Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование грамматической стороны речи средствами дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №96849

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы133
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 8
1.1. Формирование грамматической стороны речи в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 15
1.3. Психолого-педагогическая сущность дидактической игры как средства
логопедической коррекции 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм исследования в рамках
констатирующего эксперимента 28
2.2. Обследование фонетико-фонематической стороны речи и анализ
полученных результатов 30
2.3. Обследования лексико-грамматической стороны речи и анализ
полученных результатов 35
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ 48
3.1. Основные принципы, цели, задачи логопедической работы по
формированию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 48
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
грамматической стороны речи средствами дидактической игры у старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 52
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента и определение
характера динамики логопедической коррекции 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей - правильная хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
Среди детей дошкольного возраста встречается большое количество детей с общим недоразвитием речи. У них недостаточно полноценно происходит овладение навыками словоизменения и словообразования, беден словарный запас как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь, звукопроизношение, фонематический слух. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой дошкольного учреждения общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
В связи с постоянным увеличением числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств языка занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных и сложных проблем современной логопедии. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л. С. Выготский). Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит многосторонний характер, что подтверждается многочисленными исследованиями специалистов многих направлений: психолого-педагогического (Р. Е. Левина, , С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, С. С. Ляпидевский С. Н. Шаховская другие), психолингвистического (В. К. Воробьева, В. А Ковшиков, Р. И. Лалаева и другие ) и медико-педагогического (О. Н. Исаев, В. В. Ковалев и другие).
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. Для современной педагогики является важным поиск средств для полного усвоения грамматического строя речи, к числу таких средств относятся дидактические игры, которые расширяют словарь детей, закрепляют формирование грамматического строя. Игра - это самый доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются процессы мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным.
Актуальность исследования и выявление противоречий позволили определить проблему исследования, которая заключается в выявлении и изучении особенностей формирования грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня при использовании дидактических игр.
Гипотеза исследования: вероятно логопедическая работа будет эффективной, если при формировании словоизменения, словообразования использовать дидактические игры, так как они создают благоприятные условия, стимулируют процесс развития грамматической стороны речи.
Цель исследования - систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Провести анализ специальной литературы по данной теме.
2. Обследовать особенности лексико-грамматической стороны речи у испытуемых детей на основе констатирующего эксперимента и провести анализ полученных результатов.
3. Определить содержание и направления логопедической работы по формированию грамматической стороны речи у детей средствами дидактических игр и оценить ее эффективность.
Объект исследования: грамматическая сторона речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (третий уровень).
Предмет исследования - формирование грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования дидактических игр.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической и специальной литературы, анализ, наблюдение, сравнение, педагогические эксперименты (констатирующий, формирующий, контрольный), апробация, статистическая обработка результатов исследования, обобщение экспериментальных данных.
Методологические и теоретические основы исследования:
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Г. В. Чиркина и др.);
- теория общего недоразвития речи и методы коррекции речевых дефектов (О. Е. Грибова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина);
- принципы игровой деятельности, как ведущей в дошкольный период; (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие);
- современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития лексико-грамматического строя речи в процессе онтогенеза и его значении для развития устной речи (А. Н. Гвоздев, Т. А. Гридина, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и другие);
- современные представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Г. А. Каше, З. А. Репина, Л. Ф. Спирова, И. А. Филатова и другие).
Практическая значимость исследования:
- определена последовательность этапов работы по развитию грамматического строя;
- разработано и апробировано содержание коррекционной работы с использованием комплекса дидактических игр, способствующих формированию грамматической стороны речи дошкольников в ДОУ №53, и доказана ее эффективность.
- содержание данной работы может использоваться логопедами.
База исследования детский сад №53 «Ромашка» г. Серов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе проанализированы теоретические источники исследования общего недоразвития речи. Во второй главе раскрыты основные этапы обследования речевых и неречевых функций детей и проанализированы полученные в ходе обследования результаты. В третьей главе определено и описано содержание и направления коррекционной работы выявленных нарушений у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Проанализирована эффективность проведенной логопедической работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена формированию грамматической стороны речи средствами дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В данной работе было проанализировано, что такое общее недоразвитие речи, механизм этого нарушения, проявления нарушения в устной речи. Развитие устной речи у ребенка является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедом.
Проведя анализ литературы по вопросу развития грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, можно отметить, что в настоящее время данная проблема имеет хорошую теоретическую и методическую разработку. При изучении психолого-педагогической литературы по коррекционной педагогике мы пришли к выводу, грамматическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня сформирована недостаточно.
При проведении обследования детей была выявлена связь между состоянием сформированности речевых и неречевых функций. В результате проведения констатирующего эксперимента по оценке сформированности грамматических средств языка у старших дошкольников с ОНР третьего уровня было выявлено, что уровень низкий.
Все дети были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. С экспериментальной группой проводился формирующий эксперимент по формированию грамматической стороны речи средствами дидактической игры , с контрольной группой занимался другой логопед.
В связи с этим нами была предложена коррекционная работа по следующим направлениям: обогащение словаря, формирование функции словообразования и словоизменения. Все занятия проводились в игровой форме, учитывая психические и физические особенности детей. Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Таким образом, необходимо отметить, что нарушение речевой деятельности у детей с ОНР требует выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Овладение грамматическими средствами языка старшими дошкольниками с ОНР третьего уровня будет эффективным, если в системе коррекционного обучения применять индивидуально-дифференцированный подход, основанный на уровне речевого развития и степени сформированности речи дошкольников. Использование дидактических игр будет способствовать мотивации к овладению грамматическими средствами , стимулировать лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, будет эффективным средством закрепления грамматических навыков, давать возможность много раз упражнять детей в повторении изучаемого материала.


1. Акименко, В. Н. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В. Н. Акименко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 79 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] /
A. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-синтез, 1999. - 276 с.
4. Архипова, E. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 254 с.
5. Бараменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. Д. Бараменкова ; Моск. пед. гос. ун-т им.
B. И. Ленина. - М. :, 1996. - 16 с.
6. Васильева, Т. В. Формирование лексики младших школьников с ринолалией [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Васильева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 192 с.
7. Винарская, Е. Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблема дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Правда, 1987. - 189 с.
8. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим
недоразвитием речи [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 280 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 1999. - 680 с.
10. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2004. - 287 с.
11. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : Астрель, 2007. - 160 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1961. - 154 с.
14. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. - М. : Эксмо, 1999. - 356 с.
15. Дмитриева, Л. И. Особенности коррекционной работы по
формированию словаря у учащихся младших классов школ для детей с нарушением интеллекта [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 /
Л. И. Дмитриева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 159 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ