Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ

Работа №96836

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО 11
1.1. ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ 11
1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 28
1.3. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ
ГЕОМЕТРИИ 34
1.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ СПО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ 38
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 1 42
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ 43
2.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ 43
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


В условиях перехода к интенсивному развитию экономики решаются важные проблемы общества, образа жизни людей, в которых требуются не только фундаментально образованные кадры, но и специалисты, способные постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать образовательный уровень и творчески применять знания на практике. Сказанное определяет особое внимание к формированию у профессиональных кадров умения самостоятельной работы. В рамках выделенного контекста Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО), фиксируя компетентностную парадигму образования, ставят перед образовательными учреждениями задачу обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Решение поставленной задачи требует разработки педагогических условий, которые создают возможность успешной реализации интересов и способностей студентов. В качестве одного из условий указанного направления педагоги предлагают организацию информационной образовательной среды (ИОС) в процессе обучения.
Рассматривая самостоятельную работу студентов СПО как составляющую результата профессионального образования, выделим, что согласно ФГОС СПО самостоятельная работа нашла отражение в следующих видах компетенций: ОК 2 - «Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество», ОК 4 - «Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», ОК 8 - «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием» [33].
Современные исследования проблемы организации самостоятельной работы и ее эффективности дополняют имеющиеся в классической педагогике результаты, суть которых заключается в следующем: изучены виды и формы самостоятельной работы студентов (М.Г. Гарунов, А.В. Меренков и другие) [7, 24]; освещены сущность самостоятельной работы, ее признаки и задачи (П.И. Пидкасистый, А.С. Лында, Р.Б. Срода и другие) [29]; исследованы вопросы организации самостоятельной работы (А.А. Вербицкий, В. Граф, Р.А. Низамов и другие).
При этом анализ научно-методической литературы, в частности, диссертационных исследований (Н.В. Кривенко [21], Я.И. Мельниченко [23], А.В. Слепухина [40, 41] и др.) показал, что основное внимание в исследованиях обращено к проблемам организации самостоятельной работы в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях и гораздо меньше - в учреждениях среднего профессионального образования.
Научные публикации свидетельствуют о том, что вопрос организации самостоятельной работы достаточно активно обсуждается, педагоги делятся опытом использования разных форм, методов и приемов организации самостоятельной работы студентов. Однако, при всем множестве направлений исследований данная проблема, на наш взгляд, остается в недостаточной степени разработанной, так как не хватает методик организации самостоятельной работы в рамках реализации компетентностного подхода при учете разных специфик контингента обучаемых и особенностей содержания учебного материала. К тому же, при активном внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), не в полной мере рассмотрены вопросы использования средств ИКТ в организации самостоятельной работы (за исключением различных поисковых систем). В частности, как показывают наблюдения за деятельностью преподавателей при организации самостоятельной работы обучающимися практически не используются облачные технологии, которые, по результатам педагогических исследований, являются эффективными дидактическими средствами обучения и, в том числе, организации самостоятельной работы студентов.
Сказанное позволяет сформулировать положение о том, что в ходе анализа научной литературы и образовательной практики выявлены следующие противоречия:
1. На научно-педагогическом уровне - между необходимостью эффективной организации самостоятельной работы студентов и недостаточной направленностью педагогических исследований на поиск и обоснование дидактических возможностей средств ИКТ для организации самостоятельной работы в рамках реализации компетентностного подхода;
2. На научно-методическом уровне - между дидактическим потенциалом средств ИКТ и, в частности, облачных технологий, и отсутствием соответствующих методик организации самостоятельной работы студентов в системе средне-специального образования при изучении материала конкретной учебной дисциплины.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: какова должна быть методика организации самостоятельной работы студентов СПО с использованием облачных сервисов при обучении геометрии.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Методика организации самостоятельной работы студентов СПО с использованием облачных сервисов при обучении геометрии».
Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы студентов СПО при обучении геометрии в рамках реализации компетентностной парадигмы образования.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной работы студентов СПО при обучении геометрии с помощью облачных сервисов.
Цель исследования: разработать и научно обосновать методику организации самостоятельной работы студентов СПО с помощью облачных сервисов при обучении геометрии.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: методика организации самостоятельной работы студентов СПО с использованием облачных сервисов при обучении курса геометрии будет результативной, если:
1. организация самостоятельной деятельности в компетентностной парадигме профессионального образования будет основана на дидактических принципах индивидуализации и корпоративности, а так же технологических принципах структурной вложенности пооперационного состава действий, составляющих самостоятельную деятельность, системности и доступности;
2. созданная облачная информационная образовательная среда (в Google Classroom) будет обладать свойством технологической полноты, то есть содержать инструментарий для выполнения всех видов индивидуальных и групповых учебных и познавательных заданий;
3. наполнение содержательного и деятельностного компонентов облачной информационной образовательной среды при изучении геометрии будет основано на информационно-развивающем подходе.
На основании цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ педагогических подходов к организации самостоятельной работы студентов СПО с целью выявления особенностей самостоятельной деятельности и принципов организации самостоятельной работы.
2. Выявить дидактические возможности облачной информационной образовательной среды для организации самостоятельной работы студентов при обучении математике и сформулировать требования к ее структурным компонентам.
3. Выделить сущность информационно-развивающего подхода при обучении геометрии и разработать соответствующий инструментарий ИОС для выполнения индивидуальных и групповых учебных и познавательных заданий, направленных на формирование и развитие самостоятельной деятельности.
4. Разработать структурно-функциональную модель методики организации самостоятельной работы у студентов СПО с использованием облачных сервисов при обучении геометрии.
5. Осуществить опытно-поисковую работу по проверке результативности применения разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
1. по теории методических систем (В.П. Беспалько) [3];
2. по теории формирования умений самостоятельной деятельности (И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый) и организации самостоятельной работы (С.Е. Ярцева, А.А. Леонтьев) [51];
3. по формированию персональных облачных образовательных сред, их содержательному наполнению и применению в обучении (G. Attwall, M. Harmelen, M. Chatti, С.Х. Васильченко, Н.Н. Казаченок, Б.Е. Стариченко, Л.В. Сардак, А.В. Слепухин, В.А. Стародубцев, Т.Н. Фокина) [43, 52];
4. по методике обучения математике (Х.Ж. Ганеев, И.Н. Семенова)
5. по методике обработки результатов педагогического исследования (А.С. Казаринов, Б.Е. Стариченко и др.) [44].
Методы исследования:
1. теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ ФГОС СПО, учебных программы, учебных пособий и методических материалов по математике, педагогическое проектирование и моделирование;
2. экспериментальные методы: наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов в процессе использования на занятии облачных сред; беседы и анкетирование; методы педагогических измерений и диагностики, адекватные задачам исследования (тестирование, поэлементный анализ), метод экспертных оценок, методы статистической обработки результатов.
База исследования: ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В отличие от работы Г.А. Алексаняна [1], в которой рассматривается формирование самостоятельной деятельности студентов СПО в обучении математике с использованием облачных технологий, а также работы Т.С. Шириковой [49], в которой рассматривается использование облачных технологий при обучении геометрии с использованием DGS GEOGEBRA, в настоящем исследовании обосновывается возможность и доказывается целесообразность применения информационной образовательной среды для организации самостоятельной работы при обучении геометрии студентов СПО.
2. Разработана методика организации самостоятельной работы, основанная на использовании облачных сред при обучении геометрии.
3. Опытным путем доказана результативность применения предложенной методики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Обосновано выделение принципов использования облачной среды при организации самостоятельной работы студентов СПО в процессе обучения геометрии: принцип единства теории и практики, индивидуализации,
системности, технологической доступности.
На основании выделенных принципов построена структурно - функциональная модель самостоятельной работы студентов СПО при изучении геометрии, которая состоит из целевого, структурно-содержательного, оценочного и предметно-рефлексивного компонентов, выполняющих
объяснительно-иллюстративную, диагностическую функции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения. Разработаны:
1) электронная рабочая тетрадь по геометрии;
2) материалы для мобильного тестирования;
3) материалы для опросов в google формах;
4) измерительные материалы в тестовой форме для оценки умения само-стоятельного получения теоретических знаний для изучения геометрии;
5) методические рекомендации для преподавателей по использованию методики организации самостоятельной работы у студентов СПО при изучении геометрии с использованием облачных сервисов.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась 2017-2018 гг. на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж». Общий охват обучаемых, принявших участие в опытно-поисковой работе на всех этапах (текущем и заключительном), составил 30 человек.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация самостоятельной работы как системы самостоятельной деятельности в компетентностной парадигме профессионального образования основывается на дидактических принципах индивидуализации и корпоративности, а так же технологических принципах структурной вложенности пооперационного состава действий, системности и доступности.
2. Облачная информационная образовательная среда для формирования умения самостоятельной работы на основе системы самостоятельной деятельности должна обладать свойством технологической полноты: предоставлять инструментарий для выполнения всех видов индивидуальных и групповых учебных и познавательных заданий.
3. Наполнение содержательного и деятельностного компонентов облачной информационной образовательной среды для формирования умения самостоятельной работы при изучении геометрии должно быть основано на информационно-развивающем подходе.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на ... страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего ... источников, ... приложений. В тексте работы ... таб-лиц, . рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) Заключение по задаче 1.
2) Заключение по задаче 2
3) и т.п.
Апробация результатов работы в ГАПОУ СО «Екатеринбургском эко-номико-технологическом колледже» г. Екатеринбурга показала высокую... Начальная гипотеза исследования подтвердилась в части.; расхождение с гипотезой в отношении ... обусловлено ...
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.


1. Алексанян Г. А. Развитие самостоятельной деятельности студентов
СПО при использовании ИКТ в обучении математике / Г. А. Алексанян // Международный научно-исследовательский журнал. - No 3 (3). -
Екатеринбург, 2012. - С. 59-64.
2. Андрафанова Н.В., Закира И.А., Назарян Д.С. Инновационные технологии в преподавании геометрии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). - Новосибирск: СибАК, 2014.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977. - 304с.
4. Боброва, М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. П. Боброва. - Барнаул, 1997. - 178 с.
5. Введение в Google Classroom. Краткий обзор особенностей и функций LMS-системы от цифрового гиганта Google // Newtonew: образовательный портал, сайт об образовании и обучении URL: https://newtonew.com/web/vvedenie-v-google-classroom (дата обращения: 15.10.2017).
6. Вербицкий А.А и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. //Высш. образование в России 2013, №2. - С. 137-145.[с. 140].
7. Ганеев Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. - 102 с.
8. Гарунов, М. Г. Самостоятельная работа студентов [Текст] / М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый. - Москва: Знание, 1978. - 34 с
9. Граф, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов [Текст] / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. - Москва: Изд-во МГУ, 1981. - 78 с.
10. Григорян, В Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов [Текст] / В. Г. Григорян, П. Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 108-114.
11. Денисова, Г. В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе [Текст] / Г. В. Денисова // Тез. докл. межвуз. конф.: Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. - Рязань: Изд-во ГПУ, 1998. - С. 32-34.
12. Ермолаева В.И. Организация самостоятельной работы студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Ульяновск, 2004. - 24 с.
13. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кН. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
14. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 2009. - 239 с.
15. Жуков, Г. Н. Профессиональный стандарт педагога и особенности его реализации в системе СПО [Текст] / Г. Н. Жуков // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 11. - С. 28-31.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ