Организация воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
младшего подросткового возраста 7
1.2. Воспитательная работа: понятие, цель, задачи, направления 17
1.3. Формы, методы и средства организации воспитательной работы с
младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы с младшими подростками во внеурочной деятельности на примере МАОУ СОШ №2 г. Алапаевск 35
2.1. Анализ деятельности школы по организации воспитательной
работы с детьми младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности 35
2.2. Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с
младшими подростками в общеобразовательной организации во
внеурочной деятельности 48
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
младшего подросткового возраста 7
1.2. Воспитательная работа: понятие, цель, задачи, направления 17
1.3. Формы, методы и средства организации воспитательной работы с
младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы с младшими подростками во внеурочной деятельности на примере МАОУ СОШ №2 г. Алапаевск 35
2.1. Анализ деятельности школы по организации воспитательной
работы с детьми младшего подросткового возраста во внеурочной деятельности 35
2.2. Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с
младшими подростками в общеобразовательной организации во
внеурочной деятельности 48
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение
Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет.
Подростковый возраст условно делится на младший (10-12 лет), являющийся началом отрочества, как бы связующим звеном между младшим школьным возрастом и подростковым, средний и старший (12-15 лет), приближающийся по своим психологическим характеристикам к ранней юности [11].
Младший подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, как биологические, так и психологические.
Все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:
Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку. Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально-личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;
Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.
Устойчивые трудности, возникающие, при осуществлении учебно-воспитательного процесса среди подростков обусловлены, следующими факторами:
- преобладанием в процессе реформирования школы теоретических моделей, не прошедших достаточной практической апробации;
- отсутствием у педагогов необходимых психологических знаний о подростковом развитии, высокой текучестью педагогических кадров и т. д., что приводит к осуществлению воспитательных воздействий без должного внимания к полу, культуре, социальным и индивидуальным отличиям подростков.
Степень изученности проблемы: В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема организации воспитательной работы с подростками теоретически разработана недостаточно. Теоретической и методологической основой исследования стали работы таких авторов как: И.А. Зимняя[17], И.З. Гликман [10], А.К. Болотова [45], О.Н. Молчанова [45], А.В. Мудрик [28], В.С. Мухина [30], Т.Н. Калечиц [18], З.А. Кейлина [18], Е.Ф. Рыбалко [50], Э.П. Кожевникова [63], Т.Н. Жданова [63], А.В. Петровский [35], Д.И. Фельдштейн [60],И.Ф. Харламов [62].
Противоречие: между необходимостью организации воспитательной работы с младшими подростками в школе и недостаточностью методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов общеобразовательной организации.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства включены в организацию воспитательной работы с младшими подростками в образовательной организации?
Тема исследования: «Организация воспитательной работы с младшими подростками в образовательной организации».
Мы вводим ограничение в своей работе. Мы будем рассматривать организацию воспитательной работы во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с младшими подростками в школе.
Предмет исследования: содержание организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, организация воспитательной работы с детьми младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности будет успешна, если будут:
• определены формы организации воспитательной работы: игра, мероприятие, дело;
• определены методы организации воспитательной работы: метод постановки перспективы, метод убеждения, метод требования, метод личного примера, метод упражнения и приучения, метод формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности и метод стимулирования деятельности;
•разработан комплекс мероприятий по организации воспитательной работы во внеурочной деятельности в школе с учетом выделенных форм и методов.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику младших подростков;
2) проанализировать понятие «воспитательная работа», определить цель, задачи и направления;
3) изучить формы, методы и средства воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности;
4) проанализировать деятельность конкретной школы по организации воспитательной работы с младшими подростками в образовательном учреждении во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение; эмпирические - наблюдение, метод математической и графической обработки информации.
База исследования: МАОУ СОШ № 2 г. Алапаевска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
Подростковый возраст условно делится на младший (10-12 лет), являющийся началом отрочества, как бы связующим звеном между младшим школьным возрастом и подростковым, средний и старший (12-15 лет), приближающийся по своим психологическим характеристикам к ранней юности [11].
Младший подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, как биологические, так и психологические.
Все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:
Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку. Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально-личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;
Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.
Устойчивые трудности, возникающие, при осуществлении учебно-воспитательного процесса среди подростков обусловлены, следующими факторами:
- преобладанием в процессе реформирования школы теоретических моделей, не прошедших достаточной практической апробации;
- отсутствием у педагогов необходимых психологических знаний о подростковом развитии, высокой текучестью педагогических кадров и т. д., что приводит к осуществлению воспитательных воздействий без должного внимания к полу, культуре, социальным и индивидуальным отличиям подростков.
Степень изученности проблемы: В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема организации воспитательной работы с подростками теоретически разработана недостаточно. Теоретической и методологической основой исследования стали работы таких авторов как: И.А. Зимняя[17], И.З. Гликман [10], А.К. Болотова [45], О.Н. Молчанова [45], А.В. Мудрик [28], В.С. Мухина [30], Т.Н. Калечиц [18], З.А. Кейлина [18], Е.Ф. Рыбалко [50], Э.П. Кожевникова [63], Т.Н. Жданова [63], А.В. Петровский [35], Д.И. Фельдштейн [60],И.Ф. Харламов [62].
Противоречие: между необходимостью организации воспитательной работы с младшими подростками в школе и недостаточностью методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов общеобразовательной организации.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства включены в организацию воспитательной работы с младшими подростками в образовательной организации?
Тема исследования: «Организация воспитательной работы с младшими подростками в образовательной организации».
Мы вводим ограничение в своей работе. Мы будем рассматривать организацию воспитательной работы во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с младшими подростками в школе.
Предмет исследования: содержание организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, организация воспитательной работы с детьми младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности будет успешна, если будут:
• определены формы организации воспитательной работы: игра, мероприятие, дело;
• определены методы организации воспитательной работы: метод постановки перспективы, метод убеждения, метод требования, метод личного примера, метод упражнения и приучения, метод формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности и метод стимулирования деятельности;
•разработан комплекс мероприятий по организации воспитательной работы во внеурочной деятельности в школе с учетом выделенных форм и методов.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику младших подростков;
2) проанализировать понятие «воспитательная работа», определить цель, задачи и направления;
3) изучить формы, методы и средства воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности;
4) проанализировать деятельность конкретной школы по организации воспитательной работы с младшими подростками в образовательном учреждении во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение; эмпирические - наблюдение, метод математической и графической обработки информации.
База исследования: МАОУ СОШ № 2 г. Алапаевска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи в ходе которых была изучена психолого-педагогическая характеристика младших подростков, проанализировано понятие «воспитательная работа», определены цели, задачи и направления воспитательной работой. Так же были изучены формы, методы и средства воспитательной работы с младшими подростками. Была проанализирована деятельность школы по организации воспитательной работы и был разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию воспитательной работы с младшими подростками.
Младший подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении и охватывает возраст 10-12 лет. Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, как биологические, так и психологические.
Воспитательная работа - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.
Воспитательная работа - это целенаправленная, систематическая и скоординированная совместная деятельность преподавательского состава, административно - управленческого персонала всех подразделений учебных заведений по формированию и развитию личности.
Целью воспитательной работы в общеобразовательной организации является создание условий для гражданского самоопределения, активной жизнедеятельности, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и культурном становлении обучающихся.
Методами организации воспитательной работы являются: метод постановки перспективы, метод убеждения, метод требования, метод личного примера, метод упражнения и приучения, метод формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности и метод стимулирования деятельности.
Средствами организации воспитательной работы в школе являются: 1) самообразование учащихся и повышение квалификации педагогов; 2) проведение мониторинга воспитательной работы в школе и его анализ;
3) использование IT-технологий.
Существуют три типа форм организации воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Анализ деятельности школы по вопросам организации воспитательной работы показал, что в 2017-2018 учебном году педагогическим коллективом школы была проделана довольно большая работа по воспитанию учащихся. Воспитательная работа педагогов становится все более регламентирована и ориентированной на развитие индивидуальности ребенка.
На основании изученной теории, полученных данных в ходе прикладного исследования, был разработан комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Цель комплекса мероприятий: совершенствование организации воспитательной работы с младшими подростками во внеурочной деятельности в школе. Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в разных формах. Наш комплекс включает в себя конференции, игры, самостоятельно-творческую работу, спортивные развлечения, классные часы.
Реализация комплекса занятий включена в план на будущий учебный год.
Таким образом, можно сказать, что задачи данной работы выполнены, а цель достигнута.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи в ходе которых была изучена психолого-педагогическая характеристика младших подростков, проанализировано понятие «воспитательная работа», определены цели, задачи и направления воспитательной работой. Так же были изучены формы, методы и средства воспитательной работы с младшими подростками. Была проанализирована деятельность школы по организации воспитательной работы и был разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию воспитательной работы с младшими подростками.
Младший подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении и охватывает возраст 10-12 лет. Младший подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, как биологические, так и психологические.
Воспитательная работа - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.
Воспитательная работа - это целенаправленная, систематическая и скоординированная совместная деятельность преподавательского состава, административно - управленческого персонала всех подразделений учебных заведений по формированию и развитию личности.
Целью воспитательной работы в общеобразовательной организации является создание условий для гражданского самоопределения, активной жизнедеятельности, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и культурном становлении обучающихся.
Методами организации воспитательной работы являются: метод постановки перспективы, метод убеждения, метод требования, метод личного примера, метод упражнения и приучения, метод формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности и метод стимулирования деятельности.
Средствами организации воспитательной работы в школе являются: 1) самообразование учащихся и повышение квалификации педагогов; 2) проведение мониторинга воспитательной работы в школе и его анализ;
3) использование IT-технологий.
Существуют три типа форм организации воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Анализ деятельности школы по вопросам организации воспитательной работы показал, что в 2017-2018 учебном году педагогическим коллективом школы была проделана довольно большая работа по воспитанию учащихся. Воспитательная работа педагогов становится все более регламентирована и ориентированной на развитие индивидуальности ребенка.
На основании изученной теории, полученных данных в ходе прикладного исследования, был разработан комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Цель комплекса мероприятий: совершенствование организации воспитательной работы с младшими подростками во внеурочной деятельности в школе. Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в разных формах. Наш комплекс включает в себя конференции, игры, самостоятельно-творческую работу, спортивные развлечения, классные часы.
Реализация комплекса занятий включена в план на будущий учебный год.
Таким образом, можно сказать, что задачи данной работы выполнены, а цель достигнута.
Подобные работы
- Особенности преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития
Бакалаврская работа, химия. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правовых знаний у подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - Воспитательная работа классного руководителя с младшими подростками в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание культуры поведения у подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



