Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО 7
1.1. Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи, компоненты 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Формы, методы и средства экологического воспитания детей
старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере МАДОУ детский сад № 416 г. Екатеринбург 43
2.1. Анализ деятельности детского сада по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста 43
2.2. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 55
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 7
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. На сегодняшний экология считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и оптимальной их среду обитания.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.
На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления.
Между человеком и природой формируются определенные отношения, человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой - это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение. Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики. Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения между природой и человеком.
Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Противоречие: между необходимостью экологического воспитания дошкольников и недостаточностью методических рекомендация для воспитателей детского сада по данному вопросу в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства должны входить в содержание процесса экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации».
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания старших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации
Цель исследования :на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если будет разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников с использованием разнообразных форм: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, труд, организации выставок и конкурсов творческих работ, участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах, и методов: наглядные, практические, словесные, проектный метод.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «экологическое воспитание», выделив его цели, задачи, компоненты.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту.
3. Описать формы, методы и средства экологического воспитания старших дошкольников в ДОО.
4. Изучить опыт работы детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение, систематизация, сравнение, описание;
- эмпирические - анализ документов, анкетирование, опрос.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 416, г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Таким образом, в соответствии нашему мнению, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Главной целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения детей к окружающей среде и природе. К задачам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
- формирование системы базовых научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка старшего дошкольного возраста;
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями и т. д.
В процессе экологического воспитания старших дошкольников используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Средства экологического воспитания можно разделить на две большие группы: это учебные пособия и вспомогательные средства.
Границы старшего дошкольного возраста - это этап психического развития ребенка в диапазоне от 5 до 7 лет. Ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста выступает игра.
Таким образом, старший дошкольный возраст - период дошкольного детства, в котором происходят психические процессы, появляются новые образования. Психические процессы такие как: внимание, восприятие, память, так же сюда входит возможность управлять своим поведением. Так же меняется представление детей старшего дошкольного возраста и о себе, непосредственно, происходят изменения в их самосознании и самооценке, на что оказывают влияние содержательные и интересные отношения со взрослыми и сверстниками.
Слово «forma» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Организация эффективного воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса [34].
Из главных форм экологического воспитания старших дошкольников можно выделить такие как: экскурсии, занятия, праздники и досуги на экологическую тему. А так же можно отнести к формам ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, или же организацию выставок на экологическую тему.
Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н. Николаева, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру [11, с. 63]. Методами экологического воспитания старших дошкольников являются наглядные, словесные, а так же практические виды. Все три метода используются в экологическом воспитании уже продолжительное время.
Таким образом, выполненное исследование деятельности детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что деятельность в данном направлении ведется. У педагогов детской дошкольной организации имеется необходимый уровень знаний по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а именно: понимают и осознают общие экологические проблемы, владеют методикой воспитания детей старшего дошкольного возраста, готовы участвовать в решении вопросов. Было отмечено, что педагоги проводят работу с родителями, которая происходит в детском образовательном учреждении на высоком уровне, а также в экологическом воспитании детей принимают участие и узкие специалисты ДОО.
Анализ диагностики по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста позволил определить уровень экологической воспитанности у каждого ребенка индивидуально и группы воспитанников в целом. Был разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, данный комплекс направлен на повышение уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Применение комплекса на практике необходимо для поднятия уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в целом, а также, для того, чтобы прививать детям старшего дошкольного возраста чувство заботы и уважения к природе и окружающему миру.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: анализ теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации была достигнута, задачи реализован.
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001. № 7.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.
3. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39.
4. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
5. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
6. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2007. № 3. с.66.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада М., Просвещение, 2013.
8. Бочарова Н. И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. Орел, 1988.
9. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин М.: Просвещение, 2004. с. 111-113.
10. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009. с.306.
11. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Мн.: Нар. асвета, 1972.
12. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 7.
13. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. с.528.
14. Долгова Т.Л., Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Практическое пособие, методические указания. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.с. 208.
15. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2012. с. 256.
16. Ердаков Л.И., Чубыкина Н.Л. Экология. / Л.И.Ердаков, Н.Л.Чубыкина. Новосибирск: Книжица., 1996. 232с.
17. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». М., 1986. № 5.
18. Захлебный А. Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. 1983. №3.
19. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, с. 30.
20. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. с.288.
21. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2007. № 9, с. 22-24.
22. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.
23. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ТЦ «Сфера», 2011. 320 с.
24. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73.
25. Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Тереньтьева Е.Ф. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»./ Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Тереньтьева Е.Ф.. СПб.: Акцидент, 1998. с 285-294.
26. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. с.277.
27. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Подготовительная группа / Авт-сост. Ю.А. Афонькина. М.: Учитель, 2012, с.119.
28. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под. Редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2012. с. 415.
29. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей./ Кондратьева Н.Н. и др. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: «Детство-пресс» с.70-78.
30. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. с. 34-36.
31. Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. с. 50-53.
32. Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика 1993.-№2.
33. Лучич М. В. Детям о природе. Изд. 2-е. М., 1989.
34. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.Экология. / Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина; М.: «Школа-Пресс», 1996. 464с.
35. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989 г.
36. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. М.: Учитель, 2012, с. 33.
37. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. М.: Учитель, 2011 , с.232.
38. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт - Петербург, Акцидент, 2014.
39. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.И., Соловьева М.П.Охрана природы. / Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.И., Соловьева М.П. М.: Просвещение, 1983. - 144с.
40. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск, Асар, 2004.
41. Мчелидзе Н.Б. и др. История дошкольной зарубежной педагогики. / Хрестоматия. М., Просвещение, 2008г.
42. "Мы" Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003. 240 с.
43. Николаева С.Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г. № 5.
44. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 184.
45. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.2003. № 9, с.6-11.
46. Николаева С.Н. Создание условий для экологического
воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, с .232.
47. Николаева С.Н. Создание условий для экологического
воспитания детей. / Методические рекомендации для дошкольных учреждений. М., Новая школа, 1993.
48. Николаева, С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева // Модели экологического воспитания детей. М., 2005. с.14-39.
49. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры.// Дошкольное воспитание. 2006. № 7, с.36
50. Ола Ф. Занимательные эксперименты и опыты. М.: Айрис-пресс, 2012. с. 128.
51. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. с. 304.
52. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. № 5.
53. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду /под ред. Т.Н.Доронтовой, В.В.Гербовой, Т.И.Гризик и др. М.: Просвещение, 1997.244с.
54. Реймар Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. М.: Наука, 2002.
55. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
56. Саморукова П.Г.Как знакомить дошкольников с природой. / П.Г.Саморукова. М.: Просвещение, 1983. 207с.
57. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. с. 208.
58. Симонова А. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. М. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. N 7 с. 21 - 27.
59. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль, 1997.
60. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/Сост. А. М. Федотова. Пермь, 1990.