявлены пробелы в знаниях правового характера; неполное выполнение обязанностей школьника; недостаточное соблюдение правил и общественных норм; недостаточно сформированное убеждение в необходимости правопослушного поведения; недостаточная убежденность в необходимости и ценности участия в делах класса и школы, как проявления собственной гражданской позиции, отношения к своей стране и ее народу.
Для повышения уровня правовой воспитанности младших школьников разработан и осуществлен комплекс мероприятий, направленный на усвоение правовых знаний и представлений, формирование ценностей, взглядов, убеждений и умений применять права и обязанности в повседневной жизни.
Можно констатировать, что цели и задачи исследования достигнуты.



1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа. 2011. № 11. С. 68 -71.
2. Адаева О.В., Синякин С.В. Задачи и функции правового воспитания // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(58). Новосибирск: СибАК, 2016. С.52-55.
3. Алексеев С.А. Теория государства и права [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/1566/146/Alekseev(дата обращения 17.03.2015).
4. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А. Алиева // Начальная школа. 2007. № 9. С. 17 - 20.
5. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. №14. С. 243-244.
6. Арсланалиев А.К. Условия оптимизации правовое образование в
практике современной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014.С. 107-109. URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5057/(дата обращения: 21.06.2018).
7. Атагимова Э.И., Фёдоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016 №3(20). С. 70-76
8. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. М.: изд. «Лань», 2003. 352 с.
9. Башмакова С.Н. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 66-68.
10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование, 2010, №4, С. 77-90
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. М., 2003.Т.З. 328с.
12. Героева Л.М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра: автореф. дисс. ... док.пед. наук: Санкт-Петербург, 2016, 199 с.
13. Григорьева М.Ю., Абрамовских Н.В. Значение формирования навыков социального взаимодействия у детей. VI Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2014» [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www. scienceforum.ru/2014/
14. Григорьева О.В., Наумова А.Н. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. №4. С. 816-819.
15. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С. 14-19
16. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 24 с.
17. Ерхова М.В. Проблемы гражданского воспитания / М. В. Ерхова // Директор школы. 2008. № 5. С. 78 - 82.
18. Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: Автореферат дисс.. .д-ра социолог. Наук. Майкоп, 2010. 38 с.
19. Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис. канд. юрид. наук / Кваша А.А. Волгоград. 2002. 160 с.
20. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России А.Коптяев //Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. СПб.: Институт бизнеса и права. 2009. С.25-28.
21. Костина К.А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры / К.А Костина // Журнал Вестник ТГУ. 2013. №5. С. 266-270.
22. Кунина А.Н., Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правового нигилизма // материалы IV Международной научной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы» Казань, 20-23 мая 2016 С.16-17.
23. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. М.: Юрист, 2012, № 2. С. 30-33
24. Милорадов С.А. Определение сущности категории «правовое воспитание» // Академический юридический журнал. Иркутск, 2015, № 3 (61). С. 4-8
25. Минина А.А. Направления государственной политики в области правового воспитания //Общество и право, 2012, №3 (40), С. 51-54
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 656 с.
27. Нариманов Р.Н. Развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков: Автореф. дис... канд. пед. наук. Казань, 2003,-25 с.
28. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков / К.В.Науменкова [Электронный ресурс]. URL: http: //tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon1.11/sek2/2/http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/ kon22.03/sek1/13.htm
29. Немного о правовом воспитании: методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1-4 классы)/ авторы- сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева, А.А. Савичев, И.Н. Федоров. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 68с.
30. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558/
31. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХХ веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2013. С. 100.
32. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 октября 2017 года N 09-1995 ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products
33. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2012, № 2(6) URL: www.vestnik.nspu.ru
34. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: дис. канд. юрид. наук / Т.М. Почтарь. М., 2011. 207 с.
35. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 167-р Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 гг. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012¬2017 гг.Г АРАНТ.РУ: http ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70763474
36. Рудова А.А. Правовое воспитание несовершеннолетних в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(47). URL: https://sibac.info/archive/social/11(47).pdf(дата обращения: 21.06.2018)
37. Смольников И.В., Толмачева В.В. Правовая воспитанность несовершеннолетних как результат правового воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-24.pdf
38. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 183 с.
39. Суворова Н.Г. Правовое образование в школе: поиски новых решений / Н.Г. Суворова, А.Ф. Никитин [Текст]. Обществознание в школе. 2008. №7. С. 22 - 24.
40. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский [и др.]. / Ростов н /Д : Феникс, 2011. 410 с.
41. Тхакохов А.А. О проблеме правового воспитания подростков //
Молодой ученый. 2014. №3. С. 685-686. URL
https://moluch.ru/archive/62/9522/(дата обращения: 16.06.2018).
42. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 324-ФЗ [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/
43. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.
44. Худойкина Т.В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.
45. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). C. 206-208.
46. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
47. Чумаков П.В. Педагогические подходы нравственного воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2011. № 1. С. 7-13.
48. Шакурова М.В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников /М. В. Шакурова // Классный руководитель. 2014. №1. С. 44 -57.
49. ЭлкиндД. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни./ Райгородский Д.Я. Психология личности. Самара, 1999. 361 с.
50. Юрковский А.В. Теория государства и права. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2011. 595 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ