Организация гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации гражданско- патриотического воспитания в образовательной организации 7
1.1. Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания
в образовательной организации 7
1.2. Образовательная организация: понятие, цели и задачи 17
1.3. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся младшего
подросткового возраста 25
1.4. Основы организации гражданско-патриотического воспитания в
образовательной организации 32
Глава 2. Из опыта организации гражданско-патриотического воспитания подростков в условиях образовательной организации Муниципального казенного образовательного учреждения «Ачитская средняя общеобразовательная школа» 43
2.1. Анализ организации гражданско-патриотического воспитания в условиях образовательной организации Муниципального казенного образовательного учреждения «Ачитская средняя общеобразовательная школа» 43
2.2. Исследование уровня гражданско-патриотического воспитания у
обучающихся младшего подросткового возраста 50
2.3. Программа по организации гражданско-патриотического
воспитания обучающихся младшего подросткового возраста «Юные патриоты района» 60
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложения 79
Глава 1. Теоретические основы организации гражданско- патриотического воспитания в образовательной организации 7
1.1. Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания
в образовательной организации 7
1.2. Образовательная организация: понятие, цели и задачи 17
1.3. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся младшего
подросткового возраста 25
1.4. Основы организации гражданско-патриотического воспитания в
образовательной организации 32
Глава 2. Из опыта организации гражданско-патриотического воспитания подростков в условиях образовательной организации Муниципального казенного образовательного учреждения «Ачитская средняя общеобразовательная школа» 43
2.1. Анализ организации гражданско-патриотического воспитания в условиях образовательной организации Муниципального казенного образовательного учреждения «Ачитская средняя общеобразовательная школа» 43
2.2. Исследование уровня гражданско-патриотического воспитания у
обучающихся младшего подросткового возраста 50
2.3. Программа по организации гражданско-патриотического
воспитания обучающихся младшего подросткового возраста «Юные патриоты района» 60
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложения 79
Актуальность исследования. Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям ФГОС, является воспитание граждан правового, демократического государства. В образовательных организациях закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем. Россия идёт по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота России.
Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2025 гг.»[24], нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [54] акцент делается на программах патриотического и военно-патриотического воспитания и развитие активной гражданской позиции, формирование новых поколений, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства.
Гражданский патриотизм заключается не в лояльности к законам и плате своим уважением за блага государства, а в готовности и способности граждан служить отчизне, работать на престиж страны, чувствовать свою ответственность за ее благополучие.
По этой причине система гражданско-патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми требованиями общества.
Наиболее значимые для современности достижения опыта гражданско- патриотического воспитания нашли отражение в трудах: теория патриотического воспитания (А.Г. Агаев, Г.В. Агапова, З.Т. Гасанов, А.К. Быков, Г.Н. Филонов), теория гражданского образования и правовой защиты (Е.В. Татаринцева, А.Н. Тубельский, и др).
Поиском эффективных путей создания гражданского общества занимались А.К. Алиев, Д.М. Маллаев, М.Г. Алиев, Т.И. Заславская, и др., рассматривавшие гражданское общество как институт регулирования ответственности государства и патриотизма и ответственности граждан.
Патриотизм и гражданскую ответственность рассматривают как основу национальной идеи и средство обеспечения единства страны, сохранения российской государственности З.Т. Гасанов, Б.В. Путин, и другие.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания гражданско-патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса диверсификации образования, региональных особенностей показана недостаточно полно.
Недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Организация гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации».
В своей работе вводим ограничение и будем рассматривать обучающихся младшего подросткового возраста в образовательной организации Муниципального казенного образовательного учреждения «Ачитская средняя общеобразовательная школа». Обращение к данной возрастной категории было неслучайным. Младший подростковый возраст наиболее чувствительный период для формирования самосознания, Я- концепции личности, в частности национального самосознания и патриотизма.
Таким образом, возникает противоречие исследования между существующим процессом организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся и ее несоответствием современным условиям.
Возникает проблема исследования: каким образом организовать процесс гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации?
Объект исследования: процесс гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации.
Предмет исследования: организация процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся в школе.
Цель исследования: на основе изученной теории и проведения опытно-поисковой работы разработать программу по организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс организации гражданско- патриотического воспитания в образовательной организации будет результативным, если:
-организация процесса гражданско-патриотического воспитания направлена на включение обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности;
-определены содержание, методы и технологии гражданско- патриотического воспитания с учетом региональных условий.
В соответствии с поставленной объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1) уточнить сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации;
2) дать понятие образовательной организации, цели и задачи;
3) рассмотреть гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в младшем подростковом возрасте;
4) охарактеризовать методы, формы и технологии организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации;
5) проанализировать опыт организации по гражданско- патриотическому воспитанию в условиях образовательной организации МКОУ «Ачитская СОШ».
6) Исследовать уровень гражданско-патриотического воспитания у обучающихся младшего подросткового возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - обобщение, систематизация, планирование, анализ, синтез;
- эмпирические -опрос, анкетирование.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа» Свердловской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2025 гг.»[24], нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [54] акцент делается на программах патриотического и военно-патриотического воспитания и развитие активной гражданской позиции, формирование новых поколений, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства.
Гражданский патриотизм заключается не в лояльности к законам и плате своим уважением за блага государства, а в готовности и способности граждан служить отчизне, работать на престиж страны, чувствовать свою ответственность за ее благополучие.
По этой причине система гражданско-патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми требованиями общества.
Наиболее значимые для современности достижения опыта гражданско- патриотического воспитания нашли отражение в трудах: теория патриотического воспитания (А.Г. Агаев, Г.В. Агапова, З.Т. Гасанов, А.К. Быков, Г.Н. Филонов), теория гражданского образования и правовой защиты (Е.В. Татаринцева, А.Н. Тубельский, и др).
Поиском эффективных путей создания гражданского общества занимались А.К. Алиев, Д.М. Маллаев, М.Г. Алиев, Т.И. Заславская, и др., рассматривавшие гражданское общество как институт регулирования ответственности государства и патриотизма и ответственности граждан.
Патриотизм и гражданскую ответственность рассматривают как основу национальной идеи и средство обеспечения единства страны, сохранения российской государственности З.Т. Гасанов, Б.В. Путин, и другие.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания гражданско-патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса диверсификации образования, региональных особенностей показана недостаточно полно.
Недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Организация гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации».
В своей работе вводим ограничение и будем рассматривать обучающихся младшего подросткового возраста в образовательной организации Муниципального казенного образовательного учреждения «Ачитская средняя общеобразовательная школа». Обращение к данной возрастной категории было неслучайным. Младший подростковый возраст наиболее чувствительный период для формирования самосознания, Я- концепции личности, в частности национального самосознания и патриотизма.
Таким образом, возникает противоречие исследования между существующим процессом организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся и ее несоответствием современным условиям.
Возникает проблема исследования: каким образом организовать процесс гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации?
Объект исследования: процесс гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации.
Предмет исследования: организация процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся в школе.
Цель исследования: на основе изученной теории и проведения опытно-поисковой работы разработать программу по организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс организации гражданско- патриотического воспитания в образовательной организации будет результативным, если:
-организация процесса гражданско-патриотического воспитания направлена на включение обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности;
-определены содержание, методы и технологии гражданско- патриотического воспитания с учетом региональных условий.
В соответствии с поставленной объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1) уточнить сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации;
2) дать понятие образовательной организации, цели и задачи;
3) рассмотреть гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в младшем подростковом возрасте;
4) охарактеризовать методы, формы и технологии организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации;
5) проанализировать опыт организации по гражданско- патриотическому воспитанию в условиях образовательной организации МКОУ «Ачитская СОШ».
6) Исследовать уровень гражданско-патриотического воспитания у обучающихся младшего подросткового возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - обобщение, систематизация, планирование, анализ, синтез;
- эмпирические -опрос, анкетирование.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитская средняя общеобразовательная школа» Свердловской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Серьезные преобразования в России сопровождаются изменениями в духовной сфере общества и сознании ее граждан. Снизился воспитательный потенциал российского образования, искусства, культуры, как важнейших факторов формирования гражданина- патриота. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота России. В образовательных организациях закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем.
В проведенном исследовании рассмотрен процесс организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации подтвердил актуальность исследуемой проблемы сущности процесса организации посредством включения обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности и обоснования содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания с учетом региональных условий.
Анализ организации гражданско-патриотического воспитания в условиях образовательной организации МКОУ «Ачитская СОШ» позволил разработать Программу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся младшего подросткового возраста, которая является одной из важнейших задач системы образования в условиях Ачитского района Свердловской области.
При проектировании программы «Юные патриоты района» удалось выдержать все структурные компоненты программы: определен целевой компонент; обоснованы структурное элементы; содержательно оснащены все этапы реализации программы с учетом возраста обучающихся и региональных условий; спрогнозированы результаты; определено взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Определены основные подходы к организации гражданско- патриотического воспитания: деятельностный, системный и событийный. По нашему мнению, гражданско-патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.
Мы выявили, что для повышения эффективности организации гражданско-патриотического воспитания возможно использовать индивидуальные, групповые формы работы, методы стимулирования, методы контроля, самоконтроля и диагностики.
В ходе поисковой работы подтверждена истинность выдвинутой гипотезы исследования. Уточнены все сформированные в гипотезе педагогические условия, а также эффективность их комплексного влияния на результат при организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации.
Ход и результаты исследовательской работы подтвердили необходимость гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации через включения младших подростков в различные виды социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности с учетом региональных условий проживания.
В проведенном исследовании рассмотрен процесс организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации подтвердил актуальность исследуемой проблемы сущности процесса организации посредством включения обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности и обоснования содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания с учетом региональных условий.
Анализ организации гражданско-патриотического воспитания в условиях образовательной организации МКОУ «Ачитская СОШ» позволил разработать Программу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся младшего подросткового возраста, которая является одной из важнейших задач системы образования в условиях Ачитского района Свердловской области.
При проектировании программы «Юные патриоты района» удалось выдержать все структурные компоненты программы: определен целевой компонент; обоснованы структурное элементы; содержательно оснащены все этапы реализации программы с учетом возраста обучающихся и региональных условий; спрогнозированы результаты; определено взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Определены основные подходы к организации гражданско- патриотического воспитания: деятельностный, системный и событийный. По нашему мнению, гражданско-патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.
Мы выявили, что для повышения эффективности организации гражданско-патриотического воспитания возможно использовать индивидуальные, групповые формы работы, методы стимулирования, методы контроля, самоконтроля и диагностики.
В ходе поисковой работы подтверждена истинность выдвинутой гипотезы исследования. Уточнены все сформированные в гипотезе педагогические условия, а также эффективность их комплексного влияния на результат при организации гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации.
Ход и результаты исследовательской работы подтвердили необходимость гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации через включения младших подростков в различные виды социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности с учетом региональных условий проживания.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Политическая комедия классических Афин как инструмент гражданско-
патриотического воспитания
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10 классов на примере исторических деятелей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Традиционная культура и обычаи народов Северного Кавказа в Гражданско-патриотическом воспитании молодежи на примере Республики Северная Осетия- Алания (Гражданско-патриотическое воспитание молодежи)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-патриотическое воспитание средних подростков во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



