Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Онтогенез становления звуков речи и развития фонематического
слуха у детей 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией легкой степени 11
1.3. Характеристика нарушений фонематического слуха и устной речи у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией легкой степени 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы изучения
моторики, звукопроизношения, просодики, фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 18
2.2. Методика изучения моторики, звукопроизношения, просодики,
фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ полученных результатов 21
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений моторики, звукопроизношения,
просодики, фонематических процессов у обследованных
детей 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ ЛЁГКОЙ
СТЕПЕНИ 38
3.1. Теоретическое обоснование, организация, принципы логопедической
работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии 38
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, просодики у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 40
3.3. Содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с дизартрией 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54

Достижение определенного уровня развития фонематического слуха и восприятия, является важным критерием для освоения школьной программы детьми.
Для усвоения звуковой стороны языка имеет значение фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в словах. При поступлении в школу, дети должны уметь дифференцировать фонемы родного языка.
Псевдобульбарная дизартрия, как сложная речевая патология рассматривается в работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф Архиповой, Э.К. Макаровой и других. Значительное внимание отдается в данных работах развитию фонематических процессов, которое включает в себя фонематический слух.
Л.В Лопатина поясняет, что данная патология проявляется в расстройствах фонетико-фонематической и просодической части речевой функциональной системы и появляющаяся в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Данное поражение редко замечают родители самостоятельно, поэтому бдительность лежит именно на педагогах, окружающих ребёнка и медицинских работников.
Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б. Филичева говорят, что для подготовки ребёнка к школе больше внимания стоит уделить фонематическим процессам. При всесторонней работе по улучшению фонематического слуха отмечается усвоения состава слова, что помогает при обучении навыков чтения и письма.
Актуальность исследования определила выбор темы исследования «Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии».
Объект исследования: фонематический слух, методы его изучения и формирования у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цель исследования: изучить особенности фонематического слуха и определить методы работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
• провести констатирующий эксперимент и сделать анализ его результатов;
• на основании анализа методической литературы по формированию фонематического слуха у детей с дизартрией и анализа констатирующего эксперимента определить направления и приемы коррекционной работы по предупреждению нарушений фонематического слуха у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Данная работа значима в практической деятельности в том, что в ней описана теоретическая последовательность коррекционной работы по формирование фонематического слуха у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией, которой могут воспользоваться воспитатели и логопеды в детском дошкольном учреждении, а также родителя для проведения занятий со своими детьми. Ведь правильное формирование фонематического слуха у ребёнка во многом определяет его дальнейший жизненный путь и социальную адаптацию.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность выбранной темы исследования, определены его целевые установки, теоретическая практическая значимость. В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы исследования, раскрыты основные понятия темы исследования, вопросы формирования фонематического слуха у дошкольников в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Во второй главе дано описание исследования детей дошкольного возраста и проведен анализ его результатов. В третьей главе описана логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В заключении содержатся выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование актуально в настоящее время, так-как нарушение фонематического слуха по-прежнему находится на высоком уровне. Данное нарушения редко замечают родители детей, поэтому именно педагоги могут заметить нарушение в развитии и начать коррекцию как можно раньше. Из-за нарушения фонематического слуха перед логопедом появляются другие задачи, которые необходимо достигнуть до окончания ребёнком ДОУ для его дальнейшего развития. Так как развитый фонематический слух и восприятия напрямую влияет на усвоение ребёнком письменной речи родного языка.
Анализ литературы по теме показал, что слуховая сфера обеспечивает нормальное психическое и речевое развитие ребенка, всех видов его деятельности. Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по узнаванию и различению фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л.С. Волкова).
Фонематические элементы ребенок различает благодаря фонематическому слуху. Такое различение способствует формированию правильного звукопроизношения. Недостаточная сформированность фонематического слуха приводит к нарушениям в звукопроизношении, и в дальнейшем - к трудностям проведения звукового анализа и синтеза слов, овладения чтением, письмом при обучении в школе. Дети дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и недоразвитием фонетико-фонематических процессов необходима помощь логопеда в формировании фонематического слуха.
Имеют место различные нарушения у детей с псевдобульбарной дизартрией, к примеру, неврологические (в виде микросимптомов); вегетососудистые; мелкая моторика нарушается, нарушения мимической моторики из-за чего речь становится скудной и не выразительной, появляются проблемы со звукопроизношением.
Отклонения на фоне неверного восприятия собственной речи наблюдаются в формировании фонематического восприятия.
При нарушении фонематического слуха с псевдобульбарной дизартрией детям нужна совместная работа многих специалистов для всестороннего воздействия на развития. При подключении к занятиям музыкального работника и педагога физического воспитания занятия буду проходить интереснее, а также повторение ранее материала на чувство ритма, ориентацию в собственном теле и в пространстве, развитие силы воздушной струи и слухового внимания на основе музыкальных инструментов.
Строгую степень развития в онтогенезе имеет формирование фонематического слуха, начинающееся ещё до двенадцати месяцев жизни ребёнка. Поэтому окружающим необходимо начинать ранее воздействие на его развитие. Несформированность фонематического слуха приводит к неверному звукопроизношению, анализу и синтезу слов, чтению и письму.
Изученное нами показало, что у обследуемых детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией имеется недоразвитие фонематических процессов. Несомненно, дефекты звукопроизношения отрицательно действуют на развитие фонематического восприятия.
Стоит отметить, выраженность отклонений в звукопроизношении и просодике также отмечаются у всех обследуемых детей.
На основании изученной литературы, коррекционные работы были рассмотрены для формирования фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для успешного развития детей с дефектом речи коррекционную работу необходимо направить на развитие артикуляции ребенка и фонетического восприятия.
В исследовании учувствовало пять детей дошкольного возраста. В ходе обследования были использованы многие методики и содержало разделы:
• состояние моторного праксиса;
• состояние произносительной стороны речи;
• степень развития фонематических процессов.
Наше обследование выявило у детей нарушения в иннервации артикуляционного аппарата, скудность эмоций, нарушения в развитии общей и мелкой моторики, звукопроизношения и как следствие нарушение фонематического слуха и восприятия.
При обследования артикуляционного аппарата замечены трудности в подъёме верхней губы вверх и нижней губы вниз, а также одновременное поднятие верхней губы вверх и опущение нижней, чтобы были видны зубы. Наблюдались гиперкинезы, саливация, синкинезия, снижение объёма движений при удержании артикуляционных поз. При выполнении проб «чашечка» и «лопаточка» язык был напряжен, отмечался тремор языка, появление саливации. Дети недостаточно ощущали положение языка при произнесении звуков. Так как иннервации лицевых нервов нарушена, то у детей возникали трудности с мимикой.
При соотнесении данных звукопроизношения и ошибок в заданиях на сфорсированность фонематического слух, то можно заметить неправильное восприятие шипящих и соноров. Именно эта группа звуков нарушена чаще всего у детей в исследуемой группе.
У всех исследуемых детей наблюдаемость несформированность фонематического слуха и восприятия, что вызывается трудности в выполнении заданий, нацеленных на развитие фонематического слуха. Такие задания вызывают у детей раздражительность, быструю утомляемость, беспокойство и неуверенность.
У 100% исследуемых детей в результате изучения фонематических процессов имеются нарушения фонематического слуха. С заданиями на опознание фонем справилось только 20%. С повторением слогового ряда справилось 0% испытуемых, поэтому понадобилась помощь экспериментатора. Чаще дети на справлялись с заданиями на сформированность фонематических процессов там, где есть шипящие и сонорные звуки. Так удалось отследить взаимосвязь нарушений в звукопроизношений и развитие фонематического слуха. Определить место звука в слове было трудно выполнить 60% исследуемых.
Дети путают, когда необходимо определить количество звуков в слове, а когда последовательность звуков. Стоит отметить, что никто из исследуемых не смог набрать наивысшее количество баллов ни в обследовании фонематического слуха, ни в звуковом анализе слова.
Данное обследование подтвердило заключение логопеда в ДОУ и результаты ПМПК.
Задачи и функции логопеда и воспитателя в работе над формированием фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией разграничены и направлены на достижение наилучшего результата. С детьми проводят занятия в игровой форме для поддержания интереса к новым знаниям. Используется пять ступеней развития фонематического слуха, направленных на развитие речевого внимания, сопостановление одинаковых звукокомпелексов, близких по звучанию слов, слогов и отдельных сохраненных звуков речи.
С помощью специальных упражнений у детей формируются артикуляционные навыки и формирование фонетического слуха и восприятия. С этим умыслом внимание детей привлекается к отличию между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Перед детьми довольно часто устанавливаются задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.
В это же время происходит формирование анализа и синтеза звукового состава речи. Для дальнейшего успешного развития детей, их необходимо учить звукобуквенному анализу и фонематическому восприятию. Детям необходимо различать звуки речи родного языка, узнавать гласные и согласные, уметь выделять звуки из состава слова; разделять слова на слоги, а слоги на звуки; синтезировать слоги и звуки в слова; устанавливать поочередность звуков в слове; разбивать предложения на слова. Для сохранения интереса к занятиям, детям предлагаются различные игры и игровые приёмы во время обучения.
Стоит отметить, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для коррекционной работы над дефектами речевого развития. В данный период детства в особенности развита внимательность и чувствительность к проявлениям языка. Своевременное развитие фонематического слуха позволят избежать трудности в усвоении детьми навыков чтения и письма родного языка.



1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2015. 207 с.
2. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. М., 2012. 228 с.
3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2015. 254 с.
4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 320 с.
5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Логопедия». М., 1998. 304 с.
6. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2005. 352 с.
7. Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у
дошкольников, имеющих речевые нарушения // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. СПб., 2012. Т. 2. С. 262-264. URL: https://moluch.ru/conf7ped/
archive/21/1552/ (дата обращения: 01.12.2021).
8. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М., 1983. 136 с.
9. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998. 680 с.
10. Лопатина Л. С., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : коррекция стертой дизартрии : учеб. пособие. СПб., 2010. 191 с.
11. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997. 399 с.
12. Соботович Е. Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1970. 26 с.
13. Ткаченко Т. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Ростов н/Д., 2021. 54 с.
14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. 336 с.
15. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)». М., 1989. 223 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ