Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно - ролевых игр

Работа №96877

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

логопедия

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 8
1.1. Теоретический анализ процесса формирования лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников при нормальном речевом развитии . 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи 15
1.3. Характеристика лексико-грамматических средств языка у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.4. Сюжетно-ролевая игра как метод обучения 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ
ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 35
2.1. Организация и методики констатирующего этапа исследования 35
2.2. Анализ результатов изучения лексических средств языка у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 41
2.3. Анализ результатов изучения грамматической стороны речи у старших
дошкольников с ОНР 47
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 52
3.1. Цель, задачи, принципы организации логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр 52
3.2. Содержание работы учителя-логопеда по формированию лексико¬
грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр 60
3.3. Контрольный этап исследования и его анализ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83


Актуальность исследования: в логопедической практике нарушения лексико-грамматического строя речи, является ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. Изучением развития лексико-грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии занимались такие авторы как: Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жукова, О.С. Грибова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова, К.В. Комаров, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко и др. В своих работах авторы подробно описывают следующие нарушения у детей с общим недоразвитием речи: нарушение лексики, расхождение в объеме активного и пассивного словаря, ограниченность словарного запаса, несформированность семантических полей, неточное употребление слов.
В настоящее время число дошкольнико с общим недоразвитием речи неизменно увеличивается. (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). В связи с этим вопрос о проблеме формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет особое значение в современной специальной педагогике, а методика её развития является одним из самых актуальных.
Вопросом изучения речи дошкольников с использованием игровой деятельности занимались многие известные ученые и логопеды-практики, например В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Н. Ефименкова, Г.А. Волкова, С.А. Миронова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская, Н.В. Нищева и многие другие.
Коррекционная работа должна строится с учетом ведущего вида деятельности. У детей старшего дошкольного возраста коррекционная работа реализуется в процессе игровой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные затруднения при организации сюжетно¬ролевой игры, при разработке ее плана и развертывании сюжетной линии игрового действия. Сюжетно-ролевые игры в жизни детей с общим недоразвитием речи уступают свое место другим видам игровой деятельности, таким как творчество, конструирование, дидактические игры. Но игровая деятельность влияет на всестороннее развитие личности и интеллекта. В игре ребенку легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Объект исследования - лексико-грамматические средства языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет - содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
Цель нашего исследования теоретически обосновать и опытно - поисковым путем проверить содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
• провести исследование уровня актуального развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
• подобрать и апробировать содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
Методологической основой исследования выступили концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании - деятельностный (разработан Выготским Л. С., Гальпериным П. Я., Леонтьевым А. Н., Рубинштейном С. Л. и развит в трудах Давыдова В. В., Эльконина Д. Б.), дифференцированный (Бутузов И. Д., Данилова М. А., Есипов Б. П., Загвязинский В. И., Рабунский Е.С.), ситуативный (Пассов Е.И., Сорокова М.Г.), современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития речи в процессе онтогенеза (Гвоздев А.Н., Доброва Г.Р., Кубрякова Е.С., Цейтлин С. Н., Эльконин Д.Б.), современные представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии (Кольцова М.М., Левина Р. Е., Жукова Н.С., Лалаева Р.И., Спирова Л.Ф.).
Методы исследования определились как теоретическими позициями лингвистики и психолингвистики, психологией и педагогики, так и задачами работы. В работе применялись такие исследовательские методы как:
1) теоретические - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, разработка содержания логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр;
2) эмпирические - изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
3) стандартизированные диагностические методики, а также методы качественно-количественной обработки констатирующего и контрольного этапа исследования.
Этапы проведения исследования. Настоящее исследование проводилось в 2017 - 2018 г.. Было выделено четыре этапа, на каждом из которых, в зависимости от реализуемых задач, применялись разные методы исследования. Работа осуществлялась на базе МКДОУ ГО Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» СП «Сказка».
Первый этап. Выделение теоретической и методологической основы исследования; изучение психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам формирования лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
Второй этап. Разработка и реализация констатирующего этапа исследования, направленного на выявление уровня актуального развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Третий этап. Организация и проведение обучающего этапа исследования.
Четвертый этап. Количественный и качественный анализ полученных материалов, анализ эффективности разработанной методики, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы сообщались в виде статьи
— на всероссийской научно-практической конференции памяти В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС» (г. Екатеринбург, 27-28 апреля 2017 г.);
— на V Всероссийской студенческой научно-практическая конференции «Мой профессиональный стартап» (г. Нижний Новгород15мая 2018 года);
— на всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург ,26-27 апреля 2018 г.).
Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 61 источника и приложение. Работа содержит 11 таблиц. Общий объем выпускной квалификационной работы - 157 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования было теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
Проведённое исследование было направлено на формирование лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
Для осуществления установленных целей были решены следующие задачи:
- проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования;
- проведено исследование уровня актуального развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- подобрано и апробировано содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
Подробно изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было установлено, что развитие лексико-грамматической стороны речи происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста лексико-грамматическая сторона речи при нормальном речевом развитии должна быть сформирована. Дети с ОНР испытывают затруднения при усвоении лексико-грамматической стороны речи. Поэтому возникает необходимость в проведении коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у данной группы детей с использованием методов, которые способствуют эффективной коррекционной работе. В коррекционной работе использовались сюжетно-ролевые игры, так как именно сюжетно-ролевая игра является ведущей видом деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была организованна исследовательская работа, которая включила в себя три этапа: констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап. При проведении констатирующего этапа исследования были выявлены некоторые особенности в усвоении лексико-грамматической стороны речи. Результаты констатирующего этапа исследования определили содержание формирующего этапа исследования.
С целью формирования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР было запланировано проведение подгрупповых занятий и сюжетно-ролевых игр. Речевой материал подбирался с учетом лексических тем и коррекционных задач каждого этапа обучения.
По окончанию коррекционной работы был проведён контрольный этап исследования, который выявил положительную динамику в развитии лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Были отмечены следующие изменения: у детей улучшилось понимание пространственных наречий, предметный словарь стал более сформирован, словарный запас стал шире, словоизменение и словообразование стало более сформированным, дети стали меньше допускать ошибки при согласовании и управлении. Это доказывает эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы.
Можно сделать общий вывод о том, что использование в коррекционной работе сюжетно-ролевой игры способствует формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Это подтверждает эффективность проведенной коррекционной работы.


1. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова // Логопед в детском саду. - 2007. - № 6. - С.5-12.
2. Бойкова, С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С. В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 18-23.
3. Бойченко, Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст] / П. И. Григоренко, Е. И Коваленко, Е. И. Щербакова. - М. : Высш. шк., 1982. - 112 с.
4. Вершина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня [Текст] / О.М. Вершина // Логопед. - 2004. - №1. - С.34-40.
5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : «ВЛАДОС», 2004. - 680 с.
6. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольником с ОНР [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М. : «Книголюб», 2004. - 104 с.
7. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. - М. : АСТ «Астрель», 2007. - 224 с.
8. Воронкова, JI. В Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей [Текст] / Л.В. Воронкова. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 96 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 2004. - 224 с.
10. Гаркуша, Ю.Ф Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : «Академия», 2002. - 128 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : ГИТИС, 1961. - 471 с.
12. Гимадиева, К. А. Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / К. А. Гимадиева // Педагогика: традиции и инновации. - 2016. - № 3. - С. 85-89.
13. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О. Е. Грибова. - М. : «Айрис-пресс», 2005. - 96 с.
14. Доронова, Т. Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : Пособие для воспитателей детских садов / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва. - М. : Воспитание дошкольника, 2002. - 128 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольника [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : «Просвещение», 1981. - 228 с.
16. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : учеб. для студентов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева ; под ред. Н. С. Жуковой. - Екатеринбург, УГУ, 1990. - 238 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ