Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО 7
1.1. Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи, компоненты 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Формы, методы и средства экологического воспитания детей
старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере МАДОУ детский сад № 416 г. Екатеринбург 43
2.1. Анализ деятельности детского сада по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста 43
2.2. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 55
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 7
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО 7
1.1. Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи, компоненты 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Формы, методы и средства экологического воспитания детей
старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере МАДОУ детский сад № 416 г. Екатеринбург 43
2.1. Анализ деятельности детского сада по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста 43
2.2. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 55
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 7
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. На сегодняшний экология считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и оптимальной их среду обитания.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.
На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления.
Между человеком и природой формируются определенные отношения, человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой - это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение. Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики. Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения между природой и человеком.
Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Противоречие: между необходимостью экологического воспитания дошкольников и недостаточностью методических рекомендация для воспитателей детского сада по данному вопросу в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства должны входить в содержание процесса экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации».
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания старших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации
Цель исследования :на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если будет разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников с использованием разнообразных форм: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, труд, организации выставок и конкурсов творческих работ, участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах, и методов: наглядные, практические, словесные, проектный метод.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «экологическое воспитание», выделив его цели, задачи, компоненты.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту.
3. Описать формы, методы и средства экологического воспитания старших дошкольников в ДОО.
4. Изучить опыт работы детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение, систематизация, сравнение, описание;
- эмпирические - анализ документов, анкетирование, опрос.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 416, г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.
На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления.
Между человеком и природой формируются определенные отношения, человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой - это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение. Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики. Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения между природой и человеком.
Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Противоречие: между необходимостью экологического воспитания дошкольников и недостаточностью методических рекомендация для воспитателей детского сада по данному вопросу в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства должны входить в содержание процесса экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации».
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания старших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации
Цель исследования :на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если будет разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников с использованием разнообразных форм: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, труд, организации выставок и конкурсов творческих работ, участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах, и методов: наглядные, практические, словесные, проектный метод.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «экологическое воспитание», выделив его цели, задачи, компоненты.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту.
3. Описать формы, методы и средства экологического воспитания старших дошкольников в ДОО.
4. Изучить опыт работы детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение, систематизация, сравнение, описание;
- эмпирические - анализ документов, анкетирование, опрос.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 416, г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Таким образом, в соответствии нашему мнению, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Главной целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения детей к окружающей среде и природе. К задачам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
- формирование системы базовых научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка старшего дошкольного возраста;
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями и т. д.
В процессе экологического воспитания старших дошкольников используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Средства экологического воспитания можно разделить на две большие группы: это учебные пособия и вспомогательные средства.
Границы старшего дошкольного возраста - это этап психического развития ребенка в диапазоне от 5 до 7 лет. Ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста выступает игра.
Таким образом, старший дошкольный возраст - период дошкольного детства, в котором происходят психические процессы, появляются новые образования. Психические процессы такие как: внимание, восприятие, память, так же сюда входит возможность управлять своим поведением. Так же меняется представление детей старшего дошкольного возраста и о себе, непосредственно, происходят изменения в их самосознании и самооценке, на что оказывают влияние содержательные и интересные отношения со взрослыми и сверстниками.
Слово «forma» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Организация эффективного воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса [34].
Из главных форм экологического воспитания старших дошкольников можно выделить такие как: экскурсии, занятия, праздники и досуги на экологическую тему. А так же можно отнести к формам ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, или же организацию выставок на экологическую тему.
Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н. Николаева, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру [11, с. 63]. Методами экологического воспитания старших дошкольников являются наглядные, словесные, а так же практические виды. Все три метода используются в экологическом воспитании уже продолжительное время.
Таким образом, выполненное исследование деятельности детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что деятельность в данном направлении ведется. У педагогов детской дошкольной организации имеется необходимый уровень знаний по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а именно: понимают и осознают общие экологические проблемы, владеют методикой воспитания детей старшего дошкольного возраста, готовы участвовать в решении вопросов. Было отмечено, что педагоги проводят работу с родителями, которая происходит в детском образовательном учреждении на высоком уровне, а также в экологическом воспитании детей принимают участие и узкие специалисты ДОО.
Анализ диагностики по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста позволил определить уровень экологической воспитанности у каждого ребенка индивидуально и группы воспитанников в целом. Был разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, данный комплекс направлен на повышение уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Применение комплекса на практике необходимо для поднятия уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в целом, а также, для того, чтобы прививать детям старшего дошкольного возраста чувство заботы и уважения к природе и окружающему миру.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: анализ теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации была достигнута, задачи реализован.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Главной целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения детей к окружающей среде и природе. К задачам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
- формирование системы базовых научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка старшего дошкольного возраста;
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями и т. д.
В процессе экологического воспитания старших дошкольников используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Средства экологического воспитания можно разделить на две большие группы: это учебные пособия и вспомогательные средства.
Границы старшего дошкольного возраста - это этап психического развития ребенка в диапазоне от 5 до 7 лет. Ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста выступает игра.
Таким образом, старший дошкольный возраст - период дошкольного детства, в котором происходят психические процессы, появляются новые образования. Психические процессы такие как: внимание, восприятие, память, так же сюда входит возможность управлять своим поведением. Так же меняется представление детей старшего дошкольного возраста и о себе, непосредственно, происходят изменения в их самосознании и самооценке, на что оказывают влияние содержательные и интересные отношения со взрослыми и сверстниками.
Слово «forma» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Организация эффективного воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса [34].
Из главных форм экологического воспитания старших дошкольников можно выделить такие как: экскурсии, занятия, праздники и досуги на экологическую тему. А так же можно отнести к формам ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, или же организацию выставок на экологическую тему.
Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н. Николаева, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру [11, с. 63]. Методами экологического воспитания старших дошкольников являются наглядные, словесные, а так же практические виды. Все три метода используются в экологическом воспитании уже продолжительное время.
Таким образом, выполненное исследование деятельности детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что деятельность в данном направлении ведется. У педагогов детской дошкольной организации имеется необходимый уровень знаний по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а именно: понимают и осознают общие экологические проблемы, владеют методикой воспитания детей старшего дошкольного возраста, готовы участвовать в решении вопросов. Было отмечено, что педагоги проводят работу с родителями, которая происходит в детском образовательном учреждении на высоком уровне, а также в экологическом воспитании детей принимают участие и узкие специалисты ДОО.
Анализ диагностики по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста позволил определить уровень экологической воспитанности у каждого ребенка индивидуально и группы воспитанников в целом. Был разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, данный комплекс направлен на повышение уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Применение комплекса на практике необходимо для поднятия уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в целом, а также, для того, чтобы прививать детям старшего дошкольного возраста чувство заботы и уважения к природе и окружающему миру.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: анализ теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации была достигнута, задачи реализован.
Подобные работы
- Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-методические основы работы дошкольной образовательной организации по укреплению здоровья дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Организация экологического воспитания дошкольников на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование процесса экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



