Формирование звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ЗПР 6
1.1. Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Клинико-психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с
ЗПР 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 28
2.1. Организация логопедического обследования звукопроизношения у
младших школьников с ЗПР 28
2.2. Результаты логопедического обследования младших школьников с ЗПР
и их анализ 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬКОВ С ЗПР И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Цели, задачи, принципы и организация формирующего эксперимента .. 43
3.2. Содержание логопедических занятий с младшими школьниками с ЗПР и
псевдобульбарной дизартрией 48
3.3 Контрольный эксперимент (оценка результативности коррекционно-развивающего обучения) 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ЗПР 6
1.1. Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Клинико-психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с
ЗПР 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 28
2.1. Организация логопедического обследования звукопроизношения у
младших школьников с ЗПР 28
2.2. Результаты логопедического обследования младших школьников с ЗПР
и их анализ 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬКОВ С ЗПР И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Цели, задачи, принципы и организация формирующего эксперимента .. 43
3.2. Содержание логопедических занятий с младшими школьниками с ЗПР и
псевдобульбарной дизартрией 48
3.3 Контрольный эксперимент (оценка результативности коррекционно-развивающего обучения) 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Псевдобульбарная дизартрия - часто встречаемое расстройство речи у детей, где ведущим симптомом в структуре дефекта являются фонетические нарушения, которые часто совмещаются с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с большими усилиями поддаются исправлениям, отрицательно влияют на развитие фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой системы, тем самым, вызывая в их развитии вторичные отклонения [13].
Отклонения в развитии речи влияют и на формирование всей психической жизни ребенка. Затрудняется общение с окружающими, они нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта, как правило, возникает ряд вторичных отклонений, которые формируют в целом картину аномального развития ребенка [10].
Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. В своих исследованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власова отмечали, что детям с задержкой психического развития присуща, прежде всего, неадекватность самооценки, неорганизованность, некритичность. Эмоции таких детей поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к раздражению. Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность [22].
У таких детей, совместно с нарушениями различных психических функций, в большей или меньшей степени оказываются несформированными оперирование элементами речи и речевая система на практическом уровне, а это все, делает невозможным переход к осознанию сложных языковых закономерностей и усвоению речи на более высоком уровне. На это указывают исследования таких авторов как Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко, В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Р. И. Лалаева и др. [10].
Нарушения речи такой категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Так, у детей с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании звуков позднего онтогенеза с такой аномалией развития ко времени обучения в школе затрудняет изучение программы по русскому языку, ведет к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому проблема нарушений речи у детей с задержкой психического развития является чрезвычайно актуальной, теоретически и практически значимой проблемой логопедии [22].
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой нарушений звукопроизношения и речи в целом, а также их коррекции у младших школь-ников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Объектом исследования является: нарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, опробовать на практике содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования;
• подобрать диагностические методы и приемы, позволяющие оценить развитие звукопроизношения и фонематических процессов;
• определить направление содержания коррекционной работы с младшими школьниками с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях;
• провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, позволяющий оценить эффективность проведенной работы.
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях, проведен в научных трудах Гвоздева А. Н., Жинкина Н. И., Лебединской К. С., Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Шевченко С. Г., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б., Мальцевой Е. В., Боряковой Н. Ю., Соботович Е.Ф., Слепович Е.С., Артемьевой Т. П. и мн. др.
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Карпинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» города Карпинска.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Отклонения в развитии речи влияют и на формирование всей психической жизни ребенка. Затрудняется общение с окружающими, они нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта, как правило, возникает ряд вторичных отклонений, которые формируют в целом картину аномального развития ребенка [10].
Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. В своих исследованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власова отмечали, что детям с задержкой психического развития присуща, прежде всего, неадекватность самооценки, неорганизованность, некритичность. Эмоции таких детей поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к раздражению. Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность [22].
У таких детей, совместно с нарушениями различных психических функций, в большей или меньшей степени оказываются несформированными оперирование элементами речи и речевая система на практическом уровне, а это все, делает невозможным переход к осознанию сложных языковых закономерностей и усвоению речи на более высоком уровне. На это указывают исследования таких авторов как Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко, В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Р. И. Лалаева и др. [10].
Нарушения речи такой категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Так, у детей с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании звуков позднего онтогенеза с такой аномалией развития ко времени обучения в школе затрудняет изучение программы по русскому языку, ведет к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому проблема нарушений речи у детей с задержкой психического развития является чрезвычайно актуальной, теоретически и практически значимой проблемой логопедии [22].
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой нарушений звукопроизношения и речи в целом, а также их коррекции у младших школь-ников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Объектом исследования является: нарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, опробовать на практике содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования;
• подобрать диагностические методы и приемы, позволяющие оценить развитие звукопроизношения и фонематических процессов;
• определить направление содержания коррекционной работы с младшими школьниками с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях;
• провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, позволяющий оценить эффективность проведенной работы.
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях, проведен в научных трудах Гвоздева А. Н., Жинкина Н. И., Лебединской К. С., Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Шевченко С. Г., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б., Мальцевой Е. В., Боряковой Н. Ю., Соботович Е.Ф., Слепович Е.С., Артемьевой Т. П. и мн. др.
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Карпинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» города Карпинска.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Речевое развитие детей - это закономерный, упорядоченный процесс, который проходит в своем развитии ряд важных взаимосвязанных этапов. Все они важны, т. к. во время формирования и становления того или иного вида речевой деятельности происходит формирование речи, как таковой и всех процессов с ней связанных.
Если на каком-либо этапе развития ребенка происходит воздействие на центральную нервную систему различных вредных факторов, то это может привести к нарушениям и задержкам в физическом, психологическом и речевом развитии.
Псевдобульбарная дизартрия является часто встречающимся речевым нарушением среди детей, которая имеет направленность к значительному росту. Теоретический обзор литературы показал, что псевдобульбарная дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, имеющее отличи-тельную особенность в комбинаторности нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи, которые отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы.
Слабо выраженная недостаточность, органическая или функциональная, ЦНС у детей, вызывает задержку их психического развития. Задержка психического развития у детей характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
У большинства младших школьников с ЗПР, как показало исследование, имеются разнообразные нарушения речи. В плане недоразвития речи в первую очередь проявляется несформированность ее звуковой стороны, недостатки речи в этом случае не ограничиваются неправильным произношением звуков, они отражаются в недостаточности их различения, звуковой анализ речи затруднен по причине несформированности фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Все это влияет на несформированность и недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, воображения) у данной категории детей, ведь на основе развития речи и происходит формирование и развитие ВПФ.
Для преодоления всех этих нарушений, была поставлена цель по формированию звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией, для реализации которой решались определенные задачи: провести исследование, подтверждающее эти факты, разработать систему коррекционно-развивающего обучения, после этого выяснить, с помощью контрольного исследования, появились ли изменения во всех взаимосвязанных с речью процессах и функциях.
В ходе проведенного исследования, во время констатирующего эксперимента были получены подтверждающие данные, что у обследованных детей имеются отклонения в развитии всех компонентов речевых и неречевых процессов и функций. Был уточнен речевой диагноз и в структуре дефекта имеется системное недоразвитие речи у детей с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией легкой степени.
В ходе формирующего эксперимента была отобрана экспериментальная группа детей, на каждого из них был разработан перспективный план, определены этапы коррекционно-развивающей работы, каждый этап имел свою цель, задачи и содержание. На всех этапах, кроме обучения, воспитывались внимание, познавательная деятельность, целенаправленность, самодисциплина и другие функции, недоразвитие которых имеется у детей с ЗПР и определяет специфику работы с этой категорией детей.
Сравнительный анализ, после проведения всех вышеперечисленных мероприятий показал повышение уровня формирования моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов.
Таким образом, завершая работу по изучению формирования звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией, можно сказать о том, что предложенная система коррекционно-развивающей работы показала результативность, а значит эффективность. Это говорит о том, что задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, и цель по теоретическому обоснованию, разработке и реализации на практике содержания логопедической работы по формированию звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией достигнута
Если на каком-либо этапе развития ребенка происходит воздействие на центральную нервную систему различных вредных факторов, то это может привести к нарушениям и задержкам в физическом, психологическом и речевом развитии.
Псевдобульбарная дизартрия является часто встречающимся речевым нарушением среди детей, которая имеет направленность к значительному росту. Теоретический обзор литературы показал, что псевдобульбарная дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, имеющее отличи-тельную особенность в комбинаторности нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи, которые отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы.
Слабо выраженная недостаточность, органическая или функциональная, ЦНС у детей, вызывает задержку их психического развития. Задержка психического развития у детей характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
У большинства младших школьников с ЗПР, как показало исследование, имеются разнообразные нарушения речи. В плане недоразвития речи в первую очередь проявляется несформированность ее звуковой стороны, недостатки речи в этом случае не ограничиваются неправильным произношением звуков, они отражаются в недостаточности их различения, звуковой анализ речи затруднен по причине несформированности фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Все это влияет на несформированность и недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, воображения) у данной категории детей, ведь на основе развития речи и происходит формирование и развитие ВПФ.
Для преодоления всех этих нарушений, была поставлена цель по формированию звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией, для реализации которой решались определенные задачи: провести исследование, подтверждающее эти факты, разработать систему коррекционно-развивающего обучения, после этого выяснить, с помощью контрольного исследования, появились ли изменения во всех взаимосвязанных с речью процессах и функциях.
В ходе проведенного исследования, во время констатирующего эксперимента были получены подтверждающие данные, что у обследованных детей имеются отклонения в развитии всех компонентов речевых и неречевых процессов и функций. Был уточнен речевой диагноз и в структуре дефекта имеется системное недоразвитие речи у детей с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией легкой степени.
В ходе формирующего эксперимента была отобрана экспериментальная группа детей, на каждого из них был разработан перспективный план, определены этапы коррекционно-развивающей работы, каждый этап имел свою цель, задачи и содержание. На всех этапах, кроме обучения, воспитывались внимание, познавательная деятельность, целенаправленность, самодисциплина и другие функции, недоразвитие которых имеется у детей с ЗПР и определяет специфику работы с этой категорией детей.
Сравнительный анализ, после проведения всех вышеперечисленных мероприятий показал повышение уровня формирования моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов.
Таким образом, завершая работу по изучению формирования звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией, можно сказать о том, что предложенная система коррекционно-развивающей работы показала результативность, а значит эффективность. Это говорит о том, что задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, и цель по теоретическому обоснованию, разработке и реализации на практике содержания логопедической работы по формированию звукопроизношения у младших школьников с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией достигнута
Подобные работы
- Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работы по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речи у младших школьников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление психо-речевого недоразвития у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по формированию навыков самоконтроля речи у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022



