Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Проблема личности, общества, творчества............................................8
1.1. Сущность творчества.......................................................................................8
1.2. Принцип историзма и социальное творчество............................................15
1.3. Специфика культурологического подхода к творчеству............................21
1.4. Творчество как способ и условие самореализации личности....................31
1.5. Творчество как способ формирования внутреннего мира человека.........46
Глава 2. Социально-культурные аспекты концептуализации творчества.......49
2.1. Феноменальность творчества........................................................................49
2.2. Творчество – субъективное отражение объективной действительности..................................................................................................58
Заключение.............................................................................................................66
Список используемой литературы.......................................................................68
Приложение............................................................................................................71
Чем выше поднят молот в небеса,
Тем глубже он врубается в земное…
А. Вознесенский
Актуальность исследования. Конец XX – начало XXI характеризуется тем, что в условиях постиндустриального и/или информационного общества компьютеры пока еще не могут (да могут ли вообще?) указать перспективы дальнейшего существования и развития общества. Оно оказывается на деле, во многом зависит от человеческого фактора. Опора на утилитарные и прагматические потребности западного общества не всегда является основой решения национальных и глобальных конфликтов. Помимо локальных, региональных, глобальных потребностей и возможностей как показывает история современного мира необходимо учесть в полном объеме весь тот творческий потенциал, который коренится в истории человечества в целом, в том числе и в опыте национальных культур прошлых эпох. Творческий потенциал современного человечества, выраженный в национальных, социальных...
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Творческая деятельность, есть способ бытия человека в мире, она производна от истории и культуры и полнее всего выражает социальную сущность человека.
2. К творчеству причастны не любые формы человеческой активности, например, поведение по схеме проб и ошибок, а только целенаправленная деятельность; последняя противостоит отнюдь не отдельным проявлениям бессознательного, входящим в интуицию, а стихийному, непроизвольному течению событий, имеющему место в природе и в известной мере в истории.
3. Неотъемлемым атрибутом творчества является свобода, возникающая в самой деятельности и выражающаяся не только в контроле человека над природными и социальными процессами, но и в самоовладении; свобода в творчестве ...
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высш. школа, 1991.
2. Бажутина Т.О. Формирование культуры и творчества в антропосоциогенезе. Автореф. дис. докт. филос. наук. Новосибирск, 1995.
3. Бердяев Н. А. Смысл Творчества. М.,1989.
4. Бердяев Н.Аранго Смысл творчества // Бердяев Н.А.. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах Т.1.М., 1994.
5. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993.
6. Брод К. Техностресс: человеческая цена компьютерной революции? // Перспективы информатизации общества (реферативный сборник). М., 1990.
7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта М.1994.
8. Введение в культурологию. / Под ред. Е.В. Попова. М., 1995 г.
9. Выготский Л.С. Собр. Соч..:в 6т./ Авт. Вступит. Статьи А.Н. Леонтьев; сост. М.Г. Ярошевский.- М; Педагогика. 1984. М. 2000, Библиотека «Вехи»
10. Григорьев В.И. Человек-Культура-Творчество-Природа: гармония или конфликт? // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1991.
...