ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ 8
ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
1.1. Основные понятия темы исследования 8
1.2. Психофизиологическое содержание процесса письма 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного 25 возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.4. Обзор педагогических технологий по подготовке к обучению 39
письму детей дошкольного возраста в современной логопедической практике
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 47
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм проведения 47
констатирующего эксперимента
2.2. Содержание методики и результаты исследования моторики 49
артикуляционного аппарата
2.3. Содержание методики и результаты исследования 55
звукопроизношения
2.4. Содержание методики и результаты исследования 59
фонематического слуха
2.5. Содержание методики и результаты исследования 63
фонематического восприятия
2.6. Анализ результатов констатирующего эксперимента 67
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ 72 РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1. Принципы, цели, задачи, алгоритм и организация логопедической 72 работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению 78
письму детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
Статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей младшего школьного возраста с дисграфией, что связано не только с овладением детьми письменной речью в условиях ФГОС НОО, но и с реалиями современной жизни: все больше рождается детей с патологией развития, в том числе с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (далее ЛСПД). Вследствие недостаточной эффективности используемых в работе по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи (далее ФФНР) у детей дошкольного возраста с ЛСПД традиционных технологий, недостатки звукопроизношения приводят к специфическим ошибкам письма, ведут не только к школьной, но и в дальнейшем социальной дезадаптации индивидуума в современном обществе (О. И. Азова., О. В. Елецкая) [1, 28].
Подготовка ребенка дошкольного возраста к обучению письму — это важный этап обучения, который является частью проблемы готовности ребенка к обучению в школе. Кроме этого, это сложный, многоступенчатый процесс, в основе которого лежит речевая готовность ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) [24, 60].
В специальной литературе проблема подготовки детей к обучению письму рассматривается с позиции системного подхода: как единство устной и письменной речи, при котором письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи. В связи с этим состояние устной речи, изначально образованной на знаковом восприятии и воспроизведении звуков речи (её составляющие компоненты: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая стороны речи), предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте.
По мнению многих ученых ведущими предпосылками формирования письма являются сформированность звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. Эти предпосылки у детей дошкольного возраста с ЛСПД не сформированы — дети не улавливают звуковые соотношения, составляющие систему фонем родного языка (Р. Е. Левина, З. А. Репина, О. А. Токарева, Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Р. М. Боскис, Т. Г. Визель и другие).
Все выше сказанное позволяет считать тему актуальной.
Проблема: определение содержания логопедической работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с ЛСПД.
Объект — уровень сформированности предпосылок готовности к обучению письму у детей дошкольного возраста с ЛСПД.
Предмет — содержание логопедической работы по формированию предпосылок готовности к обучению письму у детей дошкольного возраста с ЛСПД.
Цель — теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание коррекционной работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с ЛСПД.
Задачи:
1. Проанализировать теоретический и методический аспекты проблемы исследования на основе лингвистических, психолого-педагогических и дефектологических данных;
2. Экспериментально изучить уровень сформированности предпосылок к обучению письму детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР), ЛСПД и проанализировать полученные результаты;
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию предпосылок готовности к обучению письму у детей дошкольного возраста с ЛСПД;
4. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с ЛСПД.
В соответствии с целевыми установками исследования была сформулирована следующая гипотеза: логопедическая работа по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с ЛСПД будет эффективной, если будет учитывать: структуру речевого дефекта, взаимосвязь в развитии становления звукопроизношения, фонематических процессов и письма.
Теоретическая значимость исследования заключается экспериментальной проверке педагогической технологии по подготовке детей с ЛСПД к обучению письму с низким уровнем сформированности предпосылок письма, позволяющей провести профилактическую работу дисграфии и достичь существенного прогресса в развитии навыка фонематического восприятия.
Материалы исследований апробированы на конференциях регионального и международного уровней. По теме работы издано 4 публикации в изданиях, входящих в РИНЦ.
Методологическая основа исследования — современные представления о структуре речевого дефекта (Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, О. В. Токарева, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие), концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л. С. Выготский), психофизиологических механизмов овладения звукопроиз-ношением в норме (Н. X. Швачкин, Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин), концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев); концепция деятельности и теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), концепция дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
В ходе работы были применены следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования;
сравнительный и логический анализ; проектирование и моделирование логопедической работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с ЛСПД;
2. Практические: изучение и анализ медико-педагогической документации, педагогического опыта;
3. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ, сравнение и обобщение.
4. Математические методы: была разработана количественная бальная оценка результатов и произведена качественная оценка полученных результатов эксперимента.
Объем и структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения (в основном тексте имеются 2 таблицы и 18 рисунков), списка литературы и приложений. Список цитируемой литературы насчитывает 109 источников.
В первой главе представлены основные теоретические положения по проблеме исследования (психофизиологические основы письма, основные понятия темы исследования, психолого-педагогическая характеристика исследуемой категории детей, а также приведен обзор педагогических технологий по подготовке к обучению письму дошкольников в современной логопедической практике).
Во второй главе представлены основные принципы, цели, задачи, алгоритм проведения констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности предпосылок к обучению письму детей с ФФНР, ЛСПД. Приведены методики и результаты исследования артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов. Приводится анализ результатов исследования.
В третьей главе представлена организация и содержание логопедической работы по проблеме исследования (принципы, цели, задачи, алгоритм, организация и содержание логопедической работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с ЛСПД, а также приводится описание результатов контрольного эксперимента и их анализ, подтверждающих эффективность предлагаемой логопедической работы.
В заключении отражены общие выводы по результатам исследования, приведена теоретическая значимость предложенной логопедической работы по теме исследования.
На защиту выносится содержание логопедической работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста с ЛСПД.
Подготовка к обучению грамоте детей с ЛСПД с недостаточным уровнем сформированности предпосылок к ее овладению без внесения изменений в методику обучения приводит к возникновению трудностей, а в дальнейшем и к появлению нарушений письма в школьном возрасте, что приведет к социальной дезадаптации индивидуума в современном обществе. Поэтому, особую важность приобретает диагностика раннего прогнозирования трудностей овладения процессами письма, выявление предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста на основе знания психофизиологической структуры процессов письма, предпосылок к обучению письму, анализа причин возникновения нарушений письма и структуры речевого дефекта.
Изучение специальной литературы, посвященных изучению предпосылок формирования письма, показало, что успешное овладение письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи (артикуляционной моторики, звукопроизношения фонематического слуха и восприятия).
Теоретическая значимость исследования заключается экспериментальной проверке педагогической технологии подготовки детей с ЛСПД к обучению письму с низким уровнем сформированности предпосылок письма, позволяющей провести профилактическую работу дисграфии и достичь существенного прогресса в развитии познавательной возможности детей в области речевых звуков, что делает логопедическую работу эффективной. Дети начинают выделять и дифференцировать не только звуки, которые были освоены, но и те, которые еще предстоит коррегировать, что говорит о сформированном навыке фонематического восприятия.
Результаты исследования подтвердили гипотезу и показали, что коррекционное обучение будет эффективным, если оно учитывает: структуру речевого дефекта, взаимосвязь в развитии становления звукопроизношения, фонематических процессов и письма.
1. Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. И. Азова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - М., 2006. - 391 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Цветкова [и др.] ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. Л. С. Цветковой. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 296 с.
3. Антонова, Е. В. Предупреждение ошибок письма на подготовительном этапе у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Е. В. Антонова // Молодежь и наука : материалы междунар. науч.-практ. конф., 26 мая 2017 г., г. Нижний Тагил : в 2 т. / Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина ; Нижнетагил. технолог. ин-т. - Ниж. Тагил , 2017. - Т. 1. - С. 169-172.
4. Антонова, Е. В. Теоретические основы подготовки обучению письму детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Антонова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., 31 авг. 2017 г., Москва. - М., 2017. - С. 44-47.
5. Антонова, Е. В. Экспериментальная работа по изучению готовности детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии к обучению письму [Текст] / Е. В. Антонова // Наука - образование - производство: опыт и перспективы развития : материалы XIV междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. / Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина ; Нижнетагил. технолог. ин-т. - Ниж. Тагил, 2018. - Т. 2. - С. 70-77.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 331 с.
7. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева // Нейропсихология сегодня / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1995. - С. 154-161.
8. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине логопедия: Дизартрия [Текст] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. - М. : Прометей, 2012. - 104 с.
9. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2000. - 384 с.
10. Белова-Давид, Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей [Текст] / Р. А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. - М., 1969. - С. 11-47.
11. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] /
В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 234 с.
12. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
13. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений [Текст] : избр. психол. тр. / Н. А. Бернштейн ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. В. П. Зинченко. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 608 с.
14. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн // Хрестоматия по нейропсихологии / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. Е. Д. Хомской. - М., 2004. - С. 569-582.
15. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей [Текст] : пособие для логопедов / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
...