ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 8
1.1. Развитие лексики детей в норме на разных этапах онтогенеза 8
1.2. Анализ состояния проблемы развития лексики дошкольников
с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ... 18
2.1. Организация и методика исследования особенностей лексики
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 18
2.2. Определение диагностического инструментария для исследования
сформированности лексики детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 21
2.3. Определение уровня сформированности лексики детей
дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.. 24
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 37
3.1. Теоретическое обоснование формирования лексики дошкольников
с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 37
3.2. Содержание логопедической работы по формированию лексики
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 39
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
Вопрос развития лексики детей дошкольного возраста был актуален всегда. Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией, это инструмент мышления. Основной формой самовыражения ребенка является «слово». Слово помогает осознать себя как индивидуальность. Слово помогает ребенку познать окружающий мир. Поэтому в дошкольной педагогике развитие словаря у ребенка рассматривается как одна из основных задач развития речи, ведь именно в дошкольном возрасте дети должны овладеть таким словарным запасом, который бы с легкостью позволил ему успешно обучаться в школе, общаться с взрослыми и сверстниками, понимать телевизионные и радиопередачи, а также литературу [5].
Огромное практическое и общеобразовательное значение имеет лексика, которая является важной частью языковой системы. Богатый словарь - главный признак высокого развития речи детей. Именно поэтому одним из актуальных вопросов в современной логопедии, является вопрос о состоянии словаря и его развитии при различных формах речевых нарушениях, а важнейшее место занимает проблема развития лексики [27]. У детей с различными формами речевых нарушений наблюдаются признаки нарушений в формировании лексики: у детей с легкой формой дизартрии, с алалией, с дизартрией при ДЦП, с ЗПР. Однако, в настоящее время, комплексных исследований нарушений лексики и особенностей ее развития у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии недостаточно.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции их нарушения. Из-за недостаточного уровня развития речи, который во многом определяется недостаточностью словарного запаса, неправильным употреблением слов, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, дети с недоразвитой речью испытывают трудности, в процессе развития коммуникативных умений детей[14], а также в овладении чтением, письмом и счетом [25].
Исходя из вышеизложенного, определена проблема исследования: недостаточный уровень сформированности лексики у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Проблема развития лексики у детей младшего дошкольного возраста актуальна тем, что от сформированности этого компонента структуры языка зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Объект исследования - лексика у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: процесс формирования лексики у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель данного исследования: изучить особенности развития лексики у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и выявить специфику логопедической работы по формированию словаря и обосновать содержание коррекционной работы.
Гипотеза исследования: Учитывая несформированность различных компонентов речевой системы у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, можно предположить, что лексическая сторона речи у этих детей будет иметь недостатки: малый объем словаря, неточность употребления и понимания слов и т.д. Поэтому необходима разработка методических рекомендаций для логопедической работы по коррекции лексики и развитию пассивного и активного словаря, а также уточнению значений слов - это и будет способствовать преодолению данного нарушения речи у детей данной возрастной категории.
Основными задачами исследования являются:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу развития лексической стороны речи у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
2. Изучить особенности лексики у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
3. Подбор методики исследования сформированности лексической стороны у младших дошкольников, обработка результатов исследования, с помощью подобранных методов;
4. Провести констатирующий эксперимент (исследовать состояние лексики у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и у детей с нормальным речевым развитием);
5. Провести анализ полученных результатов сформированности лексики у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и у детей с нормальным речевым развитием;
6. В соответствии с полученными результатами обследования подобрать методику коррекционной работы и провести коррекционную работу по формированию лексики у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
7. Провести контрольный эксперимент (исследовать состояние лексики у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии до и после коррекционной работы по развитию лексической стороны речи).
8. Оценить эффективность подобранной методики коррекционного обучения по формированию лексики у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (в соответствии с полученными результатами обследования).
В литературе имеется немало исследований, посвященных лексической стороне речи и ее коррекции у обучающихся с дизартрией (Р. И. Лалаева [26], Р. Е. Левина [28], Л. В. Лопатина [34], Н. В. Серебрякова [33], Т. Б.Филичева [55], Г. В.Чиркина [57] и другие). Методологическую основу исследования составили: методы обследования речи детей (Г. В. Чиркина [57]), методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи и методика динамического обследования детей с нарушениями речи (Г. А. Волкова [8], М. А. Илюк), методика изучения лексики и грамматического строя речи (Р. И. Лалаева [27], Н. В. Серебрякова [26]), коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей (Е. Ф. Архипова [3]).
Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы. Применялись методы: обобщение и теоретический анализ научной литературы; эмпирический метод; анализ статистики; системный анализ; выделение и синтез главных компонентов; опрос младших дошкольников; анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении существующих данных о специфике нарушения лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования позволят расширить представления о характере нарушений лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста, что будет способствовать обоснованию методов и приемов логопедической работы по обогащению активного и пассивного словаря у детей 3 - 4 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В теоретической части был проведен обзор научных исследований лексики детей, показана сущность процесса формирования лексики младших дошкольников (детей 3 - 4 лет). Выводы, которые были получены в ходе экспериментального исследования, послужили обоснованием для определения методики работы, направленной на развитие лексической стороны речи младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Пытались связать воедино теорию и практику.
В констатирующем эксперименте у детей экспериментальной группы были выявлены низкие показатели развития лексической стороны речи. У детей практически не развит глагольный словарь, они не могут правильно показать многие предметы, путаются в определениях высоты и величины. Что доказывает важность проведения коррекционной работы у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, направленной на повышение уровня развития словаря. Для этого был отобран комплекс методик и упражнений (с использованием разнообразного наглядного материала), которые способствовали развитию лексики.
С целью повышения уровня развития лексической стороны речи у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии был проведен формирующий эксперимент.
На формирующем этапе коррекционной работы за основу были взяты методики Л. Н. Павловой, С. А. Мироновой по развитию лексики у младших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Данные методики были адаптированы для младших дошкольников, учитывая содержание программы обучения, результат констатирующего эксперимента, а также особенности развития детей.
Основой целью было формирование лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью подобранного развивающего комплекса.
Формирующий эксперимент построен таким образом, чтобы решать одновременно главные задачи.
Во время проведения формирующего эксперимента было доказано, большое значение имеет использование рассуждений, доказательств, объяснений, ситуаций.
Таким образом, данная исследовательская работа была направлена на повышение уровня развития лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для оценки эффективности выполненной работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что у детей повысились показатели развития лексической стороны речи:
- увеличился лексический запас. Они стали меньше допускать ошибки в определении и назывании предмета и частей тела;
- увеличился уровень понимания действий, их выполнения, и называние.
- возрос уровень словаря прилагательных, а именно: дети научились определять величину (большой - маленький) и т.д.
Отмечено, что дети стали чаще обращать внимание на речь сверстников, стали справлять детей которые говорят неправильно. Также дети старались запомнить, как правильно говорить, интересовались, верно ли сказали какое либо слово фразу.
Итоговый эксперимент показал, что в принципе данная методика работает, за исключением некоторых моментов.
Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение и представленную выше методику в дальнейшем можно рекомендовать к использованию в своей работе логопеда в ДОУ.
1. Алексеева, М. М. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : 1999. — 252 с.
2. Аркин, А. Е. Дошкольный возраст [Текст] / А. Е. Аркин. - М. : Учпедгиз, 1948. - 336 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
4. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : «Владос», 2009. - 203 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
6. Ванюхина, Г. А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля. [Текст] / Логопед. - 2006 - № 4 - С.21- 41.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия: Библиотека логопеда [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : 2005. - 51 с.
8. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. - С.- Пб. : 1993. - 215 с.
9. Выготский Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ «Астрель», 2000. - 1008 с.
10. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов) [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2001. - 368 с.
12. Выготский, Л. С. Развитие устной речи: Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. Ч. 1. - 51 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов — М. : АРКТИ, 2002. — 144 с.
15. Грибова, О. Е. Онтогенетический принцип в логопедии: Психолингвистика и современная логопедия [Текст] / О. Е. Грибова; под ред. Л. Б. Халиловой. - М. : Экономика, 1997. - С. 31 -40.
16. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О. Е. Громова. - М.: 2003. - 214 с.
...