ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 7
1.1. Речевой онтогенез и причины нарушения речи в дошкольном возрасте ... 7
1.2. Значение семьи в процессе речевого воспитания ребёнка дошкольного
возраста 11
1.3. Логопедическая работа с семьёй ребёнка дошкольного возраста,
имеющего нарушения речи 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 21
2.1. Организация и методика экспериментального исследования 21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 23
2.2.1. Результаты логопедического обследования детей дошкольного
возраста, имеющих нарушения речи 23
2.2.2. Результаты исследования педагогических условий речевого воспитания
детей в дошкольной образовательной организации 40
2.2.3. Результаты исследования педагогических условий речевого воспитания
детей в семье 47
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 56
3.1. Теоретическое обоснование коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня 56
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений 58
3.2.1. Содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений
в условиях дошкольной образовательной организации 59
3.2.2. Содержание логопедической работы по коррекции речевых нарушений
в условиях семьи 62
3.3. Результаты контрольного эксперимента и его анализ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Значение семьи в воспитании ребёнка сложно переоценить. Изучением семьи занимались в своих исследованиях многие ученые, и психологи (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, И. В. Ткаченко, В. В. Ткачёва) и дефектологи (О. В. Бачина, Л. С. Вакуленко, Т. Г. Визель, Е. М. Мастюкова, Г. А. Османова, Н. В. Рыжова, Н. П. Саголакова, Л. Н. Смородова, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская). В психологической литературе разработано достаточно методов и методик по изучению, диагностике, консультированию семей, воспитывающих детей, с нарушениями в развитии. Но часто логопеды работают без привлечения родителей к участию в речевом воспитании их детей. В дефектологической литературе вопрос общения специалиста с семьей ребенка, имеющего нарушения речи описан недостаточно широко. Создаётся ложное впечатление, что роль родителей в процессе речевого воспитания незначительна. Хотя сами учёные в своих книгах и статьях пишут об особой роли родителей в процессе речевого воспитания и коррекции речевых нарушений.
Таким образом становится понятным, что современная ситуация требует разработки альтернативных способов включения семьи в речевое воспитание детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, основанных на индивидуальном подходе.
Объект: состояние речи детей и отношение родителей к процессу воспитания дошкольников, имеющих нарушения речи.
Предмет: взаимодействие логопеда и родителей детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Цель: совершенствование родительской компетенции в семьях
дошкольников, имеющих нарушения речи для увеличения эффективности логопедического воздействия.
Задачи:
- провести анализ литературных источников по проблеме взаимодействия логопеда с семьей ребёнка дошкольного возраста, имеющего нарушения речи;
- разработать методику и провести констатирующий эксперимент по изучению состояния речи детей дошкольного возраста, а так же педагогических условий речевого воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации и в условиях семьи;
- разработать содержание логопедической работы по взаимодействию логопеда и родителей детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи;
- провести контрольный эксперимент, выполнить анализ результатов логопедической работы.
Гипотеза: возможно, что оптимально организованное взаимодействие логопеда с семьёй ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушения речи ведёт к увеличению эффективности логопедического воздействия.
Методологические и теоретические основы исследования:
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, З. А. Репина, Г. В. Чиркина и др.);
- современные представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, З. А. Репина, И. А. Филатова и др.);
- идея самоценности дошкольного детства, как периода становления основ дальнейшего развития ребёнка (Л. С. Выготский, Г. П. Новикова, Д. И. Фельштейн и др.);
- методология педагогики и методы психолого-педагогического исследования (Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др.);
- взаимодействие логопеда с семьями родителей детей, имеющих детей с речевыми нарушениями (О. В. Бачина, Н. Л. Беспольская, Л. Н. Самородова, В. В. Ткачёва, и др.).
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической, методической, специальной литературы;
- анализ;
- наблюдение;
- сравнение;
- педагогический эксперимент (констатирующий, контрольный);
- апробация;
- анкетирование;
- статистическая обработка результатов исследования;
- обобщение экспериментальных данных.
Этапы организации исследования:
I. Выбор темы и актуальности исследования; анализ литературных источников.
II. Поиск базы исследования; подбор диагностической методики и разработка программы обследования.
III. Проведение констатирующего эксперимента.
IV. Разработка формирующего эксперимента и его проведение.
V. Проведение констатирующего эксперимента и его анализ.
База исследования: Свердловская область, г. Ревда, ул. Цветников, д.6, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) детский сад № 34, старшая группа.
Одним из важнейших этапов речевого развития ребёнка является период дошкольного детства. Система речи в этом возрасте наиболее всего ранима, поэтому важнейшую роль в становлении речи играют ряд факторов, в частности социальные и психологические. Родителям этот факт необходимо учитывать. Огромную роль в процессе речевого воспитания играет семья. Родители способны создать дома благоприятную речевую среду для своего ребёнка, которая станет частью единого речевого пространства. Именно поэтому важнейшим звеном в коррекционной работе является взаимодействие логопеда с семьями детей, имеющих нарушения речи.
На этапе констатирующего эксперимента были определены направления исследования - изучение уровня развития речи детей, изучение педагогических условий речевого воспитания детей в дошкольной образовательной организации и в семье, обработка и анализ результатов обследования.
Изучение уровня развития речи детей показало, что у всех детей наблюдаются нарушения всех компонентов речи. Сопоставив результаты обследования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, уровень речевого развития данной группы детей был определён как общее недоразвитие речи III уровня.
Изучение педагогических условий речевого воспитания детей в образовательной организации показало соответствие работы дошкольной образовательной организации требованиям СанПиНов и ФГОС ДО, что зафиксировано в заключении аттестационной комиссией и подтверждается наличием у МАДОУ д/с № 34 Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 19360 от 10 апреля 2017 года. Логопедом применяются грамотные методики по развитию речи детей дошкольного возраста, ведётся взаимодействие с воспитателями групп. Однако взаимодействие с
родителями детей, имеющих нарушения речи - на низком уровне и ограничивается индивидуальными беседами по инициативе заинтересованных родителей, а так же формальными встречами.
Изучение семьи показало, что 70 % родителей не осознают, либо отрицают проблемы с речью своих детей, они так же ничего не представляют о структуре дефекта своего ребёнка. Готовы к активному сотрудничеству с логопедом лишь 30 % родителей.
Результаты констатирующего эксперимента позволили грамотно спланировать работу по коррекции речевых нарушений.
Вся коррекционная работа имела два между собой тесно переплетающихся направления: работа над преодолением общего
недоразвития речи III уровня и взаимодействие с семьями детей, имеющих нарушения речи.
В рамках дошкольной образовательной организации была проведена работа по коррекции всех компонентов речи - развитие лексико-грамматической, фонетико-фонематической сторон речи и развитие связной речи.
В коррекционной работе применялись различные формы взаимодействия с семьями детей, имеющих нарушения речи, с учётом психологического типа родителей, а так же детско-родительских отношений.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили предположение о том, что проведение логопедом качественной работы по привлечению родителей к коррекционному процессу, приводит к сокращению количества времени работы логопеда с ребёнком, то есть достижение положительной динамики наблюдается в более ранние сроки, чем без проведения этой работы.
1. Акименко, В. Н. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В. Н. Акименко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 79 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Бараменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед наук : 13.00.03 / Т. Д. Бараменкова ; Мос. пед. гос. ун-т - Москва, 1996. - 177 с.
4. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи [Текст] / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
5. Вакуленко, Л. С. К вопросу об организации взаимодействия учителя- логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2011. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1504.htm (дата обращения: 30.01.2017).
6. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников [Текст] / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. - М. : Школа-Пресс, 1999. - 78 с.
7. Визель, Т Г. Аномалии речевого развития ребенка: в помощь родителям [Электронный ресурс] // В. Секачев. 2011. URL: http://library.brkmed.ru/slide/732/ (дата обращения: 16.01.2017).
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблема дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Правда, 1987. - 189 с.
9. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 280с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Электронный ресурс] // Лабиринт. 1999. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1 0162-1.shtml (дата обращения: 15.01.2017).
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1961. - 154 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. Н. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литер, 2004. - 305 с.
14. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : УНПЦ, 1994. - 128 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2017. - 279 с.
...