Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования педагогической культуры родителей в Центре развития 6
1.1. Педагогическая культура родителей: понятие, компоненты,
сущность 6
1.2. Центр развития как социальный институт: понятие, задачи,
направления деятельности, нормативно-правовая база 12
1.3. Формы, методы, направления формирования педагогической
культуры родителей в центре развития 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию педагогической культуры у родителей в ГБОУ СО КШИ детский сад №565 г. Екатеринбурга 30
2.1. Анализ деятельности Центра развития по формированию
педагогической культуры родителей 30
2.2. Комплекс мероприятий направленный на формирование
педагогической культуры родителей 41
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложения
Актуальность темы исследования. Особенностью современной ситуации является повышение численности неполных, конфликтных семей, а социальная занятость родителей совместно с низким уровнем их педагогической культуры существенно воздействует на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями.
Это, в свою очередь выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, вырастающем недостатке теплоты, внимательного отношения друг к другу. Подобное может влиять на формирование у дошкольника неадекватной самооценки, проявление нерешительности в собственных силах, развитие отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлении девиантного поведения.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.
Повышение уровня педагогической культуры родителей в первую очередь важно для самой семьи. Высокий уровень педагогической культуры позволит родителям успешно управлять процессом воспитания и обучения, а детям гармонично развиваться. Так же не менее важно это для детского сада, так как благодаря успешному процессу обучения ребенок пойдет в школу подготовленным. Это важно и для социокультурных учреждений, которые работают с детьми, так как будет использован весь потенциал учреждений для раскрытия творческих способностей детей. Это важно для всех, поэтому стоит направить интерес на проблему низкого уровня педагогической культуры родителей.
Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты педагогической работы с семьей:
- Становление и укрепление семьи (Ю.А. Алешина, Б.И. Антонова, С.И. Голод, И.С. Даниленко, А.Ф. Евченко, В.И. Зацепин и др.).
- Воспитательная работа с детьми в семье (В.А. Гурьяк, Н.Т. Молчанов, Н.И. Стрекалова и др.).
- Психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Э.К. Васильева, Б.З. Вульфов, В.Н. Дружинин, Н.В. Поддубный, М.И. Рожков, Л.И. Уманский и др.).
- Социально- педагогический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Тем не менее, работы этих и других авторов не охватывают всей полноты современных форм и методов формирования педагогической культуры родителей и их значимости для работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Противоречие исследования заключается в необходимости формирования педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста в Центре развития и недостаточностью методических рекомендаций и пособий для педагогов по данному вопросу.
Проблема исследования: какие формы и методы входят в содержание формирования педагогической культуры родителей?
Тема исследования: «Формирование педагогической культуры родителей в Центре развития».
Объект исследования: процесс формирования педагогической культуры родителей в центре развития.
Предмет исследования: содержание формирования педагогической культуры родителей в центре развития.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических знаний разработать комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей в Центре развития.
Гипотеза исследования: вероятно, использование разнообразных форм работы педагога с родителями, которые включены в комплекс мероприятий будет способствовать формированию педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста в Центре развития.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, компоненты и сущность педагогической культуры родителей.
2. Рассмотреть Центр развития как социальный институт, его понятие, задачи, направления деятельности, нормативно-правовую базу.
3. Изучить формы, методы, направления формирования педагогической культуры родителей в Центре развития.
4. Провести анализ деятельности Центра развития по формированию педагогической культуры родителей.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение), эмпирические (анкетирование, опрос, беседа).
База исследования: ГБОУ СО КШИ детский сад №565 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало на основе теоретических и полученных эмпирических знаний разработать комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей в Центре развития.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи в ходе которых проанализировано понятие «педагогическая культура родителей», ее компоненты, рассмотрено понятие «Центр развития ребенка - детский сад», его задачи, направления деятельности и нормативно- правовая база, рассмотрены формы, методы и направления формирования педагогической культуры родителей. Так же был проведен анализ деятельности Центра развития по формированию педагогической культуры родителей, разработан комплекс мероприятий направленный на формирование педагогической культуры родителей.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Педагогическая культура родителей - это сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.
В структуре формирования педагогической культуры родителей можно выделить следующие компоненты: когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный.
Центр развития ребенка - детский сад является типом образовательной организации, которая осуществляет общеобразовательные программы дошкольного образования в различных направлениях в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.
Решает ряд задач по укреплению здоровья и обеспечению развития, а так же по взаимодействию с родителями, оказывая им помощь по вопросам воспитания и обучения детей.
Центр развития ребенка - детский сад ведет свою работу в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями определенного органа управления образованием, Типовым положением, собственным уставом, договором между учреждением и родителями.
Формирование педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста в Центре развития происходит через различные формы взаимодействия ДОО с семьей.
Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Важная задача всех видов форм взаимодействия ДОО с семьей - принятие доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, интеграция их в единую команду, вырабатывание потребности обмениваться друг с другом своими проблемами и вместе их разрешать.
Для формирования педагогической культуры родителей используют следующие формы: традиционные (коллективные, индивидуальные, наглядные) и нетрадиционные (информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные).
С целью возникновения интереса у родителей во время использования той или иной формы применяются следующие методы:
- Анализ педагогических ситуаций.
- Решение педагогических задач.
- Анализ собственной воспитательной деятельности.
- Применение домашних заданий.
Можно выделить следующие направления формирования педагогической культуры родителей:
- Воспитание мотивации.
- Формирование знаний.
- Формирование умений.
Использование многообразных форм и методов работы с родителями, что приведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, формированию педагогической культуры.
Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения детский сад №565, являющегося структурным подразделением Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области кадетской школы-интерната «Екатеринбургский кадетский корпус» по формированию педагогической культуры родителей, результаты диагностики структурно-содержательных характеристики и уровня сформированности педагогической культуры родителей свидетельствуют о необходимости изменения системы взаимодействия с родителями с целью формирования педагогической культуры родителей.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей.
Цель комплекса мероприятий: повышение уровня сформированности педагогической культуры родителей.
Поскольку в структуре формирования педагогической культуры родителей выделяются когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты, то именно на эти компоненты мы решили ориентироваться при формировании педагогической культуры родителей.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы (диагностики, анализа уровней педагогической культуры, разработки и реализации программы формирования педагогической культуры) формирует педагогическую культуру родителей, что обеспечивает организацию оптимальных условий воспитания ребёнка посредством совместных усилий воспитателей и родителей, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Следует отметить ещё одно важное и непременное условие результативного взаимодействия с родителями для формирования их педагогической культуры - это обретение доверия и авторитета, убеждение родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Агавелян М .Г, Данилова Е .Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями // Журнал воспитатель ДОУ. 2009. № 7. С.127-129.
2. Алебастрова A. A. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением. М.: ВАКО, 2008. 208 с.
3. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. № 4. С.17-18.
4. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
5. Артюнян М .Ю. О социальной обусловленности некоторых воспитательных проблем. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
6. Белинская Е. П. Социализация: содержание и общие тенденции развития в онтогенезе // Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007.
7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. 211 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. М.: Просвещение, 1968. 148 с.
9. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основ. положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях): Рост. н/Д гос. пед. ун-т, 1995. 32 с.
10. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 356 с.
11. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое сообщество России, 2002. 144 с.
12. Гирба Е. Ю. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований. М., 2013. 23 с.
13. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
14. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013. 128 с.
15. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: метод. руководство для работников ДОУ. М.: Сфера, 2001. 312 с.
16. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 135 с.
17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
18. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 80 с.
19. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. 128 с.
20. Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ: учеб. пособие. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2008. 160 с.
21. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Триволга, 1994. 304 с.
22. Кавашкина О. Д. Семейное воспитание в России (развитие идей от Древней Руси до начала ХХ века) // Семья в России. 1994. №2. С. 69-79.
23. Корепанова М. В., Липчанская И. А. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С.21-27.
24. Кузьмичева Е. И. Некоторые вопросы управления дошкольным образованием: пособие для заведующих и методистов детских садов, студентов, слушателей ИПК. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2009. 300 с.
25. Люблинская А .А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. интов. М.: Просвещение, 1971. 169 с.
26. Майер А. А., Давыдова О .И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
27. Макарова Т. А. Детский сад и семья. Книга воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. 175 с.
28. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / под ред. Е Д. Божович. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.
29. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-Пресс, 2006. 174 с.
30. Микляева Н. В. Семейный и родительский клубы в детском саду: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
31. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 282 с.
32. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. М.: Издательство «Скрипторий», 2008. 72 с.
33. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. 3-е изд., стер. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
34. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. 183 с.
35. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Наука, 2007. 139 с.
36. Пляскина Е. В.. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году. Троицк: РМК, 2013. 60 с.
37. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учеб заведений: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.
38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2012/01/26/polojenie- dok.html(Дата обращения 06.02.2019 г.).
39. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1964. 269 с.
40. Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. 2¬е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2014. 408 с.
41. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
42. Райгородский, Д Я. Психология семьи: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. 752 с.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. 720 с.
44. Рыбавлова И. А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. №4. С. 10-13.
45. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. 319с.
46. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Санкт-Петербург: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 80 с.
47. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Волгоград: Учитель, 2014. 203 с.
48. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004. 149 с.
49. Сорокин В.М. Специальная психология: учеб. пособие под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: «Речь», 2003. 216 с.
50. Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. 572 с.
51. Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. Волгоград,
2009. 104 с.
52. Третьякова П .И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и допол. М.: ТЦ Сфера, 2007. 240 с.
53. Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. М.: 5 за знания,
2010. 240 с.
54. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 303. 31.12.2012 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)
55. Федорова Л. А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2007. 104 с.
56. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат,1980. 444 с.
57. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Дошкольник: учим, развиваем, воспитываем. М.: ВАКО, 2011. 238 с.
58. Швец, И. Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / И. Г. Швец; Ярославль, 2001. 181 c.
59. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. C. 30.
60. Эльконин Д. Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1980. С. 24-26.