Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в школе

Работа №96920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в школе 6
1.1. Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Формы, методы, средства экологического воспитания детей младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности...27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности на примере МБОУ СОШ №52 г. Екатеринбург 40
2.1. Анализ деятельности школы по экологическому воспитанию детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 40
2.2. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей
младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности...53
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения

Экологические проблемы России мало чем отличаются от проблем других стран. Возникают они повсюду и, как правило, это связанно с нарастающим влиянием человека на природу. В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждёнными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., одной из стратегических задач является формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания [14].
Экологическое воспитание - это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у обучающихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.
Особое место в экологическом воспитании занимает начальная школа. В этот период необходимо сформировать у детей положительное отношение к природе, стремление беречь и приумножать её.
Актуальность выбора темы обусловлена неблагоприятной экологической ситуацией в регионе, в связи с этим - необходимостью формирования ответственного, бережного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения.
Противоречие: между необходимостью экологического воспитания младших школьников и недостаточностью методических рекомендаций для педагогов школы по данному вопросу в соответствии с ФГОС НОО.
Выше сказанное позволило обозначить проблему исследования: какие формы, методы и средства входят в содержание экологического воспитания младших школьников в школе?
Тема исследования: «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в школе».
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников в школе.
Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание обучающихся будет осуществляться наиболее успешно, если разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности в школе с учетом выделенных форм, методов, средств.
Задачи исследования:
• изучить и проанализировать источники по проблеме экологического воспитания младших школьников;
• изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
• описать формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности;
• проанализировать деятельность школы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические - анкетирование.
База исследования: МБОУ СОШ №52 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста (6(7)-10(11) лет),можно сделать следующие выводы. Главная задача возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений; ведущая деятельность - учебная; в младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка; основными психологическими новообразованиями являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация; интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества.
Экологическое воспитание - развитие у подрастающего поколения экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное и ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранительной деятельности.
Цель экологического воспитания - формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.
В качестве результата экологического воспитания мы рассматриваем становление и развитие экологической культуры.
Начальная школа является важной ступенью в процессе экологического воспитания. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов [3].
Экологическое воспитание включает в себя четыре составляющих: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств, воспитание активной жизненной позиции.
В качестве основной формы работы по экологическому воспитанию можно рассматривать урок. Во внеурочной деятельности используют следующие формы работы: массовые (неделя экологии.игры, работа на пришкольном участке и др.), групповые (факультативные занятия, экскурсии, кинолектории и др.), индивидуальные (изготовление поделок, рисование, лепка, подготовка докладов и др.).
К методам организации экологического воспитания относятся: наглядные (наблюдение, иллюстративно-наглядный материал); практические (моделирование, опыт и эксперименты, проектная деятельность, экологические игры); словесные методы (беседы, рассказы, чтение художественной литературы).
В качестве средств воспитания может выступать любой объект среды и любая жизненная ситуация, включенная в воспитательный процесс. К ним можно отнести: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности ребёнка, коллектив и социальная группа, технические средства, культурные ценности. Наиболее действенным средством экологического воспитания является природоохранительная деятельность.
Проанализировав деятельность МБОУ СОШ № 52 по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста можно выделить следующее: в процессе экологического воспитания школа сотрудничает с семьями обучающихся, с социальными партнерами (ДК «Елизаветинский», библиотека им. Рылеева и др.); в школе во внеурочной деятельности для младших школьников организуются курсы: «Земля - наш дом», «Моя первая экология».
По результатам диагностики мы выявили проблемные моменты экологического воспитания, над которыми нам нужно работать: необходимо способствовать повышению интереса обучающихся к природе и природоохранительной деятельности; показать детям как деятельность человека влияет на природные объекты.
Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста включал в себя следующие составляющие: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие ребёнка, развитие эстетических чувств, воспитание активной жизненной позиции.
Составленный комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, направленный на совершенствование экологического воспитания, был частично апробирован во 2 четверти 2018/19 учебного года. После проведения мероприятий обучающиеся прошли повторно анкету, по результатам которой, мы можем наблюдать положительную динамику в развитии экологической культуры. Дети стали давать развёрнутые ответы, на предложенные вопросы, касающиеся поведения в природе, природоохранительной деятельности и отношения детей к животному миру.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Аверин В. А. Психология раннего детства: учеб.пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 60 с.
3. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб.пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. 240 с.
4. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учеб.пособие. М.: Логос, 2011. 306 с.
5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фабер А.Д. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
6. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2003. № 5. С. 64-75.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
8. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб.пособие. СПб.: Питер, 2006. 304 с.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2005. 240 с.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538с.
11. Воспитание младшего школьника: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
13. Головачева А.В., Ушакова М.М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: метод.пособие. Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. 48 с.
14. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». М.: Минприроды России; НИА- Природа. 2017. 760 с.
15. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкт: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. 223 с.
16. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учеб.пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 63с.
17. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения // Образование и экология. 2011.
18. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. 80 с.
19. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602
20. Зверев И.Д. Экология в начальном образовании. М.: Просвещение, 2009
21. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2009.
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
23. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Мн., 1969. 240 с.
24. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Изд. 5-е, доп. и переработ. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2003. 576 с.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб, пособие. 5-е изд. М.: Изд-воУРАО, 1999.176 с.
26. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 2000. 318 с.
27. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976. 205 с.
28. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002. 583 с.
29. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: Книга для учителя. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1996.
30. Моисеева Л.В. Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ин-т, 1993.
31. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. 4-е изд.. М.: Педагогическое общество России, 2004. 402 с.
33. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. М., 1987.
34. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (от 30 апреля 2012 г.).
35. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 112.
36. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.пособие для студентов вузов М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. 365 с.
37. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. Т. 1. 576 с.
38. Поляшова Н.В., Новикова И. А., Маракушина И.Г. Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе: учеб, пособие. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. 148 с.
39. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012. 160с.
40. Программа внеурочной деятельности НОО МБОУ СОШ № 52
41. Программа экологического воспитания детей и молодёжи в системе образования Российской Федерации на 2017-2020 годы.
42. Проект Федерального закона N 90060840-3 "Об экологической культуре" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.07.2001).
43. Пронякина С.В. Экологическое воспитание в начальной школе: статья [Электронный ресурс] НКГ:открытый урок.рф/статьи/312830/
44. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: URL: http:// gaskley.narod.ru/Psychology/7.htm
45. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 424 с.
46. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 656 с.
47. Соколова О. А. Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников // Школьная педагогика. 2016. №2. С. 12-16. URL https://moluch.ru/th72/archive/27/851/(дата обращения: 26.11.2018).
48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
49. Устав МБОУ СОШ №52.
50. Учебное пособие «Педагогический словарь по темам» / сост. Л. П. Русинова. Сарапул, 2010. 143 с.
51. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т./ под ред. В. Я. Струминского; М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
53. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды".
54. Хейзинга Й. HomoLudens. Человек играющий. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
55. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М., 1982. 207 с.
56. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.) М.: Гардарики, 2005. 349 с.
57. Экологическая педагогика: пособие / О.М. Дорошко. Гродно: ГрГУ, 2002. 176 с.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989. 560 с.
59. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника М., 1974.
60. Юркина С.В., Соколова Г.М.Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 7. С.15-17.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ