ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Раскрытие основных понятий 8
1.2. Психофизиологическое содержание процесса письма 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии .... 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Основные принципы, цели и задачи констатирующего
эксперимента 23
2.2. Содержание методики логопедического обследования в рамках
констатирующего эксперимента 24
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
3.1. Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы
по коррекции нарушений письменной речи у экспериментальной группы младших школьников 41
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению
нарушения письма у детей младшего школьного возраста 45
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность. У детей младшего школьного возраста довольно часто возникают трудности овладения письмом. Чаще всего эти трудности обнаруживаются в первом классе, и если ребенку не предоставляется вовремя специальная коррекционная помощь, то ошибки на письме сохраняются.
Для того чтобы преодолеть трудности на письме требуется понимание их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру вербальные и невербальные формы. Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Н. И. Садовникова, А. Н. Корнев, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие указывают на то, что, расстройство письма носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Р. И. Лалаева дает следующее определение дисграфии - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [22].
У многих обучающихся массовых школ возникает нарушение письма.
Это нарушение отрицательно сказывается на школьной успеваемости детей. Младшие школьники испытывают трудности в усвоении школьной программы и начинают негативно относится как к самому уроку письма, так и к школе в целом.
Одной из причин нарушения письма может явиться замедленное установление межанализаторных связей с недоразвитием мелкой моторики рук ребенка. У младших школьников может наблюдаться снижение познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.). Помимо нарушения письма у детей нарушается устная речь, лексико-грамматический строй речи.
В письменных работах обучающихся учителя зачастую могут встретить орфографические и дисграфические ошибки.
Дисгрфические ошибки бывают разных видов и в каждом виде есть свои механизмы нарушения, например, такие как: нарушение
фонематического анализа и синтеза, замена и смешение близких по артикуляции звуков, зеркальное написание букв, смешение букв, близких по написанию и др.
В настоящее время в литературе представлено много работ и исследований, посвященных формированию готовности детей младшего школьного возраста к обучению письму (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, А. Н. Корнев).
Выбор темы магистерской работы обусловлен существованием в настоящее время большого количества обучающихся младших классов, у которых существует проблемы нарушения письма.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что в общеобразовательной школе у обучающихся младших классов письмо имеет специфические особенности, которые повторяются в стойких, систематических ошибках и данный процесс письма отличает данную группу детей от их сверстников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, и апробировать содержание логопедической работы по коррекции нарушения письма у младших школьников в условиях общеобразовательной организации.
Объект исследования: нарушения письменной речи у младших школьников общеобразовательных организаций.
Предмет исследования: процесс коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации.
Задачи в соответствии с целью исследования:
1. Изучить специальную научно-исследовательскую литературу по проблеме коррекции нарушений письма у младших школьников в условиях общеобразовательных организаций.
2. Подобрать содержание методики констатирующего эксперимента для определения особенностей проявления нарушений письма у младших школьников в условиях общеобразовательных организаций.
3. Выявить в рамках констатирующего эксперимента особенности проявлений нарушения письма у младших школьников.
4. Разработать адресное содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательной организации.
5. Оценить характер динамики проведенной логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников в условиях общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно логопедическая работа по коррекции нарушений речи у младших школьников в условиях общеобразовательной организации будет эффективной, если спроектирована с учетом структуры речевого дефекта и взаимосвязи в развитии становления звукопроизношения, фонематических процессов и письма.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, обработка и интерпретация результатов;
• эмпирические методы: эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный), статистическая обработка результатов исследования, обобщение экспериментальных данных. Диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем нарушений письма у детей с дисграфией.
Методологические и теоретические основы исследования:
• системный подход к анализу речевых нарушений (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, Р. Е. Левина, З. А.Репина, Г. В. Чиркина);
• изучение взаимосвязи специфических нарушений письма, особенности устной речи и других психических функций у обучающихся отвечает признакам системной методологии (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия);
• изучение механизмов нарушения письма (О. Б. Иншакова,
А. Н. Корнев, Р. Е. Левина);
• изучение коррекции нарушений письма у обучающихся
общеобразовательных школ (И. Н. Садовников, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова).
База исследования: МБОУ СОШ № 27, Челябинской области,
г. Озерска, младшие школьники вторых классов.
Научная новизна исследования заключается в:
• получении сравнительных данных, характеризующих
общевозрастные особенности коммуникативного развития младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.
• создании комплекса коррекционных и развивающих упражнений, направленных на коррекцию нарушений письма у младших школьников.
Практическая значимость состоит в том, что данный комплекс коррекционно-развивающих упражнений по устранению специфических нарушений письменной речи у младших школьников могут использовать не только учителя-логопеды логопунктов, но и учителя начальной школы.
Данная магистерская работа состоит из введения, трех глав, списка литературы. Работа содержит в себе теоретический и практический аспекты.
1. Теоретический. В данной части раскрывается тема с научной точки зрения, ее актуальность, содержание, раскрываются теоретические аспекты, приводятся исследования авторов, занимающихся в данной области.
2. Практический. Проводится констатирующий эксперимент с двадцатью обучающимися вторых классов общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи псевдобульбарной
дизартрии. Обрабатываются данные, после которых младшие школьники делятся на две группы: экспериментальную и контрольную. После чего с обучающимися экспериментальной группы проводятся индивидуальные и групповые занятия. После окончания коррекционно-развивающих занятий проводится контрольный срез с двумя группами детей для выявления результата эффективности работы.
Проводимое нами исследование было направлено на преодоление нарушений письма у детей младшего школьного возраста фонетико-фонематического недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования: выявлены специфические ошибки у учащихся младших классов; определены основные направления коррекционной логопедической работы по устранению недостатков письменной речи данной категории детей.
Для реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Изучена специальная научно-исследовательская литература по проблеме исследования.
2. Подобраны методики констатирующего эксперимента.
3. Проведен констатирующий эксперимент.
4. Разработано адресное содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательной организации.
5. Проведён обучающий эксперимент и определены направления коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с легкой степенью дизартрии.
6. Оценен характер динамики проведенной логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников в условиях общеобразовательной организации.
Исходя из поставленных задач, мы можем сделать вывод, что дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия проявляется в пропусках, заменах, в искажениях звукослоговой структуры слова, нарушениях слитности написания отдельных слов в предложении.
В данном исследовании чаще всего встречались две формы дисграфии - артикуляторно-акустическая и дисграфия, нарушенная из-за языкового анализа и синтеза. Эти формы дисграфии встречаются довольно часто в современных общеобразовательных школах. Дисграфию очень сложно преодолеть, а если вовремя не оказать профессиональную логопедическую помощь, то ошибки на письме могут остаться на всю жизнь.
Во время исследования мы познакомились с научными работами таких педагогов, как, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. С. Волкова, Е. В. Мазанова, З. А. Репина, Т. Б. Филичева. Изучили принципы коррекционной помощи Р. Е. Левиной.
В результате изучения научной литературы был сделан вывод о том, что коррекционная работа, используемая учителем-логопедом должна быть систематизированной, целенаправленной и систематической.
Для реализации данного исследования нами был проведен констатирующий эксперимент.
Целью данного эксперимента являлось - подбор коррекционных заданий и упражнений для устранения нарушений письма у младших школьников с дисграфией.
На основе логопедических заключений и результатов обследования мы отметили основные направления и этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с дизартрией.
На основе проведенного анализа результатов констатирующего эксперимента по проблеме исследования нами были сделаны выводы о низком уровне овладения письмом.
После проведения констатирующего эксперимента и получения результатов, нами была проведена коррекционная логопедическая работа. Логопедическая работа была выбрана с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и с учетом логопедических принципов.
Далее, мы провели контрольный срез, целью которого являлось - выявление положительного результата проведенной коррекционной работы.
Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что предложенная логопедическая работа по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста эффективна, исходя из индивидуальных показателей динамического роста испытуемых.
Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с дизартрией должна осуществляться с учетом характера речевого нарушения и его структуры. Работа должна вестись поэтапно, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка, при четком соблюдении дидактических принципов: наглядности, доступности, индивидуального подхода к ребенку, сознательности, активности, последовательности.
Исходя из всего вышесказанного, можем говорить, что предложенная нами методика работы является действенной и эффективной, однако, для наибольшей эффективности следует продолжать занятия с двумя группами обучающихся, как индивидуально, так и в группах.
1. Андреева, Н. Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма [Текст] / Н. Г. Андреева // Школьный логопед. - 2008. - № 1. - С. 29-41.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. Пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 319 с.
3. Бельтюков, В. Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
6. Гетманский, М. И. Исправление недостатков речи у школьников [Текст] / М. И. Гетманский ; под ред. Р. Е. Левиной. - Минск : Высш. шк., 1970. - 200 с.
7. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 352 с.
8. Городилова, В. И., Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения [Текст] / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. - СПб. : КАРО : Дельта, 2005. - 384 с.
9. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 96 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1972. - 206 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов [Текст] : пособие для логопеда /
Л. Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
12. Иваненко, С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / С. Ф. Иваненко // Дефектология. - 1984. - № 1. - С. 52-55.
13. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 280 с.
14. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся [Текст] / Г. А. Каше [и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Учпедгиз, 1960. - Вып.2. - 132 с. :
15. Карпенко, Н. П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи [Текст] / Н. П. Карпенко, И. А. Подольский // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. - 1980. - № 3. - С. 29-34.
16. Колпаковская, И. К. Нарушение письма и чтения у детей с недоразвитием речи [Текст] / И. К. Колпаковская, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968. - С. 166-212.
...